Албанский пинг-понг на сербской крови

На модерации Отложенный

Расследование чудовищных преступлений албанских сепаратистов Косова, убивавших сотни сербов для того, чтобы продать их органы на европейских «чёрных рынках», ознаменовалось новым скандалом. Специальный докладчик ООН Филип Элстон неделю гостил в Тиране, где провёл переговоры с руководителями Албании. Он пытался заручиться их согласием на организацию независимого расследования силами международных экспертов, но не получил никакой поддержки.

Тема подпольной торговли органами замученных косовских сербов, в которой власти Сербии уже давно обвиняют лидеров косовских сепаратистов, изначально приобрела скандальный характер. Первой из влиятельных международных чиновников на данную тему заговорила экс-Главный прокурор Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии Карла дель Понте – да и то после отставки в начале 2008 года. В своей книге «Охота: я и военные преступники» она утверждала, что, по крайней мере, 300 косовских сербов могли быть тайно вывезены в соседнюю Албанию для изъятия у них органов с их последующей продажей. Причем, по ее словам, «среди пленных были женщины из Косово, Албании, России и других славянских государств», и «эта деятельность осуществлялась с ведома и при активном участии офицеров АОК («Армия освобождения Косово – Авт.) высшего и среднего звена». [1]

Госпожа дель Понте тогда указывала, что во главе чудовищного бизнеса стояли бывший политический руководитель «Армии освобождения Косова», а ныне премьер-министр самопровозглашенного «независимого» Косова Хашим Тачи и вновь рвущийся к власти экс-глава правительства Рамуш Харадинай, оправданный в 2008 году Гаагским трибуналом. Однако в обвинительном заключении против Харадиная торговля органами убитых сербов не фигурировала. В качестве причины «железная Карла» назвала препятствия, которые чинили ей в расследовании Миссия ООН в Косове (в частности, возглавлявший ее в 1999-2001 годах нынешний министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер) и командование натовских миротворческих сил в крае.

«Наш мандат требовал, чтобы мы начали расследование обвинений против лидеров высшего звена всех сторон, участвовавших в конфликтах на территории бывшей Югославии. Следовательно, мы должны были расследовать обстоятельства и, если информация подтвердится, выдвинуть обвинение против тех лидеров АОК, которые в наибольшей степени были ответственны за преступления, совершенные милицией», - писала автор, тут же ссылалаясь на непреодолимые препятствия. [2]

Провозглашение независимости Косова в феврале 2008 года и её немедленное признание Соединёнными Штатами и ведущими странами-членами Евросоюза сразу же сделали малоперспективными надежды на расследование албанского «бизнеса на крови». Хотя одной из первых Карлу дель Понте поддержала влиятельная международная правозащитная организация «Хьюман райтс уотч». Ее эксперт Фред Абрахамс назвал свидетельства бывшего Главного прокурора «серьезными и заслуживающими доверия».

Имеющиеся у «Хьюман райтс уотч» материалы также подтверждают информацию о преступлениях албанских сепаратистов. [3] Однако слишком большие силы и средства уже были вложены в достижение независимости Косово. Ради этой цели западные державы и ведущие международные структуры предпочли закрыть глаза на чудовищные преступления, которые бы в любом другом случае не сходили бы с первых полос ведущих изданий…

В 2009 году за расследование фактов торговли органами убитых сербов взялся спецдокладчик Совета Европы швейцарский юрист Дик Марти, прославившийся ведением дела о «тайных тюрьмах» ЦРУ в Европе. Он побывал на Балканах, однако встретил понимание и поддержку лишь со стороны властей Сербии. Они самостоятельно разыскали более 130 свидетелей преступлений и собрали досье примерно на 500 жертв. Все эти материалы уже переданы и в Гаагский трибунал, и в ООН.

Что же касается руководства Косова и Албании, то там и слышать не захотели ни о каких обвинениях, считая их «смехотворными» и «политически мотивированными».

И вот теперь с аналогичной стеной столкнулся другой спецдокладчик – представитель ООН Филип Элстон. Побывав в Албании и встретившись с руководителями этой страны, он был вынужден констатировать, что в настоящее время расследование «заблокировано заинтересованными сторонами» – в первую очередь албанскими властями. Он сослался на «бюрократический и дипломатический пинг-понг» властей Албании, не желающих расследовать «смехотворные» обвинения.

«Если они смехотворные – тогда избавьтесь от этой проблемы, позвольте провести независимое расследование и пойдите на реальное сотрудничество», - заявил своим собеседникам в Албании спецдокладчик ООН. Однако, по его собственному признанию, Тирана не желает сотрудничать «ни по одному вопросу».

Дело здесь не только и не столько в позиции официальной Тираны. Албания как государство-член НАТО и потенциальный кандидат в члены Европейского Союза не стала бы по собственной инициативе беседовать с высокопоставленными дипломатами и экспертами «с позиции силы». Дело в том, что и ООН, и Гаагский трибунал, и ведущие западные державы своей предшествующей политикой фактически дискредитировали всю систему международного правосудия на Балканах. Они создали у преступников прочное ощущение безнаказанности. И вряд ли Филип Элстон сможет в одиночку сломать стоящую перед ним стену. Ведь даже Карла дель Понте предусмотрительно обнародовала взрывоопасную информацию лишь после своей отставки - дабы не отвечать за дальнейшее развитие ситуации.

Конечно, противоправные деяния «сильных мира сего» иногда расследуются усилиями одиночек. Во многом благодаря своим личным качествам упомянутый выше Дик Марти инициировал скандал вокруг тайных операций ЦРУ, который до сих пор трясет многие восточноевропейские страны. Однако это был тот случай, когда проблема взбудоражила всех - ООН и Совет Европы, ОБСЕ и Евросоюз. А страдания нескольких сотен косовских сербов вряд ли взволнуют сегодня США или Европу.

Помощник госсекретаря США Филип Гордон на днях восторженно доложил студентам Гарвардского университета о том, что Косово «достигло огромного прогресса в укреплении демократии, мира, и теперь играет конструктивную роль на региональной и мировой арене». А раз так, о каких преступлениях его лидеров может идти речь? Геополитическая машина работает – и вряд ли скромный докладчик ООН сможет ее остановить.

И еще один вывод напрашивается из полной неспособности, а главное нежелания международных структур и отдельных великих держав расследовать, быть может, самые чудовищные эпизоды войн в бывшей Югославии. Он напрямую касается будущего Гаагского трибунала, который согласно принятым ранее решениям на уровне ООН должен свернуть свою деятельность до конца 2010 года. У него на рассмотрении, как известно, находится еще немало дел. Россия и другие члены Совета Безопасности ООН в качестве одного из вариантов предлагают передать, по крайней мере, большинство из них на рассмотрение судов национальной юрисдикции балканских стран.

Однако грустная реальность такова, что данные суды по своей субъективности, скорее всего, смогут конкурировать даже со столь тенденциозным органом, как Гаагский трибунал, и превратиться в арену сведения национальных и религиозных счетов. Ведь если албанскому правосудию поручить расследование преступлений косовских лидеров, боснийским мусульманам – позволить выносить приговор Радовану Караджичу или Ратко Младичу, а хорватам - разрешить вершить правосудие в отношении Воислава Шешеля или бывшего лидера хорватских сербов Горана Хаджича – басня о лисе и курятнике получит свое наглядное воплощение.