Под шумок эпидемии

На модерации Отложенный

Пока Владимир Путин занимается внутренними и международными проблемами, вызванными пандемией коронавируса, кое-кто из высших госчиновников занимаются отнюдь не благовидными делами. Под шумок о прогнозах рецессии мировой экономики в связи с последствиями пандемии, эти чиновники организуют очередной обвал российской экономики. Используют они при этом те же самые приёмы, которые были отработаны ими в 2014 году.

Как и тогда, в качестве главного орудия они используют обрушение мировых цен на нефть. Снижение потребления нефтепродуктов в Китае в связи с эпидемией коронавируса поставило вопрос о необходимости снижения мировой добычи нефти, чтобы не обрушить цены на неё. Однако, как вы помните, министр энергетики РФ Александр Новак на переговорах в формате ОПЕК+ 6 марта не только отказался снизить совместно с членами ОПЕК экспорт нефти, но и обещал нарастить его, ставя очередные рекорды нефтедобычи в России. Таким образом российский министр мгновенно обрушил мировые цены на нефть с 56,6 долларов за баррель в январе и 49,7 в феврале до 30, а затем и до 25 долларов за баррель в марте 2020 года.

Такое мощное воздействие его обещаний на нефтяной рынок обусловлено тем, что Россия вместе с Саудовской Аравией являются крупнейшими экспортёрами нефти в мире. Остальные экспортёры в сравнении с ними даже не карлики, а так, хомячки. При этом США, являясь одним из трёх крупнейших производителей нефти в мире, тем не менее потребляют её гораздо больше, чем производят. И хотя они в последние годы стали экспортировать свою сланцевую нефть, связано это с тем, что по данной технологии там добывают «лёгкую» нефть, которую их нефтяные компании не могут сбыть внутри страны.

Кому выгодно обрушение мировых цен на нефть? В первую очередь – США и их европейским союзникам по НАТО как крупнейшим потребителям нефтепродуктов. Для России как крупнейшего экспортёра нефти, экономика которой критически зависит от нефтяных доходов, такое решение просто убийственно. Но оно было принято. И это обстоятельство ставит вопрос: кому же служит российский министр энергетики? Очевидно, что не России.  

Однако принять одно такое решение мало. Вывозить нефть по обрушенным ценам для большинства её российских производителей нерентабельно. Если же они перестанут её вывозить, то мировая цена на нефть взлетит до небес. А это совершенно не согласуется с интересами стран НАТО, которые почему-то так дороги Новаку.

Поэтому он договорился с председателем Центробанка Эльвирой Набиуллиной обрушить валютный курс рубля, что она тут же осуществила. Вместо 62 рублей за доллар США Центробанк стал требовать 80. А для стимулирования покупателей был запущен слух, что доллар вот-вот будет продаваться по 100 рублей. Таким образом для экспортёров нефти всё в России стало гораздо дешевле – и оплата труда, и материалы, и перевозки, и налоги… В таких условиях чиновники получают возможность требовать от нефтяных компаний наращивать экспорт и при обрушенных ценах на нефть.

Что же касается жизненного уровня населения России, то он, как известно, всегда падает вместе с курсом рубля.

Это вполне согласуется с интересами США и НАТО. Там считают, что россияне потребляют «слишком много» из того, что могли бы отправлять на Запад для обеспечения его благополучия. По данным ЦБР, все последние 26 лет из России вывозилось товаров (в долларовом исчислении) в 1,5–2,4 раза больше, чем ввозилось.

К решению задачи снижения жизненного уровня населения России подключился и министр финансов РФ Антон Силуанов. Чтобы «успокоить» население, отнюдь не обрадованное перспективами, связанными с обрушением курса рубля, он заявил, что в связи с «последствиями мирового кризиса», придётся «распечатать кубышку» – Фонд национального благосостояния (ФНБ). Якобы для неукоснительного выполнения социальных обязательств государства.

Не откладывая в долгий ящик, Силуанов изъял из ФНБ 2,9 триллиона рублей … для «выкупа» правительством у Центробанка контрольного пакета акций Сбербанка. Какое отношение это действие имеет к исполнению социальных обязательств государства – большой-большой секрет министра. Поэтому не мешает разобраться в существе сей очень странной с виду операции. А существо её – очень неприглядно.

И Центробанк, и правительство – государственные органы. Перемещение одного из государственных активов из кармана одного государственного органа в карман другого никак не изменяет сумму госактивов. Как гласит одно из основных правил арифметики, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Однако у Силуанова и Набиуллиной своя очень специфическая арифметика. По ней государство должно не передавать акции из управления одной госструктуры другой, а оформлять эту передачу как сделку купли-продажи. Результат такой «сделки» предельно циничен.

Формально эта операция выглядит так. Поскольку ФНБ «хранится» на валютном депозите Центробанка, Минфин изъял из резервов ЦБР валюту на сумму, эквивалентную 2,9 триллиона рублей. Затем он «продал» её и «передал» Центробанку 2,9 триллиона рублей в обмен на акции Сбербанка. Центробанк вывел эти деньги из оборота или, выражаясь на чиновничьем слэнге, «стерилизовал» их.

Реально же произошло следующее. Из федерального бюджета (ФНБ является частью федерального бюджета) «испарились» 2,9 триллиона рублей, а из резервов Центробанка – валюта на эквивалентную сумму. То есть при перемещении государственного актива (акций Сбербанка) из кармана одного государственного органа в карман другого сумма госактивов (федерального бюджета и резервов ЦБР) сократилась на 5,8 триллиона рублей. Такая вот у этих чиновников арифметика.

Все знают, что в финансах, как и в природе ничего бесследно не исчезает. Если из государственных «заначек» деньги «испарились», значит они осели в чьих-то персональных, в том числе офшорных, «заначках». То есть эти чиновники орудуют не только в интересах стран НАТО, но и своих собственных, нещадно грабя Россию и её население.