Почему Россия Жалеет детоубийц?

На модерации Отложенный

Жестокая расправа над девятимесячной девочкой в Брянске — родители убили своего ребенка и разыграли для всех спектакль о киднепинге… Гибель новорожденного в Пермском крае - многодетная мать одиночка задушила младенца и сделала соучастником преступления - 11 летнего сына... Каждую неделю Россия хоронит новых маленьких жертв.

Гибель новорожденного в Пермском крае — многодетная мать-одиночка задушила младенца и сделала соучастником преступления 11-летнего сына… Каждую неделю Россия хоронит новых маленьких жертв. Омбудсмены в ужасе из-за полицейского и судебного "гуманизма".

У здания брянского суда, куда в пятницу под конвоем привезли Светлану Шкапцову, собрались тысячи людей.

Жители города хотели посмотреть в глаза соучастнице убийства собственной дочери. Когда она поднималась по лестнице, в толпе раздались крики: "Циничная дрянь! Если не сядешь в тюрьму, мы сами тебя казним. Бойся свободы!"

Сотрудникам правоохранительных органов пришлось успокаивать народ — женщины и мужчины готовы были разорвать девицу, которая в течение трех недель исполняла роль безутешной матери и издевалась над чувствами миллионов людей не только в России.

Девятнадцать дней все следили за новостями из Брянска, верили, что пропавшая малышка обязательно найдется.

Крошечную Анюту искали полицейские, волонтеры, военные, казаки, журналисты. Ее ждали живой и невредимой. Все, кроме родной мамы. Она отлично знала, что дочь мертва, что ее хрупкое тельце сгорело на костре, что никаких похитителей не существует.

До митингов брянские судьи еще колебались: кем считать Светлану Шкапцову — свидетелем или соучастницей преступления? После несанкционированных уличных акций они решили поместить Шкапцову в СИЗО. А в это время… правоохранители Пермского края отказались заключать под стражу другую мать, убившую новорожденного младенца.

ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Первоклассника Вову Ненашева (имя и фамилия изменены) — любопытного, непоседливого пацаненка — в селе Большая Соснова знают все. С каждой прогулки мальчишка возвращается со множеством новостей. Взрослые, устав от Вовкиных "а вы знаете?!", обычно отмахиваются: "Угомонись, чертенок". Но в тот мартовский вечер реакция родителей и соседей на очередные дворовые сенсации была другой.

"Вы знаете, что собаки нашли на улице чужую куклу? — скороговоркой сообщил ребенок. — Никак ее не поделят. Может, детсадовцы потеряли?"

Кто-то из мужчин вышел на крыльцо и увидел, что именно тащут по дороге дворняги…

Через несколько минут в село приехал наряд полиции — искать убийцу новорожденного малыша. Целлофановый пакет с его телом псы вырыли из земли у сгоревшего дома на окраине.

На следующий день старшая сестра Вовки Ненашева поделилась известием о жуткой находке с учителями и приятелями-четвероклассниками. Ее ровесник, Игорь Вахрушев, равнодушно выслушал информацию и продолжил листать учебник.

"Он и бровью не повел. Не заплакал, не испугался. Это потом мы с коллегами узнали, что Игорь помогал своей матери закапывать труп, — педагог с 28-летним стажем Наталья Азанова до сих пор не может прийти в себя. — Подросток молчал несколько дней. Лишь когда мама дала признательные показания, он согласился общаться со следователями".

Игорь — старший сын Ольги Вахрушевой. Женщине 32 года. Несколько лет назад она с мужем Андреем переехала в Большую Соснову из Красного Яра. Супруги купили недорогой домик и устроились на работу. После рождения третьего ребенка Андрей ушел из семьи. У него теперь новый адрес, новая жена и новые отпрыски. У Ольги — сыновья трех, пяти и одиннадцати лет, ветхая изба и алименты в размере 1000 рублей. Чтобы прокормить детей, она работала уборщицей в казначействе, службе судебных приставов и, наконец, в пекарне. Получала за труд не больше 6000 рублей в месяц.

- Я была у Вахрушевых дома. Живут тесно и бедно, — вспоминает Наталья Азанова. — Но Ольга старается, чтобы ее дети были сыты, одеты и обуты. Игорь — замечательный сын. Колет дрова, носит воду, моет полы, вяжет братьям носки и кофты. Никогда бы не подумала, что Оля способна совершить убийство. Может, она боялась, что люди будут судачить по поводу внебрачного малыша?

Обитатели Большой Сосновы сейчас гадают, кто был отцом последнего Олиного ребенка. Экс-супруг, которого она якобы пыталась вернуть, сосед, чья жена страдает от рака, или друг детства? В любом случае ее близкий человек не планировал исполнять роль счастливого папы, и сельские жители не считают его отказ от малыша преступлением.

- Мужики — народ ненадежный. Ольга не собиралась рожать — утягивала живот, скрывала беременность. О ее положении никто, кроме Игоря, не знал. Она сделала сына не просто свидетелем — соучастником, — возмущается сотрудница местной администрации Галина Пермякова. — Конечно, он не видел, как мать задушила новорожденного, — когда начались схватки, Вахрушева выгнала мальцов на улицу. Но Игорь понимал, что они несут в пакете закапывать.

Многие в Большой Соснове жалеют мать-одиночку: мол, довели бабу — государство не помогло, муж не пощадил, люди не поддержали. Действительно, заботы и тяготы Вахрушевых никого в селе не волновали.

Однажды здешние учителя предложили школьникам и их родителям собрать для Олиных сыновей игрушки. Так даже этого никто не сделал. А сегодня народ обливается слезами: "Бедный малыш. Несчастная мать".

Правоохранительные органы тоже на днях заявили, что родительница-убийца "не сядет в тюрьму, поскольку в Вахрушевой нуждаются ее несовершеннолетние дети". Хотя главную фигурантку уголовного дела, возбужденного по статье 106 УК РФ, не мешало бы отправить на судебно-психиатрическую экспертизу.

Через день после убийства она, по свидетельству земляков, ездила на праздник в соседний район — на вечер встречи с выпускниками. Социальным работникам, явившимся после трагедии в ее дом, Ольга с порога выдала: "Вы лучше не стыдили бы меня, а помогли оформить материнский капитал за трехлетнего сына". Следователям призналась: "Я убила ребенка, потому что боюсь делать аборты".

- Вахрушева своеобразно относилась к беременности, — рассуждает старший специалист подразделения по делам несовершеннолетних Большой Сосновы Галина Колтянова. — В 2011 году у нее был выкидыш. Семимесячный ребенок родился мертвым. Наверное, она надеялась, что так будет и со следующим.

Небольшое пермское село вторую неделю спорит, что превратило многодетную маму в детоубийцу? Бедность, женская неустроенность, послеродовая депрессия?

Люди обходят вниманием самый важный вопрос: что станет со старшим сыном Ольги Вахрушевой? Захочет ли он, повзрослев, иметь семью? Впрочем, и в свои 11 лет Игорь не верит в любовь и брак: "Зачем к кому-то привязываться, если тебя все равно потом предадут и бросят?"

БОЛЕЕ ПЯТИ ТЫСЯЧ СМЕРТЕЙ В ГОД

Количество детоубийств, совершенных россиянками, увеличивается с середины 1990-х годов.

Как утверждают эксперты из криминологической ассоциации и МВД РФ, в 2008-2011 годах в России ежегодно совершалось более 5 тысяч таких преступлений.

- Реальная картина гораздо хуже, ведь дела по статье 106 Уголовного кодекса РФ ("Убийство матерью новорожденного ребенка") обладают высокой степенью латентности. Их сложно расследовать. Установить личность преступницы почти невозможно, — заметил уполномоченный по правам детей в Пермском крае Павел Миков. — Только в Прикамье в 2011 году арестованы пять матерей-детоубийц. В десятках случаев виновник преступления не найден.

Не хочется пересказывать читателям все кошмары, о которых рассказывают российские правоохранители. Зачем доводить женщин и мужчин до сердечных приступов? Коротко расскажем лишь несколько историй.

В той же Пермской области, где живет многодетная мать-убийца Вахрушева, год назад судили 30-летнюю Елену Кондратову. Она утопила в ведрах с водой двух своих сыновей.

В Воркуте мамаша задушила младенца и хранила его труп в домашней морозилке.

В Санкт-Петербурге детоубийца вышвырнула тело крошечной дочери в окно.

Осенью 2011 года в татарском селе Новый Кинер мать шестерых детей Ляйсан Салихзянова избавилась от седьмого малыша и спрятала его на чердаке. За месяц до этого зверства республиканские власти вручили женщине орден "Материнская слава".

Журналисты связались с администрацией Нового Кинера, чтобы выяснить, чем завершился суд над "героиней". Оказывается, ее приговорили к трем годам лишения свободы условно. Всего-навсего.

Похожее наказание ждет и многодетную Ольгу Вахрушеву.

- Статья 106 УК РФ чрезвычайно мягка по санкциям. Ее надо ужесточать. Несправедливо, что за смерть беспомощных детей убийцам дают символические сроки, — уверен детский омбудсмен Павел Миков. — В 90% случаев преступниц в регионах приговаривают к условному лишению свободы.

Получается, что за убийство малолетних детей российский закон отправляет граждан в колонии на срок до 20 лет (статья 105 УК РФ). За умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее за собой прерывание беременности, — на 8 лет (статья 111 УК РФ). А за убийство новорожденных ограничивает свободу осужденных "на срок от двух до четырех лет" (статья 106 УК РФ).

Неужели грудной ребенок для государства менее ценен, чем детсадовец, школьник или беременная женщина?

- Пора пересматривать законодательство, — продолжает свою мысль Павел Миков. — И, разумеется, необходимо создавать в России службы социального патронажа. Прикамье с 2012 года берет под опеку всех беременных женщин края: многодетных, неблагополучных, одиноких и малообеспеченных. Специальные работники будут регулярно их навещать, разбираться в их проблемах и оказывать помощь. Это региональный эксперимент. Власти пошли на него не от хорошей жизни: в 2011 году у нас по разным причинам погибли 473 ребенка.

 

Анна Бессарабова "

Мир новостей"


ЭТА СТРАННАЯ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

В 2011 году за убийство двухлетнего ребенка жительницу Башкирии приговорили к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

За убийство 11-месячного ребенка жителя Кургана приговорили к 18 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

За убийство новорожденного младенца многодетную жительницу Кунгура приговорили к полутора годам лишения свободы условно.