Великие поэты и писатели - о Екатеринбурге: «Город тусклый, а люди внушают только ужас…»

На модерации Отложенный Великие поэты и писатели - о Екатеринбурге: «Город тусклый, а люди внушают только ужас…» «Комсомолка» изучила старые архивы и выяснила, как отзывались об уральской столицы знаменитости, бывшие здесь проездом

ДАНИЛ СВЕЧКОВ

 

Ценитель всего прекрасного Антон Павлович
Чехов очень нелестно отзывался об уральцах.Ценитель всего прекрасного Антон Павлович Чехов очень нелестно отзывался об уральцах.

Изменить размер текста:<button class="resizeFS small active" title="Уменьшить размер шрифта">A</button><button class="resizeFS big" title="Увеличить размер шрифта">A</button>

Антон ЧЕХОВ: «Здешние люди внушают нечто вроде ужаса»

Когда был в Екатеринбурге: В 1890 году во время своего знаменитого путешествия на Сахалин Чехов заехал и в Екатеринбург. Здесь он хотел встретиться с писателем Маминым-Сибиряком. Но встреча не получилась: Мамин-Сибиряк в это время сам путешествовал по Уралу. В итоге Антон Павлович погостил в Екатеринбурге три дня и поспешил отправиться дальше в Тюмень. У нас ему уж очень не понравилось.

Впечатление: Вот какие записи о Екатеринбурге оставил Чехов: «Приехал в Екатеринбург - тут дождь, снег и крупа. Извозчики - это нечто невообразимое по своей убогости. Грязные, мокрые, без рессор; передние ноги у лошади расставлены, копыта громадные, спина тощая... Здешние дрожки - это аляповатая пародия на наши брички. К бричке приделан оборванный верх, вот и все. Ездят не по мостовой, на которой тряско, а около канав, где грязно и, стало быть, мягко. Колокола звонят великолепно, бархатно. Остановился я в Американской гостинице (очень недурной). (Сейчас в этом здании – памятнике архитектуры по адресу Малышева, 68, - художественное училище им. Шадра. - Ред.) Здешние люди внушают приезжему нечто вроде ужаса: Скуластые, лобастые, широкоплечие, с маленькими глазами, с громадными кулачищами. Родятся они на местных чугунолитейных заводах, и при рождении их присутствует не акушер, а механик».

Б.Л.Пастернак

Б.Л.Пастернак

Борис ПАСТЕРНАК: «Это такое нечеловеческое горе»

Когда был в Екатеринбурге: В 1932 году из Москвы на Урал собиралась десантироваться целая литературная бригада. Самые знаменитые писатели того времени: Борис Пастернак, Алексей Толстой, Юрий Олеша, Демьян Бедный и Михаил Зощенко. Они должны были поднимать уровень нашей провинциальной литературы. Но в итоге к нам приехал один только Пастернак. Поселили его сначала в гостинице «Урал». Долго жить в центре промышленного города он не смог, и поэтому скоро его переселили в обкомовский дачный поселок на берегу Шарташа. Условия там были шикарные: чистый воздух, красивая природа, четырехкомнатный дом, а также каждый день горячие пирожные и черная икра в столовой. Но и тут Пастернаку не понравилось. Прогуливаясь по соседним деревням, он увидел нищету раскулаченных семей. Чтобы помочь несчастным, Пастернак вместе с семьей даже по ночам тайком выносил хлеб из обкомовской столовой. Но в итоге Борис Леонидович заработал нервный срыв и, не выдержав, вернулся в Москву.

Впечатление: О месяце жизни в Свердловске Пастернак написал в письме своей первой жене Евгении Владимировне: «Тут отвратительный континентальный климат с резкими переходами от сильного холода к страшной жаре и дикая гомерическая пыль среднеазиатского города, все время перемащиваемого и исковыренного многочисленными стройками. В теченье этого месяца я ничего решительно не видел специфически заводского или такого, зачем бы стоило ездить на Урал». А вот что он писал о поселке на Шарташе: «Это такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что оно становилось уже как бы абстрактным, не укладывалось в границы сознания. Я заболел».

В.С.Высоцкий

В.С.Высоцкий

Владимир ВЫСОЦКИЙ: «Тут организм дряхлеет»

Когда был в Екатеринбурге: Впервые бард приехал в Свердловск в 1962 году. Он тогда работал в Московском театре миниатюр, который гастролировал по Уралу и Сибири со спектаклем «Путешествие вокруг смеха». Город Высоцкому не понравился настолько, что чуть ли не каждый день актер был в плохом настроении. В марте, когда гастроли закончились, его уволили с формулировкой «за полное отсутствие чувства юмора».

Впечатление: О том, как ему плохо в Свердловске Высоцкий рассказал в нескольких письмах своей будущей жене Людмиле Абрамовой: «Уже на подъезде ощутил я влияние стронция-90, потому что запахло гарью, и настроение резко ухудшилось, в самом же городе, как говорят, махровым цветом расцвела радиация, и люди мрут как мухи. За окном - мерзкая мелкая дрянь падает с неба, и все «миниатюрные» артисты бегают по магазинам и ищут противорадиационные шмотки. Поселили в гостинице «Большой Урал» в маленький номер с мизерными удобствами…»«А вообще - гнусно. И город, и народ, и все. За все это время ни разу не посмеялся, ничего не произошло, даже песни не пою и не пишу» «Город такой тусклый, время - на два часа быстрее.

Организм дряхлеет. И по теории относительности я постарею лет на 19».

А. Н. Радищев

А. Н. Радищев

Александр РАДИЩЕВ: «Достоин своего положения»

Когда был в Екатеринбурге: Впервые у нас Радищев побывал в 1790 году. После его «Путешествия из Петербурга в Москву» писателя сослали из Петербурга в Сибирь. В Екатеринбург он приехал под конвоем как государственный преступник и прожил здесь неделю. За это время Радищев, несмотря на свое положение, даже успел немного осмотреть город.

Впечатление: По дороге в Илимский Острог в Сибирь Радищев писал путевые заметки. Есть там несколько строк и про Екатеринбург: «8 декабря. До Екатеринбурга 23 версты. Горы становятся от часу менее. В 1 1/2 версты или меньше находится Верх-Исетский железный завод. Пруд, он длиною на 20, шириною на 10 верст, на нем острова. Летом вид прекрасный. Село большое. Если плотина сего завода прорвется, как та опасность настояла года четыре назад, то большая часть города будет потоплена и дворы снесет. Приехали в Екатеринбург 7 декабря ввечеру. Город построен по обе стороны реки Исети, которая течет в крепком каменном грунте. Примечания достоин в рассуждении своего положения, монетного двора, приисков каменьев, шлифовальни, гранильного искусства и мраморного дела. Медные и железные поделки дороги. Меди всей на всех заводах в отменные годы выплавляется от 170 до 180 тысяч пудов».

 

 

Федор ДОСТОЕВСКИЙ: «Привел, наконец, Господь увидеть обетованную землю»

Когда был в Екатеринбурге: У нас в городе Достоевский был дважды. Первый раз в 1850 году, когда его отправили на каторгу. Второй раз в 1859 году, когда возвращался из ссылки вместе с сыном Павлом и женой Марией Дмитриевной, с которой он познакомился и обвенчался на поселении.

Впечатление: О повторном посещении Екатеринбурга можно прочитать в одном из писем, которое Достоевский отправил своему другу Артемию Гейбовичу: «В Екатеринбурге мы простояли сутки, и нас соблазнили: накупили мы разных изделий рублей на 40 - четок и 38 разных горных пород, запонок, пуговиц и проч. Купили для подарков и, нечего грешить, заплатили ужасно дешево. В один прекрасный вечер, скитаясь в отрогах Урала, среди лесу, мы набрели, наконец, на границу Европы и Азии. Превосходный поставлен столб с надписями, и при нем в избе инвалид. Мы вышли из тарантаса, и я перекрестился, что привел, наконец, господь увидать обетованную землю. Затем вынулась Ваша плетеная фляжка, наполненная горькой померанцевой (завода Штритера), и мы выпили с инвалидом на прощание с Азией, выпил и ямщик (и уж как же вез потом)».

В.А.Жуковский

В.А.Жуковский

Василий ЖУКОВСКИЙ: «Виды прекрасные»

Когда был в Екатеринбурге: Поэт Жуковский был в нашем городе в 1837 году, когда сопровождал 19-летнего наследника престола Александра II во время его путешествия по стране. 27 мая вместе с царской свитой поэт приехал в Екатеринбург и сразу отправился осматривать местные достопримечательности. Город тогда жил на особом положении. У Екатеринбурга было свое войско, законы и суд. К тому же золото в городе добывали буквально не выходя за его границы.

Впечатление: Во время путешествия Жуковский вел дневник, в котором очень сухо и строго описывал все, что ему удалось посмотреть. Каких-то комментариев в нем он, к сожалению, не оставил. Одна из страниц посвящена приезду в Екатеринбург: «26 мая. Переезд из Бисерска в Екатеринбург. Обед. Осмотр завода, золотопромывальни, гранильной фабрики, монетного двора. Меншенин. Ввечеру поездка по городу. Иллюминация. Квартира у Харитонова. Четверг. Пребывание в Екатеринбурге и переезд в Нижнетагильск. Осмотр завода Верхнеисетского. Больница. Дом Китаева. Удивительное устройство. Чугунное производство. Тюремный замок. Похититель изумрудов в остроге с убийцами... Суд Шемякин. Больница. Обедня. Разговор миссионера. Поездка в Тагил на тарантасах. Я вместе с Меншениным. О Зотове. О Харитонове. Дело горноблагодатского полицмейстера, убившего унтер-офицера. Дело лекаря, похитившего золото. Дорога сначала неживописная и дикая. Потом виды прекрасные; вид на Урал и рощи частые. Невьяновский завод. Старинный дом Демидова. Колокольня около древней церкви и двор. Здесь пили чай».

А вот поэт Владимир Маяковский, когда 85 лет назад приезжал в Свердловск, высказывался о нашем городе только положительно. И даже грязь на изрытых строителями улицах пришлась ему по душе. О том как поэт выступал на Урале, ел пельмени с медвежатиной, ссорился с библиотекарями и искал могилу царя читайте в материале «Владимир Маяковский - о Свердловске: «Не город, а строительная площадка!»

Редакция газеты "Комсомольская правда Екатеринбург" благодарит сотрудников Объединенного музея писателей Урала за помощь в подготовке публикации.

ИСТОЧНИК KP.RU