Гончие Кайзера. Глава 4. Одиссея эскадры фон Шпее. Гибель Флагмана
На модерации
Отложенный
Гончие Кайзера. Глава 4. Одиссея эскадры фон Шпее. Гибель Флагмана
В этот день машинные команды британских кораблей действовали выше всяких похвал. «Глазго» развел пары и снялся с якоря в 9.45. Через 15 минут за ним последовал Стоддарт на «Карнавоне», за ним «Инвинсибл» и «Инфлексибл». Последним к ожидающему у мыса Пемброк «Кенту» присоединился «Корнуолл». Когда «Инфлексибл» сообщил, что «противник уходит быстро, как только может», Стэрди скомандовал:
- Погоня!
- В 11.00 сумел дать ход и «Бристоль». Стэрди ясно представлял ситуацию по донесениям «Кента» и «Глазго». Позднее он сам увидел дымы 5 кораблей, корпуса которых пока скрывались за горизонтом. Стэрди понимал, что все козыри у него на руках. Его корабли имели преимущество в скорости около 5 узлов. Хотя противник находился на расстоянии около 20 миль, уже через 2 часа он будет под огнем тяжелых орудий «Инвинсибла» и «Инфлексибла». До заката еще останется более 8 часов, за это время он вполне успеет расправиться с немцами.
Старший артиллерист «Инфлексибла» вспоминал:
- Это была изумительная картина: голубое безоблачное небо над головой и голубое спокойное море внизу. Воздух был исключительно прозрачным. Два линейных крейсера на полной скорости неслись по тихому морю, оставляя за собой хвосты белой пены. Кипящая вода часто заливала палубы на корме. Масса маслянистого черного дыма валила из труб, и на его фоне резко выделялись белые стеньговые флаги. Грохот орудий носовой башни, и над полубаком взлетают тяжелые клубы шоколадно-коричневого дыма. Потом долгое ожидание, и высокие белые всплески вырастают из моря позади далекого врага.
К 12.45 замыкающий немецкой колонны оказался в пределах досягаемости англичан, и Стерди поднял сигнал:
- Вступаю в бой.
Шпее приказал трем легким крейсерам уходить, а «Гнейзенау» и «Шарнхорсту» готовиться к бою. Зная, что умрет, что погибнут его корабли, Адмирал хотел ценой гибели двух сильнейших кораблей спасти остальные, в том числе сопровождающие его угольщики с гражданским экипажем…. Что он думал тогда, что вспоминали его подчиненные…. Возможно, это самое страшное в жизни – погибать, даже не имея возможности ответить. Но умирать, не валяясь в коленях, вымаливая пощаду, а как и подобает мужчине в виду неприятеля – с оружием в руках… Странная штука жизнь. Совсем недавно, так же погибали корабли Крэдока. Прошло чуть больше месяца.
гибель «Шарнхорста»
Комендоры флагмана Шпее, оглушённые канонадой 12-дюймовых орудий неприятеля, вели ответный огонь, но их снаряды не долетали до цели. Через три часа «Шарнхорст», получивший множество повреждений, горел и завалился на борт. Стерди поднял сигнал с предложением о сдаче, но ответа не дождался. Немцы предпочли смерть плену. Они сражались до конца, оставаясь верными присяге. Стрельба немцев была очень меткой. Призовые корабли германского флота полностью подтвердили свою репутацию. В 15.15 Стэрди был вынужден описать циркуляцию, чтобы выйти из густого облака дыма, которое мешало стрелять. Дистанция увеличилась до 14000 ярдов. В этот момент осколок срезал фалы, на которых был поднят флаг Шпее. Меркер сразу запросил «Шарнхорст»:
- Почему приспущен адмиральский флаг? Он убит?
Шпее немедленно ответил:
- Со мной все в порядке. Вы получили повреждения?
Меркер ответил:
Дым мешает наблюдениям. После этого Шпее поднял свой знаменитый сигнал, признавая, что попытка атаковать Фолкленды, против которой возражал Меркер, была ошибочной:
- Вы оказались совершенно правы.
Элита…. Даже за мгновения до смерти, адмирал признает правоту подчиненного. В своей жизни я таких адмиралов не встречал.
И все-таки, как бы хорошо ни стреляли немцы, начало сказываться подавляющее превосходство англичан в весе залпа — 6000 фунтов против 3000 фунтов. Германская официальная история говорит:
Около 16.15 «Шарнхорст» опрокинулся и затонул со всей своей командой (765 человек), включая благородного Шпее.
линейный крейсер "Invincible".
Выжившие на «Гнейзенау писали:
- Более тяжелые снаряды легко пробивали палубы казематов и вызывали огромные разрушения в нижних отсеках. Хотя сила взрыва была меньше, чем можно было ждать от 305-мм снарядов, повреждения постоянно росли, особенно в средней части «Гнейзенау». Тяжело пострадали казематы 150-мм орудий. Котельное отделение № 1 было затоплено в результате попадания ниже ватерлинии, и его пришлось покинуть. Открылась течь в котельном отделении № 3. В незащищенных частях корабля на носу и корме начались пожары. Тушить их помогали всплески вражеских снарядов, падающих рядом с бортом. Массы воды лились сквозь пробоины в палубах.
крейсер «Инфлексибл» ведёт огонь по врагу
Офицеры «Инфлексибла» вспоминали:
- Воздействие нашего огня на «Шарнхорст» становилось все более очевидным. Он был окутан дымом пожаров и паром. Когда разорвавшийся снаряд делал в борту большую пробоину, сквозь нее были видны тусклые отблески пожаров. Но, несмотря на все полученные удары, его стрельба по-прежнему оставалась частой и меткой.
- Хотя множество наших снарядов попадало в «Шарнхорст», я не мог заставить его прекратить огонь. Сквозь стену брызг от недолетов мы ясно видели вспышки его выстрелов. Орудия вели огонь правильными залпами. Я спросил своего помощника: «Что, черт побери, мы еще можем сделать?» Но тут стрельба «Шарнхорста» резко прекратилась, словно кто-то щелкнул выключателем. Он повернул на нас, и мы увидели, что он имеет сильный крен. Трубы были снесены. Так как он явно тонул, мы прекратили огонь
броненосный крейсер «Гнейзенау»
Стэрди после боя писал:
- В 16.04 «Шарнхорст» с поднятым флагом резко накренился на левый борт.
Через минуту стало ясно, что он обречен. Крен увеличивался, и он лег на борт. В 16.17 он затонул.
Исторические параллели:
26 декабря 1943 года, сражаясь в Норвежском море у мыса Нордкап против 13 кораблей англичан погиб линкор «Шарнхорст». По имеющимся сведениям от уцелевших, командир линкора капитан цур зее (капитан 1 ранга) Хинце и контр-адмирал Бей отдали свои спасательные жилеты молодым морякам, оставшись на погибающем корабле, который так и не спустил Флага.
линейный крейсер «Шарнхорст»
«Гнейзенау» продолжал сражаться в одиночку, прикрывая отход легких крейсеров, пытающихся уйти к берегам Южной Америки, где их ждало спасение. Команда дралась с яростью обреченных. В «Гнейзенау» попало до пятидесяти 12-дюймовых снарядов, но командир и не думал сдаваться. Наконец в 17.40, расстреляв весь боезапас, потеряв давление во всех котлах, лишившись 600 человек команды из 850, крейсер решил ускорить собственную кончину. Командир отдал приказ открыть кингстоны. «Он призвал нас грянуть троекратное "Ура!" в честь Его Величества,— вспоминает один из оставшихся в живых офицеров,— и приказал всем спасаться, кто как может. Когда корабль опрокинулся, я очутился в воде».
Матросы, держась за плавающие обломки, пели патриотические песни: «Песнь о флаге», «Слава тебе в победном венце» и другие.
Британцы подобрали 190 уцелевших моряков, барахтавшихся в холодной, подернутой нефтяной пленкой воде, «как комок бурых водорослей», по словам одного из спасателей. Среди погибших был и один из двух сыновей адмирала фон Шпее.
Стерди выразил оставшимся в живых немцам свое восхищение их мужеством, и особенно — отличной стрельбой:
- Примите наши соболезнования по поводу героической смерти вашего адмирала и многих матросов и офицеров,— сказал он.
- К сожалению, наши страны ведут войну, и офицеры обоих флотов, многие из которых совсем недавно были товарищами, выполняют свой долг перед родиной. Ваш адмирал, капитаны и офицеры до конца оставались верными присяге.
Вечером Стэрди отправил письмо капитану 2 ранга Поххаммеру, старшему из уцелевших германских офицеров:
- Главнокомандующий очень рад, что вы остались живы. Мы все признаем, что «Гнейзенау» сражался исключительно отважно до самого конца. Мы очень восхищены хорошей стрельбой обоих ваших кораблей. Мы сожалеем о гибели вашего адмирала и такого большого числа офицеров и матросов. К несчастью, наши две страны находятся в состоянии войны. Офицеры обоих флотов, которые могли считать себя друзьями, обязаны выполнять свой долг перед страной. И ваш адмирал, командир и офицеры благородно исполняли его до самой смерти.
«Инвинсибл» спускает шлюпки для спасения экипажа «Гнейзенау»
Ответ Поххаммера был не менее благородным:
- От имени всех наших спасенных офицеров и матросов я благодарю Ваше Превосходительство за ваши добрые слова. Мы сожалеем, как и вы, об имевшей место битве, так как в мирное время мы хорошо узнали английский флот и его офицеров. Мы исключительно благодарны за ваш теплый прием.
В ходе боя, «Инвинсибл» израсходовал 513 снарядов калибра 305 мм, а «Инфлексибл» — 661 такой же снаряд, что составило около 66% боезапаса. Броненосный крейсер «Карнавон», несмотря на свое недолгое участие в перестрелке, выпустил 85 снарядов калибра 190 мм и 60 снарядов калибра 152 мм — практически все по «Гнейзенау». Британский флагман «Инвинсибл» подвергся наиболее мощному обстрелу немцев и получил 22 попадания, в том числе 12 снарядами 210 мм, 5 снарядами 150 мм и 5 снарядами неустановленного калибра. 11 попаданий пришлись в бортовую броню, 2 ниже ватерлинии, 1 в башню «А», 1 в фок-мачту. Серьезных повреждений корабль не получил, на нем был ранен 1 человек. Самое странное, что наибольшие повреждения были причинены снарядами, которые не разорвались. Один попал в носовую часть ниже ватерлинии и затопил 2 отсека. Другой попал в 10 футах ниже ватерлинии под башней «Р», сделал большую пробоину и раскололся о внутреннюю броневую переборку напротив погреба. Был затоплен угольный бункер, и корабль получил небольшой крен. В «Инфлексибл» попали 3 снаряда, нанесшие небольшие повреждения 102-мм орудиям на башнях «А» и «X». На этом корабле был убит 1 человек и ранено 3.
броненосный крейсер «Корнуолл»
Таким образом, решение Стэрди вести бой на больших дистанциях дало двоякий результат. Его корабли избежали серьезных повреждений, но расход боеприпасов оказался чудовищным. Совершенно неожиданно англичане выяснили, что учебные стрельбы мирного времени даже отдаленно не напоминают бой.
Андрей Сотник © 2013
Продолжение следует
П.С. По теме, рекомендую прекрасный материал Барона Пампа:" Конец одиссеи эскадры графа Шпее.
Начало можно прочитать по ссылке: Гончие Кайзера. Введение
Евгений Борщаков Гончие кайзера Система этапов
Гончие Кайзера. Глава 1. Одиссея эскадры фон Шпее. Тихий Океан
Гончие Кайзера. Глава 2. Одиссея эскадры фон Шпее. Сражение при мысе Коронель
Гончие Кайзера. Глава 3. Одиссея эскадры фон Шпее. Фолклендские острова
Комментарии
Это - настоящая Аврора, а не жестяной муляж
Броненосные крейсера типа «Кент» - 9800-9956 т.
Обратите внимание на двухъярусные казематы под мостиками и двухорудийную носовую башню у англичанина (как на нашем "Олеге").
Пожалуйста, Андрей !
Согласно заветам Луки Пачоли-)))
У меня не очень.
Поройтесь в тырнете-типа-денежное довольствие роял нэви в ПМВ. Может чего то нароете.
Или найдите в сообе "Военная история" Юрия Жукова. Он спец по аглицки. Попросите его что б нарыл денежное довольствие.
Единственное что я знаЮ-адмирал Стэрди за победу в этом бою стал сэром. Наверное это последнее дворянство за победу в морском бою.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
------------------------------------------
Благодарю, Андрей.
Меркер сразу решил, что он был прав, и эскадра Стоддарта не ушла в Южную Африку. Но это не могло вызвать серьезных опасений. Зато Меркер не сразу поверил другому сообщению Буше. Над низкой песчаной косой, которая связывала мыс Пемброк со Стэнли, он увидел медленно двигающиеся треногие мачты. Дредноуты в Южной Атлантике! Это было просто невероятно. Этого просто не могло быть! И Меркер радировал адмиралу, что в гавани вероятно находятся 3 броненосных крейсера типа «Каунти» и 1 легкий крейсер, а также 2 крупных корабля вроде «Канопуса». Однако он продолжал следовать к намеченной точке у мыса Пемброк. Один из офицеров «Лейпцига» вспоминал:
«Мы следовали к Фолклендам. Наш адмирал не предполагал встретить там превосходящие силы, и тем более горьким оказалось разочарование».
Если бы не настояния Черчилля и не посылка ЛКР на Фолкленды -бриты искали бы Шпее до сих пор-))
Так что-вопрос.
В тоже время линейные крейсера (более слабо бронированные чем Канопус) получили кучу попаданий 8 дюймов-и это ни сколько не сказалось на их боеспособности.
Например Инвинсибл получил 10 снарядов калибра 210м без малейшего снижения боеспособности.
Химия ёпт! Кордит взрывался и от разложения. А немецкие пороха горели, но не взрывались.
Heraus zur letzten Parade!
Der stolze Scharnhorst ergibt sich nicht,
Wir brauchen keine Gnade!
Оба корабля под этим именем геройски погибли в бою с превосходящими силами противника. Немцам есть чем (и кем) гордиться.
До последнего парада!
Гордый Шарнхорст этого не следует,
Мы не нуждаются в милости!
А ведь это, переделанный "Варяг". Да. Немцам есть чем гордиться!
Не менее геройски погибли и Гду Хоуп с Монмоутсом.
НО! разве это умаляет фактор победы? Замечу-наверное последняя победа на море которая была достигнута только и исключительно артиллерией. Ни ПЛ, ни аэростатов и аэропланов.
Черчилль писал: после этой победы уже через сутки мы могли отозвать в свои воды десятки кораблей.
ну не дословно, но что то такое.
А где опросы?-)))