ИДЕЯ ДЛЯ РОССИИ

На модерации Отложенный

ДЕВИЗ ДЛЯ РОССИИ: «ЕДИНСТВО. СПРАВЕДЛИВОСТЬ. РАЗВИТИЕ»

Большинство стран мира имеют официальный государственный девиз. У России девиза нет, – соответственно, нет чётко выраженной государственной идеи. Общество пребывает в состоянии, которое в прежние времена определяли как «без царя в голове».

У Союза Советских Социалистических Республик девиз был – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Народ воспринимал этот лозунг как что-то должное, но не настолько важное, чтобы носить его в своём сердце и самоотверженно приближать момент всеобщего единения пролетариев. В этом девизе выражались мечты ранних социалистов о мировой социалистической революции, позже – идеи Коминтерна, а после Второй мировой войны – единство государств социалистического лагеря. На этом фоне советскому народу девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» представлялся явлением скорее внешнеполитического характера, чем насущной жизни в собственной стране.

Ближе, понятнее и желаннее был лозунг: «Наша цель – коммунизм!», или «Вперёд к коммунизму!», или «Мы придём к победе коммунизма!» – в разных интерпретациях. Его не выносили эпиграфом к названиям газет и журналов, не писали в партийных билетах, наградных и прочих документах. Но он торжественно звучал на съездах КПСС, в публичных выступлениях партийных и советских работников, изображался на транспарантах, уличных стендах, клубных плакатах, был в умах и душах советских людей, независимо от их национальности. Это был неофициальный девиз общества, народа, страны.

В современной России нет никакого девиза. А значит, нет идеи, которая объединяла бы многие народы, проживающие на территории страны, служила бы ориентиром, стандартом общественных, экономических, межконфессиональных отношений. Осознавая отрицательные стороны подобного фактора, Президент РФ Борис Ельцин в конце 1990-х годов публично высказался за необходимость формирования национальной идеи, вокруг которой можно было бы объединить народ. Однако либералы спешно развернули против этого информационную кампанию, суть которой сводилась к тому, что национальная идея – это новая идеологизация страны, подобная той, которая была в СССР. То есть, оппоненты Президента банально приравняли понятие «идея» к понятию «идеология» и на основании этого не оставили камня на камне от предложения Ельцина. Оно и понятно: к слову «идеология» в нашем обществе – традиционно негативное отношение. Как однажды заметил Александр Исаевич Солженицын: «Благодаря Идеологии досталось ХХ веку испытать злодейство многомиллионное». Политорганы и репрессивные организации, созданные большевиками, а затем несколько модернизированные коммунистами, наполнили понятие «идеология» специфическим содержанием.

Но это всё в прошлом, и, обжёгшись на молоке, дуть на воду, если не глупо, то, по крайней мере, нерационально и очень рачительно для общества, которое сегодня вновь ввергнуто в мировую духовно-идеологическую конкуренцию, не менее жёсткую, чем борьба двух идей – социалистической и капиталистической – в ХХ веке.

Пришла пора расстаться с посткоммунистическими комплексами. В данном случае следует признать, что слово «идеология», как и «идея», – нормальное русскоязычное слово. Оно вовсе не означает «злодейство», «насилие», «психушки», «двуличие» – когда говорят одно, а думают другое, и т. д.

Вот как трактует эти слова «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой: «Идея. Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь»; «Идеология. Система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество». Это говорит о том, что даже если бы Президент РФ заявил, что нам нужно создать не национальную идею, а национальную идеологию, с точки зрения толкования этого понятия, а равно и с точки зрения здравого смыла, у его оппонентов всё равно не нашлось бы объективных аргументов против того, что в новой России так не должно быть.

Так вот, большинство современных государств мира имеют девизы. Девиз каждой страны – это идея. И, как правило, много идей. А много идей – это уже, несомненно, идеология. И что, у всех государств – советская идеология? Такая вот логическая цепочка выстраивается, если признать правоту тех, кто пускается во все тяжкие на рассуждения о том, что России нужна национальная идея.

Президент РФ Владимир Путин, возможно, наученный опытом своего предшественника, не делал громких заявлений о необходимости национальной идеи. Дмитрий Медведев в первый год президентства в одном из своих публичных выступлений вернулся к этому вопросу. В дальнейшем эту тему не поднимал. Дух национальной идеи давно, что называется, витает в воздухе, но к реализации замысла всё как-то не решаются приступить.

Между тем, с тех пор как был утерян вместе с Советским государством лозунг о единении пролетариев и строительстве коммунизма, прошло уже 20 лет. Выросло поколение людей без объединяющей общество главной идеи. Этому поколению лишённое идеологических атрибутов государство представляется не более чем аморфным образованием. А поколения, впитавшие с октябрятского детства мечты о светлом коммунистическом будущем, выраженные в общегосударственном девизе, остались без чётко обозначенных целей и ценностей современного бытия. Для многих это стало трагедией. Возможно, явилось главной причиной чрезвычайно высокой смертности в 1990 – 2000-х годах. Лишённые жизнеутверждающей идеи люди стали ощущать безысходность своей жизни, которая вдруг оказалась без осознаваемого смысла. Те, кто не обратился в поисках смысла жизни к Богу или не нашёл его в том, чтобы работать только на себя, на свою семью, надолго не задерживаются в этом «бессмысленном», лишённом позитивных ориентиров мире.

Из 201 государства мирового сообщества, включая частично признанные, 130 имеют официальные девизы (здесь и далее речь идёт именно о государствах, а не о странах, которых в мире гораздо больше, чем государств, поэтому в данной статье слово «страна» употребляется как синоним слова «государство»). А это 65 процентов. То есть, практически две страны из трёх официально приняли выраженную в краткой форме главную идею (в большей части девизов – несколько идей) государства, народа, общества. Причём девизы имеют страны, которых принято называть цивилизованными. Германия: «Единство и Право и Свобода». Великобритания: «Бог и моё право». Франция: «Свобода. Равенство. Братство». Испания: «Дальше предела». Норвегия: «Всё для Норвегии». Канада: «От моря до моря». Даже самая передовая в борьбе против «идеологического мракобесия» страна – Соединённые Штаты Америки – имеет собственный девиз. Причём, не один, а два. Считающийся в США традиционным: «Из многих единство», который официально не отменён и по-прежнему в ходу. И новый девиз, действующий с 1956 года: «На Бога уповаем».

Из 27 государств Европейского Союза 11 обладают собственным девизом. Из 16, которые не обладают, 8 – бывшие страны «социалистического лагеря» и советские республики Прибалтики. Европейский Союз не ориентировался на большинство и предпочёл ввести свой девиз: «Единство в многообразии».

Из государств «Большой «двадцатки» 14 государств имеют девиз. Без девиза: Австралия, Италия, Китай, Мексика, Россия и Япония. Впрочем, у Японии есть то, что можно назвать неофициальным девизом: «Страна Восходящего Солнца». У Китая – тоже: «Поднебесная». Одно слово, но за ним – целая идеологическая система.

Где-то, возможно, такова национальная традиция – развиваться без всякого девиза. Но кто скажет, что это – традиция России? С 1833 года, когда Министр народного просвещения Российской Империи граф Сергей Семёнович Уваров сформировал основную государственную идею в крылатом выражении: «Православие, Самодержавие, Народность», и до распада Советского Союза с его идеями о единстве пролетариев и коммунизме Россия жила, по сути, с девизами.

В британское Содружество Наций входят 54 государства. Из них 43 обладают девизом. Такова английская традиция.

Противоположная картина на постсоветском пространстве. Так, из 17 государств, образовавшихся на территории СССР, всего два государства ввели девизы. Девиз Азербайджана: «Страна Огней».

Первичный смысл девиза заключается в исторической особенности страны: в давние времена здесь был развит зороастризм, а слово «Азербайджан» происходит от староперсидского выражения, переводимого как «Страна Огней». Но идея древнего огнепоклонства, не менее чем девиз «Родина или смерть» (Куба), способна объединить общество. И не только на основе уникальной истории государства. В современном Азербайджане понятие «Страна Огней» приобретает новый смысл: дающая огонь нефть, электрические световые огни – символы развития и благополучия нации.

Ещё одна страна бывшего СССР, имеющая девиз, – Грузия: «Сила в единстве». Девиз для многонациональной страны замечательный. Но каждый девиз следует наполнять и развивать конструктивными идеями и делами, чтобы он не был пустым призывом. Пример Грузии как раз показывает, что девиз – это не набор слов. Девиз должен работать, быть руководством к действию. В этой же республике так выстроили национальные отношения, что не грузинам жить там стало невмоготу, и единство государства в конце концов было порушено.

То, что всего две страны на территории бывшего СССР оформили государственные идеи в девизы, говорит о тех самых комплексах ненависти к понятию «идеология» или неуважения к нему. Здесь мы видим две крайности. С одной стороны, всеобщая, доходящая до абсурда и попрания прав «не так думающих» идеологизация общества в СССР. С другой стороны, полное неприятие всякой здравой идеи в современных странах на территории СССР. В обоих случаях проявляется опасная политическая болезнь, которая «работает» на расшатывание государства.

В странах бывшего социалистического лагеря с девизами-идеями не намного лучше. Тем не менее, вышеназванные комплексы идеологизации здесь изживаются чуть более опережающими темпами, чем на постсоветском пространстве. Из 14 стран Европы, бывших социалистических и новых, образованных на территориях «братских» государств, только три имеют девизы: Болгария, Македония, Чехия.

Нам в России пришла пора признать, что девиз государства – не столько веяние современной политической моды, сколько необходимый фактор развития, укрепления общественно-политических отношений в обществе и государстве. В пользу этого говорят многочисленные примеры иных стран и мировых сообществ.

Для России был бы подходящим, например, такой девиз: «Единство. Справедливость. Развитие».

Надо ли говорить, насколько идея единства актуальна для нашего федеративного государства, многонационального и многоконфессионального общества. Более того, это понятие имеет всеобъемлющий характер: корпоративное единство – лозунг для трудовых коллективов, профессиональное единство – солидарность людей по профессиональной принадлежности, единство семьи – укрепление традиционных семейных ценностей, и так далее.

Единство в многообразии – это будет путеводной звездой для России и её народов на все времена. Где единство – там мир и там сила. Официальный праздник Российской Федерации – День народного единства – послужит утверждению этой идеи в нашем многонациональном обществе.

Не менее ценное значение имеет идея справедливости. Национальная черта характера русского народа, прославленная классической литературой, – искать правду – уже давно вошла в плоть и кровь российских народов и ряда бывших советских. Понятие справедливости ещё шире – и правда, и честность, и законность. Справедливость – тот идеал, к которому люди стремятся, с которым соизмеряют свои дела и поступки, отношения друг с другом, стремятся соотнести нормы законодательства.

Вряд ли кому чужда идея развития. Развитие всего и вся. Это движение, динамизм, прогресс, модернизация, рост благополучия граждан, могущества государства.

Триединый девиз «Единство. Справедливость. Развитие» не подвержен какой-либо политической конъюнктуре. Он актуален для нашего государства в любую историческую эпоху.

В идеале был бы приемлем девиз: «В Боге Единство, Сила и Правда». Но в обществе ещё далеко не всеми осознана истина, что Бог – един для всех народов, и потому могут быть явные и хитрые сомнения – типа «в чьём Боге – Единство, Сила и Правда?». К тому же не изжито ещё коммунистическое наследие атеистического мировоззрения. Не случайно в тех же США, хотя и ввели девиз «На Бога уповаем», прежний девиз не отменили – ради идеологической универсальности. Британии с девизом о Боге – «Бог и моё право» – было легче: во времена, когда он вводился, страна была моноконфессиональной и не столь атеистической.

Девиз «Единство. Справедливость. Развитие» мог бы стать довольно действенным механизмом достижения «полноценной российской идентичности», о которой Президент Медведев сказал: «Задача именно в том, чтобы создать новую российскую идентичность. Если мы её не сможем создать, то тогда судьба нашей страны очень печальна».

Идея единства очень актуальна в мире. Девизы со словом «единство» или словами и словосочетаниями, близкими по значению: «союз», «единение», «вместе», «братство», «одна страна – одна нация» и т. п., – имеют 49 государств (38 процентов от всех девизов). Например, Швейцария: «Один за всех, все за одного»; Пакистан: «Вера, Единство, Дисциплина»; Аргентина: «В Союзе и Свободе»; ЮАР: «Разные люди объединяются».

Слово «Справедливость» есть в девизах 9 стран. Так, в Чехии идея правды и справедливости выражена девизом: «Истина торжествует». Или, к примеру, в Бенине – «Братство, Справедливость, Труд»; в Мавритании – «Честь, Братство, Справедливость», в Сент-Винсенте и Гренадинах – «Мир и Справедливость».

Слово «Развитие» практически не содержится ни в одном девизе. Но понятия, близкие по значению: «Прогресс», «Труд» «Работа», «Процветание», – присутствуют в девизах более 20 государств. Например, в Бразилии – «Порядок и прогресс»; в Нигере – «Братство, работа, прогресс»; в Того – «Труд, Свобода, Отечество». Для нас предпочтительнее было бы понятие «развитие», так как оно шире понятия «прогресс» и в большей степени означает действие, ведь в конечном счёте значение девиза – это призыв к действию.

Девиз, в котором содержатся все три слова предлагаемого здесь девиза России, не имеет ни одна страна. Правда, девиз «Unité – Justice – Progrès» Союза Коморских Островов (они же Коморские Острова, или просто Коморы) некоторые наши источники трактуют в переводе с французского (девиз Комор вписан в герб государства именно на французском языке) как «Единство, Справедливость, Развитие». Другие источники дают более точный перевод: «Единство, Правосудие, Прогресс».

Но, даже если согласиться с неверным переводом девиза Комор, подобная идентичность не должна нас смущать при определении девиза нашей страны. Во-первых, оба девиза звучат на разных языках. Во-вторых, в мировой практике есть примеры одинаковых девизов. Девиз «Свобода или смерть» действует в трёх странах – Греции, Македонии и Уругвае. Девиз «Единство, Труд, Прогресс» – также в трёх – в Бурунди, Кабо-Верде, Чаде. Или, например, есть почти идентичные девизы. В Болгарии: «В единстве сила», и в Грузии: «Сила в единстве». В Анголе: «Единство обеспечивает силу», в Боливии: «Единство даёт силу» (это уж кто как переведёт).

Федеративной стране, каковой является Россия, существовать без объединяющей общество идеи ни в коем случае нельзя. Девиз «Единство. Справедливость. Развитие» – наиболее универсальный, идеологически цельный для Российской Федерации девиз. Он охватывает все сферы деятельности, актуален для каждого из народов многонационального государства, созвучен душевным чаяниям верующих традиционных для страны религий. Девиз станет действенным средством формирования в нашем государстве лучших общественных отношений, полноценной российской идентичности, гражданского общества. Его следует включить в школьные учебники, дабы воспитывать новые поколения россиян в духе Единства, Справедливости, Развития.

Сергей ИВАНОВ-СЕМЕЙСКИЙ, г. Красноярск