Малоизвестная сторона творчества Дали

На модерации Отложенный

56659308_76387822_thumb1 (524x524, 87Kb)  

 

 

Для сюрреализма, основоположником которого был Сальвадор Дали, характерна непредсказуемость. Это качество делало захватывающими все его работы. Происхождение, религиозные воззрения и политические взгляды Дали в нашем представлении были весьма далеки от иудаизма. Вектор его политических пристрастий, на которые всегда влияла супруга художника Гала, был направлен вправо, в противоположную от коммунистов и революционеров сторону. 

 

В 1934 году, в разгар кризиса среди сюрреалистов, он был изгнан из их рядов за контрреволюционность и положительные высказывания в адрес Гитлера, обещавшего навести в Европе порядок. Сам Дали отрицал свою приверженность к гитлеризму или сталинизму и просил, чтобы его считали далинистом, и никем больше. Он и его жена Гала боялись революции, сопровождаемой анархией, беспорядками и безумствами толпы, отстаивали индивидуализм и стремились к роскоши и комфорту. 

 

В 1940 году они эмигрировали в США, где наиболее ярко проявилось стремление художника эпатировать своими картинами общество. Учитывая сказанное, трудно объяснить поворот интересов художника в сторону иудаизма и сионизма, в котором важную роль сыграло образование государства Израиль. Большинство работ, посвященных иудаизму и Израилю, создано художником между 1950 и 1980 годами. 

 

Тридцать лет – необычно долгий для Дали период постоянства и преданности одной теме! Эти работы выполнены с не свойственным художнику аскетизмом, ограничением характерных для него творческих приемов – параноидальных двойных изображений, расчленения и деформации тел. Некоторые рисунки реалистичны. Отсутствие «эпатажа» свидетельствует о строгом подходе художника к выбранной теме. 

 

Остановимся на основных циклах этой малоизвестной стороны творчества Дали.

 

91053468_1_4_ (400x516, 122Kb) 

 

Серию из 25 литографий, названную «Алия» (1968), открывает рисунок юноши с откинутой курчавой головой, торс которого обвит знаменем Израиля с голубой звездой Давида. Среди работ этой серии – драматические сцены Холокоста (заключенные за колючей проволокой, свастика над погибшими и звезда Давида как символ надежды в небесах). Еврей, разбирающий письмена Торы. Корабль под флагом с шестиконечной звездой, прибывающий к палестинскому берегу. Битва на Иерусалимском холме. Провозглашение декларации создания Израиля в 1948 году и портрет Бен-Гуриона. 

 

Эти рисунки максимально приближены к реальной действительности и почти лишены характерных для творчества Дали бредовых образов. Изысканны гравюры из цикла «Песня песней» (1971) – царь Соломон, образы любви. В некоторых из них копируется техника старых мастеров. 

 

Цикл «Двенадцать колен Израиля» (1973) посвящен 25-летию еврейского государства и состоит из 13 тонированных гравюр.

  Изящные многоцветные гравюры содержат образы из других работ Дали. По мнению специалистов, этот цикл утверждает мистический характер возникновения и бессмертия израильской цивилизации (еврейской культуры и ее бессмертия). 

 

В той же технике выполнен цикл «Наши пророки» (1975): воздушный, как шар, Моисей со скрижалями: Илья на игрушечном скакуне; Ноев ковчег; Соломон в длинных ниспадающих одеждах; бородатый король Саул в золотой короне; Адам и Ева, протягивающая руку к яблоку – дару змия-искусителя. К числу наиболее интересных работ художника относится рельеф «Моисей и монотеизм»… В образе Моисея он прослеживал связь между иудаизмом и христианством, считая этого пророка не-евреем. В рисунках подчеркивается египетское происхождение Моисея. Очень интересен его «портрет», написанный черной тушью. Через 13 лет после смерти художника, 16 июня 2002 года, в Ришон ле-Ционе состоялось открытие выставки: «Шалом, Дали». (Каталог-альбом ее был любезно предоставлен мне Инной и Михаилом Гольдштейнами – 

  Б. Р.) 

 

4 (700x420, 609Kb)  

 

Президент Израиля Моше Кацав, мэр Ришон ле-Циона Меир Ницан и другие приглашенные выразили глубокую благодарность Жан-Полю Делькурту собирателю представленной экспозиции, состоящей из 200 ранее малоизвестных литографий, а также рельефов и скульптур. Среди последних особо были отмечены: менора, рельеф с изображением молящегося еврея – «Заповеди». Также была отмечена картина «Стена Плача». 

 

Были показаны и предметы прикладного искусства: драгоценности, медали, мезузы и другие изделия. Выставке предшествовало открытие 21 июля 1998 года пятиметровой бронзовой меноры Мира перед входом в израильский аэропорт «Бен-Гурион». Свое восхищение перед гениями еврейского народа и Израиля Дали выразил в выполненных в технике гравюры портретах Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда, Моше Даяна и  Давида Бен-Гуриона.

 

 

 

Открывший выставку Президент Израиля Моше Кацав сказал, что ни один из великих художников не-евреев прошлого столетия не выразил в своих творениях такой любви к еврейскому народу, его традициям, к государству Израиль и сионизму, как Сальвадор Дали; что в своих творениях он воспел возрождение еврейской нации.

 

 

 

Великий художник обратился к евреям с такими словами: «Вы, еврейский народ, избранные сыны Авраама, Ицхака и Яакова. Для вашей решимости поддерживать традиции, для радости освящения ваших празднеств я создал эту менору и «Стену Плача». Пока вы с непоколебимой верой молитесь вашим предкам, я хочу видеть в сиянии этих ясных и радостных огней уважение к вашему народу».