Может, полезно...

Лучше бы, конечно, этот текст было бы написать по-украински. Но, да ладно уж – как могу...

После Крыма я запретил себе писать об Украине критически. Причины, надеюсь, объяснять не надо – граждане государства-агрессора не могут критиковать государство-жертву. И то, что я собираюсь сказать, критикой не является. Не является и советом – советовать можно только то, в чем можешь принимать участие сам. Жанр моего текста скорее – подсказка. Подсказка решения задачи: почему буксует уже второй Майдан?

Проблема у всех бывших республик, наиболее четко взявших курс на демократию, в общем, одна и та же: соединение демократии с национализмом. А проще говоря – добра и зла. Добро – это демократия: стремление к достойной жизни, разрыв с уродствами "совка". Зло – коллективный эгоизм и изоляционизм: пусть хорошо будет только нам. Разные республики этот эгоизм тормозил в разной степени, но Украину затормозил сильно. Национал-демократия оказалась не лучшим движателем прогресса.

А попыток разделить национализм и демократию, или проще говоря разлепить добро и зло, очистить добро от зла, как не предпринималось, так и не предпринимается. Вековая мечта крестьян стать панами (кто был никем, тот встанет всем) неразрывна от идеи запановать на СВОЕЙ сторонке, на своем краю, в своей Украине.

И вот это дополнение мечту и убивает. Если бы целью была только хорошая жизнь, можно было бы сделать очень много. Но идея устроить хорошую жизнь только для себя, построение хорошей жизни в отдельно взятой стране все гробит. Эгоизм, даже пусть и групповой эгоизм, не соединим с достоинством. Достоинство – это всегда уважение не только к себе. Только себя уважать невозможно. Уважение к себе основано на уважение к другим. Поэтому революция достоинства не может быть националистической.

Это момент выбора флага: каким ему быть – желто-голубым или красно-черным. Сторонники просто хорошей, правильной жизни без оглядок на "свою сторонку" могли бы сдвинуть воз.

Но что-то не уверен я, что их может найтись достаточно много.

И не потому что украинцы – националисты. Вовсе нет. Совсем нет. А потому что очень прочно завязались идеи хорошей жизни с идеей отделения. И не  отделения от зла, а отделения от страны, которая стала символом зла. (Действительно, стала – тут ничего не возразишь.) Точно так же, как интернационализм оказался привязан к нашей, эрэфной господлости.

Возможно ли появление в обозримом будущем политического движения, которое, полностью отвергая эту нашу господлость, может набраться смелости хотя бы предложить идею двух государственных языков (как в Швейцарии или Бельгии)? Разрыв дипотношений, столь естественный в состоянии войны, и два государственных языка. Сколько бы это сняло сразу же проблем! Мы не против москалей, мы против господлости москальской страны.

Нет, едва ли это возможно.

А что уж говорить про анализ темных страниц своей истории. Их много. От цивилизационного выбора в 13-м веке до Львовского погрома. Кто посмеет в сегодняшней Украине поднять эти вопросы? Да и просто назвать Украину Русью решатся немногие. А ведь без всего этого движение вперед невозможно.

Вот простейший пример, самоочевидная беда – воры. Ну, или, как их ласково называют, бизнесмены и коррупционеры. Ведь общество не может их осудить, не осудив прежде стяжательство, куркульство как феномен.

А бандитизм, из которого в значительной степени и вырос бизнес? Как его осудить, когда столько национальных героев им промышляли? Хорошо ограбить – дело доблести и чести. Как глубоко в психологии общества сидит этот тезис? А можно ли об этом говорить? Нет, конечно. Немедленно станешь агентом Москвы.

Что в итоге? А тоже, что и в РФ. Самолюбование. Прятанье головы, когда нужно смотреть на свои язвы. Терпимость к подлости. Особенно, когда подлецы поют песни, приятные для слуха.

Что можно сделать в таком состоянии? Да, ничего.

Возможна ли в этой ситуации партия "За всё хорошее!". Что-то не очень похоже. А впрочем...

0
6500
1