ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДУШИ В ПРОЗЕ

На модерации Отложенный

Возможно, не все в мире заметили, но в Санкт-Петербурге в Доме писателя 14-го января состоялась презентация сборника прозы «Едукарь», составленного Татьяной Помысовой, и в котором своими творениями приняли участие члены нашего сообщества.

То ли по этой причине, то ли по какой иной, но к назначенному часу начала презентации в Дом писателя пришло менее 100 человек. И это хорошо! – сказал я себе, поскольку привыкший к свободному пространству и к достатку кислорода, с детства не переношу разные собрания, по какому бы они поводу не случались.

Итак, менее ста человек, собрались в зале, не считая Татьяны Помысовой. А её и считать не нужно было, так как она к назначенному часу не собралась и мужественно боролась с пробками и обледеневшими дорогами на автомобиле неизвестной марки где-то в районе проспекта Вознесенского.

- Это не так уж и далеко – тоскливо промолвил Павел Алексеев, отвечавший перед Домом писателя за проведение мероприятия и только что переговоривший с Татьяной по телефону. - Может, начнём без неё? – неуверенно предложил он.

Я, всегда поддерживающий авантюры, тут же согласился с Павлом. И спросил: - Кто-нибудь читал или хотя бы видел сборник?

Из собравшихся таковых не нашлось. Я видел сборник и прочитал перед приходом даже несколько рассказов: в первую очередь свой, Инны Симхович, Сонечки Winter, Людмилы Лукьянченко и Евгения Гусаченко. Более того, сборник был у меня с собой и лежал в папке. Но я об этом никому не стал говорить, так как мне чрезвычайно интересны всякие интриги и мне было любопытно, что же будет дальше. А дальше Павел подошёл к столу и начал откуда-то доставать листы, сетуя на разные обстоятельства и не находя то, что хотелось бы нам прочитать. Наконец нашёл. И я благословляю этот момент. Это уже не был Павел, которого мы знаем в обычной бытовой обстановке. Жванецкий, достающий листы с текстом и отводящий руку, - это совсем другое.

Павел мгновенно преобразился, и его тексты независимо от содержания перенесли нас в какой-то иной мир. Правая рука Павла очень выразительна. Иногда даже она несёт какую-то самостоятельную функцию, и ты вместе с ней впадаешь в грусть или радость, изумление или иронию… Но самое главное, что это вовсе не нарочито, а вполне естественно. И ты даже если не вполне понимаешь логику повествования, оказываешься в мире мыслей и воображения Павла

- Вот так нужно читать! – сказал я себе. Если меня заставят читать, я постараюсь прочесть именно так.

И тут появилась Татьяна Помысова.

Объективности ради следует сразу заявить, что при появлении Татьяны Помысовой презентация сразу пошла по другим рельсам. Если до этого мы в кулуарах с Лерой Акуловой пытались выяснить, как следует называть женщин, сочиняющих стихи, «поэт» или «поэтесса», то Татьяна сразу обострила ситуацию, начав обсуждение, с чего это возникло название сборника «Едукарь».

Чтобы понять семантику и вообще мотивы возникновения названия, нужно слушать и видеть Татьяну. Сославшись на массу источников, раскрывающих смысл этого слова, и усматривая в наших физиономиях какое-то всё же недоумение, она наконец, заявила. Что тот человек-образ, который изображен на обложке сборника – это её идеальный образ мужчины. Когда я услышал эти слова, то сразу сник. Я не дотягивал до него не то, чтобы какие-то сантиметры или метры, а тысячи километров. Ну, разве можно было бы представить этого юношу, проживающего в нескольких сотнях метрах от тигров? Нет, он, конечно, из другого мира, знающего что-то такое, что может обратить на себя достойное внимание такой женщины, как Татьяна Помысова. Поэтому, когда Таня попросила меня рассказать о своих впечатлениях от сборника, я не сопротивлялся, но осерчал неизвестно на кого и на что. Я сразу честно признался, что со сборником я полностью не успел ознакомиться. На самом деле, заявляя такое, я ничем ни рисковал. Я понимал, что Татьяне, бедолаге, некуда было деваться. Она даже и не подозревала, - а может почувствовала? – какой у меня был опыт выступать и говорить о том, о чем не имею никакого понятия! Так или иначе, я вышел перед публикой очень рассерженным.

Господа! – А может иначе я обратился к залу – Дамы и господа! Этот сборник мне не удалось прочесть… полностью. – И в этом я точно не покривил душой. – По причине недостатка свободного времени, я прочёл рассказы только нескольких авторов. Но я хочу обратить ваше внимание на самое начало, то есть на обложку сборника. Перед вами сборники прежних выпусков, над которыми работала Татьяна Помысова. Многие из этих сборников я приобрёл в свою библиотеку. Но больше всего на меня произвела впечатление обложка сборника «Время года – надежда». Я знал, что это был автопортрет Татьяны. Удачный автопортрет. Такой автопортрет я с удовольствием разместил бы над своим рабочим столом, чтобы видеть его ежедневно!

На самом деле и обложка, и название сборника, и название отдельной вещи имеют большое значение. И в заключение я обратил внимание на одну из наиболее удачных, на мой взгляд, обложек у книги Павла Алексеева «Среди сломанных копий».

Далее я перешёл к обложкам других сборников, благо все сборники выстроились в ряд на столе и при желании можно было называть их наименования.

Но я пожалел присутствующих, и сказал, что более поздние сборники отличаются более высоким качеством опубликованного в них материала, и не столько обложек, сколько, прежде всего стихов.

Итак, я высказал всё, что имел сказать, по поводу обложек уже выпущенных сборников. Теперь к сборнику «Едукарь». Название сборника «Едукарь» - вполне подходящее. Татьяна перебрала несколько авторитетов, в том числе Ожегова, Даля, которые расшифровали это слово и предложили в словарях свою версию толкования.

Теперь о художественном образе, изображенном на обложке.

Я было вознамерился распространиться на предмет внешнего облика этого «Едукаря», о стиле его одежды, прически, но в этот момент мой взгляд встретился с голубым лучом от глаз Татьяны Помысовой. Что-то подсказало мне, что нужно притормозить, затормозить на полуслове. Я понял, что этот образ на обложке сборника значит нечто большее, чем просто рисунок. И я закончил свой тезис тем, что молодой человек, изображенный на обложке, интересен тем, что он явно выделяется среди толпы и способен стать объектом фокусирования мечтательного воображения, то есть он является воплощением некоего идеала.

Теперь о содержании. Мною было высказано мнение, что авторы коротких рассказов, помещенных в сборник, в основном лирики и рассказы их очень лиричны – и Симхович, и Зутиковой, и Лукьянченко. И даже коротейшие рассказы Павла Алексеева сквозь пелену сюра пронизаны лиризмом. И в этот момент я снова взглянул на Татьяну, увидел её широко расширенные глаза и понял, что она ожидала услышать от меня иное.

Я свернул своё выступление, сказав на всякий случай, что, конечно, есть и исключения. Например рассказы Гусаченко.

Профессионал Сергей Авилов, член Союза писателей, весь в проблемах написания уже второго романа, не явно напрямую, но фактически согласился со мною, подтвердив, что опубликованные стихи многих авторов интересны. А проза, в том числе проза в сборнике «Едукарь», на него не произвела впечатления. Он признал, что стихов он не сочиняет, так как считает, что Пушкиным ему не стать. А вот прозу он пишет.

 
 После этого интересно читали свои рассказы Павел Алексеев, Татьяна Помысова и Юрий Харламов. Сергей Авилов прочитал отрывок из романа «Живое и мертвое». Татьяна, как заправский дирижер действа решила снова рискнуть и запустить мою партию. Я считал, что в этом действе не хватило остроты, даже несмотря на трагический сюжет в романе Сергея Авилова. Поэтому я отнекивался не долго и заявил, что хорошо, тогда я прочту рассказы Евгения Гусаченко.

Вот так грудью вместе с поддержкой умопомрачительной броши-кулона Татьяна встала на защиту своего сценария проведения презентации. Наверное, с подачи Инны Симхович Татьяна тут же ответила, что Гусаченко хулиган, и чтобы я читал своё.

- Что там хулиганского? - подумал я. – Неужели и она не читала свой сборник??? Одно поэтическое и незаезженное название «Через дерьмо к звёздам» чего стоит. Хотя мне гораздо больше нравится рассказ «Толерантность по-русски», в котором описывается, как за деньги сотрудник ДПС отказывается провести обыск в машине, где возможно провозится взрывчатка.

Татьяна Помысова была неумолима. Я уважал её права продюсера и режиссера, и сидя с краю в зале, приступил к читке своего небольшого рассказа. Во время прочтения я хотел попробовать читать театрализовано, проникшись сюжетом рассказа. Но меня охватили сомнения, стоит ли, когда я подойду к месту, где плачет маленькая девочка, читать её слова плачущим голосом. В результате я прочел быстрее, чем следовало, скомкав всё, что можно было, но жидкие аплодисменты от 5-6 человек я всё же сорвал.

После моего соло Павел объявил, что пора подумать о закрытии вечера, - вот-вот администраторы попросят освободить помещение. Вот так быстро и незаметно пролетело время. Было интересно пообщаться, обменяться мнениями, и просто посмотреть друг на друга. Попросили прочесть свои стихотворения Валерию Акулову. Её стихи я незадолго до Презентации читал, посетив её сайт в интернете. Они сразу мне показались очень интересными, и я даже хотел скопировать их, чтобы показать в нашем сообществе. Дело в том, что Валерия страстный поклонник Велимира Хлебникова. И на её стихах лежит печать влияния Хлебникова, которое проявляется самым волшебным образом в чередовании и сочетании звуков, к чему в будущем хочу я придти сам. Однако, я отдаю себе отчет, что мне пока до этой высоты «планки качества», как до космоса. А Валерии удается и звучание её стихов напоминает мне звучание чистейшего горного ручейка. Это не просто ритм и рифма. Это настоящая мелодия.

На этом наша встреча закончилась. Я ушёл с презентации с небольшим, но дорогим сердцу подарком – сборником, в котором были стихи Татьяны Помысовой и Валерии Акуловой, и на котором они для меня написали «С любовью».

Эти впечатления от презентации сборника «Едукарь» я озаглавил «Презентация души в прозе», и считаю, что не ошибся. А как ещё можно представить рассказ Лукьянченко «Памяти дедушки…» или воспоминания «Как для меня начиналась война»? А рассказ Инны Симхович «Улица Хотинская» о девочке, снимающей сандалики, чтобы почувствовать пальчиками нежность летней дорожной пыли? Эти переживания и мне близко знакомы. А короткий рассказ Марии Зутиковой «Разлюбовь»?

Многие из нас на презентации говорили о том, что предпочитают объемные форматы прозы. Я тоже безоговорочно отдавал предпочтение объёмным романам, пока не познакомился с короткими рассказами Моруа и Чехова. Умение несколькими абзацами зацепить душу читателя откровениями своей души – это ли не проявление особого таланта?

Всем участникам сборника я желаю новых достижений в этой форме творчества и рад за читателей, которым ещё предстоит удовольствие от прочтения коротких рассказов сборника «Едукарь».