На воздушной смазке
C начала XX века умы конструкторов железнодорожного транспорта будоражит идея вовсе отказаться от физического контакта с рельсами. Это позволило бы избавиться от сопротивления качения и значительно повысить скорость поездов. Первым такую идею высказал в 1930-х годах инженер компании Ford Эндрю Кучер, он же разработал концепцию «воздушной смазки» — слоя воздуха, выдуваемого под давлением из многочисленных небольших отверстий между днищем автомобиля или поезда и гладкой опорной поверхностью (многие читатели наверняка видели этот эффект в настольном аэрохоккее).
https://youtu.be/5gNZ-lFdmZ8
В 1960-х годах, после изобретения судов на воздушной подушке (СВП), к этой идее вернулись вновь. Кучер, ставший к тому времени вице-президентом Ford, высказал предположение, что этот принцип может быть использован в поездах, способных развивать 300-700 км/ч. Множество инженерных групп и компаний тогда всерьез рассматривали воздушную подушку в качестве альтернативы колесам и рельсам. В Великобритании этим занималась группа Кристофера Коккерелла (изобретателя СВП), но наиболее известным проектом стал Aerotrain французского конструктора Жана Бертэна, который построил несколько прототипов (в половинном масштабе и полноразмерных).
Один из таких прототипов в 1974 году показал скорость 430 км/ч. Французские железные дороги SNCF хотели запустить скоростную линию Aerotrain, однако потом отказались от этой идеи в пользу традиционных колесно-рельсовых поездов.
Маглев
Во второй половине XX века воздушная подушка как концепция уступила место магнитной подвеске — еще более старой идее (первые патенты на эту тему датируются 1905-1907 годами). Магнитная подвеска, или «маглев» (maglev — magnetic levitation) объединяет два различных принципа.
Первый — это электромагнитная подвеска, работающая на силах притяжения мощных электромагнитов к нижней части перекладины Т-образной рельсы. Система обратной связи регулирует ток в электромагнитах таким образом, что поезд постоянно «парит» над путями. Это проверенная технология, которая работает на малых и даже на нулевых скоростях.
Поезд на магнитной подвеске, соединяющий Шанхай с Шанхайским международным аэропортом
Второй принцип — это электродинамическая подвеска, работающая за счет сил взаимодействия (притяжения и отталкивания) постоянных или сверхпроводящих магнитов в поезде с магнитными полями, наводимыми в путях при движении поезда. Такая система позволяет потенциально достигать больших скоростей с большей нагрузкой при меньшем потреблении энергии, но основным ее минусом является то, что на малых скоростях она не работает, и требуется шасси для «приземления» поезда при остановке или начале движения.
Все существующие современные поезда «маглев» используют электромагнитную систему подвески. В XX веке в различных странах было построено множество экспериментальных и даже несколько таких коммерческих систем на коротких (несколько километров) маршрутах, специально созданных к различным крупным выставкам — то есть в основном для развлечения публики. Скорость таких поездов обычно не превышает 100-110 км/ч. Единственный высокоскоростной поезд на магнитной подвеске в коммерческой эксплуатации на сегодняшний день — это поезд немецкой разработки Transrapid, соединяющий Шанхай с Шанхайским международным аэропортом. Его максимальная скорость — 430 км/ч, а свой 30-километровый маршрут он проходит за 8 минут.
Однако лет через 10 ситуация может измениться — JR Central, японский оператор сети «Синкансен», планирует в 2027 году запустить маглев-поезда на линии Токио-Нагойя. Сейчас поездка из Токио в Нагойю занимает 1 час 35 минут, а маглев, развивавший на испытаниях скорость в 581 км/ч, сократит это время до 40 минут.
«Большая тройка»
У Alstom накоплен самый долгий опыт эксплуатации высокоскоростных поездов, что позволило компании к концу XX века стать ведущим мировым производителем высокоскоростных поездов не только для Франции, но и для других стран — Испании, Южной Кореи, Италии и Марокко. Но в 1990-х годах ситуация начала меняться. Хотя в Германии высокоскоростные поезда Intercity-Express (ICE), развивающие 280 км/ч, появились почти на 10 лет позже французских TGV, их производитель, компания Siemens, к началу 2000-х годов уже составляла серьезную конкуренцию компании Alstom, наряду с еще одним мировым гигантом — канадской компанией Bombardier. Вот эта «большая тройка» (которой сейчас начинает наступать на пятки японская Kawasaki Heavy Industries и испанская Talgo) и делит между собой мировой рынок высокоскоростных поездов (способных достигать 380 км/ч).
https://youtu.be/Z7vh2RlZ5jk Alstom — AGV
«Эта конкуренция лежит не только в области экономики, но в обусловлена рядом технических решений, — объясняет заместитель главного редактора журнала "Железные дороги мира" Алексей Ефремов. — Французские высокоскоростные поезда построены по так называемой сочлененной схеме — тележки расположены не под вагонами (по две под каждым), а между ними. Такая конструкция имеет множество преимуществ — снижается масса поезда за счет уменьшения количества тележек, а также увеличивается пассажировместимость. Например, при длине 200 м поезд нового поколения Alstom AGV, состоящий из 11 вагонов, имеет 12 тележек, в то время как аналоги других производителей при той же длине состоят из 8 вагонов с 16 тележками. А это экономия и на производстве, и на обслуживании».
Комментарии
https://www.youtube.com/watch?v=vI3OInvdA-E
Илон сечас не занимается этим проектом, ссылаясь на очень большую занятость. Он выложил идею в открытый доступ и предложил всем желающим этим заняться. Есть несколько компаний, которые сейчас пытаются воплотить это в жизнь. Маск сказал, что, если они не достигнут успеха, он подключится.
Перспектива - околозвуковая скорость.
Сейчас идут испытания и строится первый экспериментальный участок в натурных масштабах.
А если разгонять капсулы до скорости 8 км/сек, магнитные опоры станут не нужны, - наступит невесомость.
Есть проекты с магнитной левитацией, но основным направлением остается воздушная подушка