Наши бьют

На модерации Отложенный Почему честь Родины все чаще защищают кулаками                                
Leo Correa/AP

Власти Ставрополя вручили подарки и благодарственные письма футболистам юниорской команды «Космос», которых выдворили с турнира в Норвегии после драки с местными футболистами. Может показаться нонсенсом, что команду наградили за неспортивное поведение, но, видимо, это вполне соответствует сегодняшнему российскому понятию о патриотизме. Проблема в том, что культ победы любой ценой не приносит нам больше реальных побед.

Скандал в Норвегии легко можно было замять. Сделать оргвыводы, что называется, с занесением в личное дело. В конце концов, просто проигнорировать. Но власти Ставропольского края решили пойти «особым путем» — наградить юных футболистов за «патриотизм».

«Когда раскрылись все детали той нашумевшей истории, стало ясно одно, — сообщил глава администрации Ставрополя Андрей Джатдоев, — нашу детвору воспитали правильно, в лучших традициях любви к родине. Настоящий горожанин и патриот своего государства всегда готов мужественно защищать честь и достоинство родных города, края и страны».

Поскольку из объяснений тренерского штаба «Космоса» следует, что наши подростки полезли в драку после того, как их сначала засудили, а потом обозвали «русскими свиньями», то

 «лучшие традиции», видимо, состоят в том, чтобы в любой непонятной ситуации бить первыми и наотмашь.

«Русские свиньи» (это что-то из нашего домотканого фольклора о «фрицах», а не из современной англоязычной брани) вполне можно отнести насчет понятного художественного преувеличения. Потому что вся ситуация, в общем, напоминает детский анекдот, который наверняка известен юным ставропольским «космонавтам», о том, как встретились американский и советский военные корабли: «Hallo, Russians! — Хреново покрашен?! Вася, заряжай!»


Атмосфера последних лет такова, что награждение за неспортивное поведение, грозящее проблемами с участием в последующих международных соревнованиях, уже не кажется нонсенсом. А само такое поведение выглядит достойным проявлением патриотизма, каким его насаждают сегодня: наших бьют — значит, все можно.

Это делает победу самоценной. Как она достигнута, уже не важно — важно, что достигнута. По ходу дела можно, к примеру, изменить вид спорта: с футбола на бои без правил.

У юных ставропольских футболистов не нашлось богатых болельщиков, добравшихся до Норвегии, поэтому им самим пришлось повторять марсельские «подвиги» отечественных фанатов на Евро-2016.

Тогда на поле «наши» проиграли вполне бесславно, но память о себе оставили на годы вперед.

И хотя президент и спортивные чиновники официально осудили бесчинства российских болельщиков, но не без нотки гордости за «своих» маргиналов. «Не знаю, как наши двести болельщиков отметелили там несколько тысяч англичан, не понимаю», — заметил глава России.

Не маргиналы, значит, а практически 300 спартанцев.

Чуть ли не самый громкий скандал внутри нашей олимпийской сборной на Играх в Рио-де-Жанейро тоже оказался связан с тем же сочетанием патриотизма и рукоприкладства. Президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили поднял руку на Инну Тражукову, которая проиграла в поединке за третье место в вольном стиле. А мотивировка все та же: не умерла, мол, «за страну, за флаг», как с ней еще разговаривать?

Так и происходит регенерация нового поколения наших людей, чьи предшественники знакомили иностранцев со старинной русской забавой «стенка на стенку» где-нибудь на курортах Средиземноморья или Юго-Восточной Азии. Правда, поскольку «отскок в плюс» нашей экономики, похоже, откладывается на неопределенный срок, подобные эпизоды торжества национального духа будут, видимо, все чаще случаться под родными сочинскими кипарисами.

И у нас веселья прибавится, и, вероятно, остальной мир вздохнет спокойнее.

В основе сформировавшейся у нас за последние годы этики «свои всегда правы» лежит расхожее заблуждение, будто уважают тех, кого боятся, и вот тогда уж примут в лучших домах. Но как минимум последние века развития человеческой цивилизации показывают, что уважают тех, кто мог бы стать примером для подражания. Чьи действия и образ жизни могли бы стать, как учил Иммануил Кант, «универсальным законом». Про кого, проще говоря, захочется снять фильм. А с каким сюжетом должен быть блокбастер про команду «Космос»: терпели, терпели, да не утерпели?

Нам говорят, что нехорошо выносить сор из избы, но чем дольше мы живем, веря, что осаждены в собственной крепости, тем больше углов и щелей им оказывается забито. И вот оказывается, что это уже не сор, а чуть ли не наше национальное достояние. Вспомним, как легко и изящно воспользовались наши чиновники понятным возмущением по поводу отстранения наших паралимпийцев: всему виной иностранные козни, а с них взятки гладки — они же тоже «свои».

Самое печальное, что

культ силы не делает нас сильнее. А культ победы любой ценой не делает наши победы громче.

В современном мире конкуренция слишком тесно связана с кооперацией. Мы все еще по привычке считаем себя страной соборной и коллективистской, но не заметили, что на практике реализуем индивидуализм самого примитивного свойства. Просто индивидуум у нас — вся страна.

У нового министра образования Ольги Васильевой, которая про соборность знает, вероятно, чуть ли не лучше всех, задач сегодня немало. Но одна из главных — чтобы портреты игроков команды «Космос» не появились на Досках почета в школах страны.