Последний колхоз на Луганщине на грани уничтожения

 

Как говорится, хотите почувствовать искреннее радушие – езжайте в деревню. Впрочем, это касается и искренней неприязни.

В селе новоайдарского района Михайлюки я бывала еще во времена прошлогодней предвыборной кампании. Среди тотального убожества северных районов нашей области это место запомнилось мне двумя характерными отличиями: наличием развитой инфраструктуры и неодолимой любовью к «красным».

Михайлюки запросто можно назвать воплощением социалистического рая. Залогом благоденствия этого населённого пункта является КСП им. Дзержинского, основанное еще в 30-х годах. Окладу тракториста здесь может позавидовать любой городской топ-менеджер.

Вот краткое описание:
Количество работающих – 136 человек.
Средняя заработная плата в колхозе составляет 2500 гривен.
Начиная от минимальной – 1300 и, заканчивая окладом тракториста/шофера, – от 7 до 9 тысяч.

Питание, согласно коллективного договора, для работающих в поле стоит 3 гривны. Сюда входит и первое, и второе, и компот.

Кроме того, предприятие страхует своих работников на 4 тысячи, а также предоставляет беспроцентный кредит в счет заработной платы. Люди приобретают жилье и остаются на пмж.

Ежегодно здесь можно получать по 300 грн на каждого работающего члена семьи за благоустройство жилья. Клумбу ты разбил возле дома или новый забор поставил – достаточно принести документы. Во время отпуска работники имеют возможность поехать на море или оздоровиться в санатории в счет КСП.

В общем, это село единственное во всей округе, где существуют рабочие места, высокая заработная плата и прирост(!) населения.

В 1993 году, когда вышел указ о реформировании сельского хозяйства, здесь, как и везде, начались судебные тяжбы и землю пытались распаевать. Однако решением жителей было оставить все как есть и вести коллективное хозяйство.

Председателем колхоза на то время и по сей день является коммунист до мозга кости А. П. Черенков, депутат Верховной Рады второго и третьего созыва. Именно он настаивал на отказе от «кучмовских» реформ. И, видимо, не зря.

Соседние с Михалюками Волкодаево и Колядовка подверглись распаевке и пришли в упадок незамедлительно. Аналогичная ситуация в 70% Луганских сел.

Но у нас нельзя отставать от большинства, верно? Поэтому в последнее время попытки развалить и это оставшееся в живых КСП приобрели системный характер.

Возможно, все бы обошлось, если бы не одно «но». Слишком уж много желающих передать свои земельные участки колхозу Черенкова появилось в соседних сёлах.

А кому-то, наверное, крайне неохота уступать сотни гектаров земли более удачливому соседу.

«Мы хотим поддержать КСП «Дзержинского», – говорит жительница села Красный октябрь. – В КСП «Дзержинского» хорошие условия труда, а у нас все рушится. Есть многие, кто хотел бы забрать свои паи и отдать в КСП «Дзержинского», но нас запугивают. Запугивают судами, говорят, что закроют клуб и перестанут чистить дороги»

Аналогичная ситуация в соседних селах Богдановке и Черниговке.

Местные жители винят во всём областную власть и намекают на личную заинтересованность самого губернатора. По словам жителей, предприятие, отбирающее земельные паи в Красном Октябре оформлено на жену Владимира Пристюка. В поселке уверены, что начался перераздел земель и Пристюк теперь наверстывает упущенное.

Правоохранительные органы не на стороне жителей. В отношении должностных лиц КСП было заведено два уголовных дела. Одно из которых, правда, закрыли за отсутствием доказательств. Зато второе еще в процессе.

Главный бухгалтер КСП «Дзержинского» отмечает:

«У нас было постановление Северодонецкого суда, где написано, что наше предприятие якобы незаконно занимает 542 га земли в соседнем районе, которые нигде не отражены. Еще это дело до конца не довели. Пока оно в производстве и идет следствие. Не установлены виновные лица, но, по всей видимости, хотят обвинить нашего руководителя. Мы считаем, что это незаконно».

По словам главного агронома, КСП замучали проверками. Они стали происходить регулярно, и, как правило, в конце рабочего дня:

«Первичную документацию шерстят, изъяли 80 томов документов для проверки. Приезжала и сельхозинспекция, и налоговая, и хозтехнадзор, экологи».

За последнее время проведено 5 официальных проверок и больше десятка неофициальных.

Председателя неоднократно запугивали по телефону, угрожая нанести вред его семье. На этой почве у 60-летнего Черенкова случился сердечный приступ и сейчас он находится в больнице.

Возможно тем, кто никогда не бывал в деревне и знает о сельской жизни только понаслышке, это дело покажется пустячным. Скучным, обыденным, каких десятки и сотни производит государство. Но для местных жителей закрытие колхоза означает смерть в буквальном смысле слова.

Здесь находится прекрасный детский сад и школа, сельский клуб и столовая, – все это на балансе КСП «Дзержинского». И если предприятие будет уничтожено – о процветающих Михайлюках останется только воспоминание.