Путин и цена вопроса

На модерации Отложенный

Три года тому назад одна из владивостокских газет рассказала о совещании, посвященном форуму Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС)-2012.
Статья называлась «Путин и цена вопроса». Газета писала, что Путин сообщил «о создании госкомиссии по координации деятельности по социально-экономическому развитию Дальнего Востока». Далее из текста стало понятным, что о развитии всего Дальнего Востока никто говорить и не собирался: главный вопрос – сколько нужно денег для строек саммита.



В статье без ссылки на авторство была упомянута цифра нужной суммы: 100 млрд. рублей.
На них, дескать, нужно построить два моста – через бухту Золотой Рог и на остров Русский; комплекс зданий для проведения форума и размещения его участников; дорогу из аэропорта; собственно аэропорт…



Губернатор Приморья Сергей Дарькин зачем-то добавил, что еще планируется построить нефтехимический, алюминиевый и самолетостроительный заводы, атомную электростанцию и Тихоокеанский федеральный университет.
Какое отношение они имеют к саммиту АТЭС, он не пояснил, из чего можно сделать вывод, что все это нужно именно для «развития Дальнего Востока». Как-то незаметно сумма необходимого финансирования для этого «развития» выросла до 2 триллионов рублей.



Меня особенно заинтересовал план строительства университета.
Во-первых, было сказано, что строиться он будет на острове Русский. Во-вторых, рассчитан он будет на 100 тысяч студентов.

В свое время я довольно часто бывал на острове Русский: он весь был утыкан воинскими частями.
До сих пор в бухте Труда лежат остатки затопленных корпусов кораблей и дизельных лодок. В последнее время их почти все достали и разрезали на металлолом, но плавать, а тем более купаться в этой бухте нельзя будет еще лет сто. Собственно, весь остров нужно приводить в порядок после многолетнего пребывания там военных. Это – фон, а суть вопроса в том, что мест для строительства университета вблизи Владивостока – предостаточно. Зачем городить супердорогое строительство именно на острове?



О цифре «100 тысяч студентов» и сказать нечего, кроме одного: в огромной столичной Москве, с ее сотнями учебных заведений разного ранга, включая такие, как МГУ, учатся чуть больше 800 тысяч студентов.



…На днях я побывал на Русском.
Строительство идет – это явно видно – быстрыми темпами. То тут, то там мелькают названия фирм типа Крокус-Интернэшнл и Спасскцемент. Рабочие – сплошь гастарбайтеры из стран Средней Азии. На том месте, где строится якобы университет, я не увидел ни одного здания, похожего на учебный корпус или лабораторию: сплошные отели. Причем высокого класса. И это все для ста тысяч студентов?

Бросается в глаза не только обилие гастарбайтеров, но и иностранной техники.
При этом я хорошо помню заверения руководителей страны о том, что развитие Дальнего Востока немыслимо без создания отечественной строительной индустрии и отечественного рынка занятости. В итоге мы видим, что отечественный строитель вытеснен гастарбайтерами, отечественная техника – японской и корейской. Как сообщили мне рабочие, и цемент на стройки острова Русский поставляются из Поднебесной: дай Бог, если Спасскцемент обеспечивает 15% всех потребностей.



Стройка на Русском под названием «Университет» представляется мне большим обманом.
Думаю, что никакого университета там не будет. А будет дальневосточный Монако или Лас-Вегас. Именно строящиеся отели станут местом пристанища игроков многочисленных казино. А соединит отели Русского с аэропортом строящаяся ударными темпами дорога – прямая, как стрела, почти не задевающая город, задыхающийся от бездорожья и отсутствия развязок.

В недавно появившемся новом докладе оппозиционных политиков Бориса Немцова и Владимира Милова читаем:
«Согласно данным Министерства финансов, стоимость подготовки к проведению саммита составляет астрономическую сумму в 284 млрд. рублей, из которых 202 млрд. должен заплатить федеральный бюджет, остальные деньги – Приморский край и частные инвесторы. Бюджет саммита больше, чем средства, которые тратит Россия на дорожное строительство по всей стране. Бюджет саммита равен 4 годовым бюджетам Приморского края.
Вопрос – почему саммит стоит почти $10 млрд, в пять раз дороже, чем Олимпиада в Ванкувере? Ответ в том, что Путин решил провести саммит на острове Русский, где отсутствует инфраструктура, куда надо строить мост, сооружать объекты энергетики, гостиницы, прочее. И это на фоне обветшавшей инфраструктуры Владивостока с его разбитыми дорогами, запущенным коммунальным хозяйством, ветхим жилым фондом»
.



Добавить к этому можно только фотографии с мест описываемых событий и объектов.