Три постулата Владимира Соловьёва
На модерации
Отложенный
Лев Мадорский.
Моё стремление к объединению и убеждение, что человечество ожидает будущее, построенное на принципах добра и справедливости, многим кажется в нашем раздираемым войнами и противоречиями мире утопией и маниловщиной.Чтобы утвердиться в своих взглядах, для меня важно найти точку опоры. Найти единомышленников.Пожалуй, наболее яркую и убедительную поддержку нахожу у Владимира Соловьёва. Нет, разумеется не у популярного российского телеведущего, а у великого русского философа большого друга евреев-Владимира Сергеевича Соловьёва.
Прошло 115 лет со дня смерти этой, одной из самых светлых и многогранных (Соловьёв был не только философом, но и поэтом, литературным критиком, публицистом, общественным деятелем) личностей XIХ века, но некоторые его мысли и философские построения актуальны и, порой, кажутся мне сегодня посланиями из будущего. В заметках хочу коротко рассказать о трёх постулатах Владимира Сергеевича, из которых выстраивается одна, мне понятная и близкая логическая цепочка.
1.Целью Создателя является всеобщее объединение человечества, по Соловьёву «всеединение».
2.Мир развивается по законам доброты и справедливости.
3.Землян ожидает будущее без антисемитизма. Без этой одной из самых страшных и мерзких болезней человечества…
Итак, давайте по порядку....
Идеал «всеединения»
"Всеединение "по Соловьёву, задумано Всевышним изначально. Если выражаться современным языком, эта цель заложена Им в алгоритм творения. Особенно это относится к объединению всех религий в одну. Философ пишет о таком глобальном объединении в работе «Чтения о Богочеловечестве» (1887г.) ярко и эмоционально:
«Религия должна быть всеобщей и единой. Но не потому, что она будет лишена всякой положительной особенности и индивидуальности — такая отрицательная свобода есть свобода пустоты, свобода нищего, — а потому, что она заключает в себе все особенности и, следовательно, ни к одной из них исключительно не привязана, всеми обладает и, следовательно, ото всех свободна».
И далее, в актуальном для сегодняшнего дня ключе:
«Истинному понятию религии одинаково противны и темный фанатизм и отвлеченый рационализм. Религиозная истина, выходя из одного корня, развилась в человечестве на многочисленные и многообразные ветви. Надо не срубить все эти ветви оставить один голый, сухой и бесплодный ствол, который ничего не стоит бросить в жертву полному атеизму, религиозный синтез».
Соловьёв приходит к выводу:
«Истинная философия религии должна обнимать все содержание религиозного развития, не исключая ни одного положительного элемента, и единство разных религий искать в полноте, а не в безразличии.».
«Всеединение» или всеобщее объединение будет реализовано мировой душой, которую Соловьёв называет Софией. Душа эта есть у каждого человека и она является связующим звеном, как между нациями и религиями, так и между отдельными людьми. Именно мировая душа, её волевой импульс, её Божественная сила, в конечном итоге, объединит мир. Кстати, подобные мысли высказываются и в Каббале, еврейском, мистическом учении, которое Владимир Сергеевич изучал в течении долгого времени. В Каббале мировая душа определяется словом Свет. Причём, Свет делится на «Внутренний», другими словами, душу, которую человек получает при рождении и который помогает его внутреннему развитию, и «Окружающий», который накапливается в результате добрых поступков. И ещё одно важное положение, которое должно способствовать «всеединению», и в котором мнение философа и Каббалы совпадает: дух, духовность, мысль, воля могут менять мир. Потому что дух выше материи.
Последнее положение сегодня подтверждают многие серьёзные учёные, а известный экстрасенс, израильтянин Ури Геллер доказал преимущество духа над материей наглядно. Он силой мысли-духа, что было неоднократно подтвержено независимыми научными экспертами, гнёт металлические предметы, заставляет предметы двигаться, запускает часы, которые не ходили много лет. В моём представлении, это подтверждает возможность акта Творения. Творец, обладающий неограниченной силой духа, мог вызвать к жизни тот самый Большой взрыв, от которого по мнению учёных, произошла Вселенная.
Добро победит Зло
Соловьёв считал, что Бог ведёт мир к победе добра над злом. Я тоже верю, что несмотря на волну зла и безумия, накрывшую с головой современный мир, будущее землян будет построено на принципах добра, любви и справедливости. Для меня, как для верующего человека, такой вывод кажется логичным и неизбежным. Почему? Да потому что Создатель — это и есть высшее добро, а, значит, как пишет философ,
«…победа добра над злом составляет конечную цель человеческой истории».
В работе «Оправдание добра» (1897 г.) Соловьёв справедливо пишет:
«Для человека есть только два пути: путь жизни и путь смерти. Путь добра и путь зла. Искание какого-то третьего пути (имеется в виду путь Ницше «по ту сторону добра и зла» Л.М.) это скатывание в пропасть ничтожества».
И далее замечательные слова, в которых, на мой взгляд, подводится итог нравственному учению Владимира Сергеевича:
«У Добра нет другой возможности позиционироваться в мире, кроме как через человека и через человеческую совесть. Человек становится человеком только через различение добра и зла.
Пока человек выбирает добро, -делает вывод философ,- и различает между добром и злом, он жив».
Примерно то же самое сказал мне в интервью известный в Германии раввин Суссан:
«Бог показал человеку что есть добро и что есть зло и дал свободу выбора. Иногда человек делает ложный выбор и временно побеждает зло. Так было во времена Холокоста. Но, в конечном итоге, через страдания и поражения, Всевышний приведёт людей к правильному выбору. И тогда добро победит зло».
Как видим, в этом важном религиозно-этическом вопросе взгляды раввина и христианского философа совпадают.
Будущее без антисемитизма
Иудеи, по мнению Соловьёва, Богоизбранный народ. Более того, народ Богородящий. Третий важный постулат Соловьёва вытекает из предыдущего: если добро победит зло, то в будущем не будет места для ненависти между нациями и, значит, для юдофобии.
«Дико и странно, -пишет он в статье «Христианство и еврейский вопрос» , — осуждать всех иудеев за убийство Христа, если сам Христос был иудей и первые 5 тысяч христиан тоже были крещёнными иудеями». «Если же Христос не Бог, — продолжает он, — то иудеи виноваты не больше, чем греки убившие Сократа».
Соловьёв считал антисемитизм злом, болезнью, происходящей от невежества, одним из самых гнусных пороков. В статье «Талмуд и полемическая литература о нём» (1886г.) он пишет:
«Проходя через всю историю человечества, от самого его начала и до наших дней (чего нельзя сказать ни об одной другой нации), еврейство представляет собой как бы ось всемирной истории». И дальше, говоря о высших принципах талмудической этики: «Эти принципы требуют от евреев делать добрые дела, чтобы ими прославлять истинную веру…».
Русский философ боролся с антисемитизмом всю жизнь, верил, что в будущем не будет места этому пороку, и, уже умирая, молился за еврейский народ и читал псалом на иврите.
Закончить хочу словами из письма Владимира Сергеевича другу, священнику, в котором он наиболее полно формулирует своё кредо в отношении к евреям:
«Меня укоряют в слепом пристрастии к еврейству… Но в чём, хотел бы я знать, высказывается это моё пристрастие? Я не скрываю, что живо интересуюсь судьбой еврейского народа, но это потому, что она сама по себе в высшей степени интересна и поучительна во многих отношениях. Да, иногда я заступаюсь за евреев. Но, к сожалению, не так часто, как я бы хотел и должен был сделать это в качестве христианина и славянина. Как христианин я сознаю, что обязан иудейству величайшей благодарностью, ибо мой Спаситель был иудеем, иудеями же были пророки и апостолы, и краеугольный камень вселенской церкви взят был в доме израилевом; а как славянин я чувствую великую вину против еврейства и хотел бы искупить её, чем только могу».
Август 2015.
Комментарии
Этого не изменишь никаким способом. Это полезно осознавать и не строить никаких иллюзий. Никто не говорит, что не надо делать добрые дела. Конечно надо. Просто не стоит питать надежду, что «доброта спасет мир». Живите в реальности – и будет меньше разочарований в жизни.
Льется песня на просторе
топчет конь степную ширь -
это скачет Рабинович
славный русский богатырь.
Шапка золотом расшита
меч горит как бирюза.
Для отчизны он - защита,
для захватчиков - гроза.
Выйдет в поле - жнет и пашет
Выйдет в город - там народ:
"Рабинович - хлеба, каши!" -
всех накормит, всем нальет.
А потом присев в сторонке
для сирот и бедноты
отливает он коронки,
ставит зубы и мосты...
Но сограждане упрямые,
несмотря на ратный труд,
все равно жидовской мордой
Рабиновича зовут...
Я, когда в разговоре кто-то начинает "вон сколько горя евреи причинили России (Троцкий и проч.) как правило не пускаюсь в долгие объяснения. Просто спрашиваю "в чём суть спортивного проигрыша? В том что хуже сыграли или потому что противник был такой-сякой?".
Обвинять кого-то в своих бедах, значит не работать над ошибками, а вполне возможно, даже и деградировать.