Плутониевый свисток

На модерации Отложенный

Вчера наш самый влиятельный внес в Госдуру законопроект о приостановке российско-американского соглашения об утилизации оружейного плутония. Но самое интересное - в тексте документа говорится об условиях возобновления действия этого соглашения, такими условиями являются: отмена всех санкций, компенсация ущерба, понесенного Россией как от санкций, так и от "вынужденных контрсанкций", отмена закона Магнитского и сокращение военной инфраструктуры США в странах НАТО.

В общем, в перечне условий, которые должны выполнить Штаты для того, чтобы Россия милостиво изволила возобновить утилизацию плутония, не хватает только прекращения поддержки сирийской оппозиции, признания Крыма и минета, который Хиллари Клинтон должна будет сделать Путину в случае своей победы, а еще лучше превентивно.

Короче говоря, в Кремле собрали в кучу все главные хотелки, причем не только разумные, к которым можно отнести отмену санкций и закона Магнитского, но и совершенно бредовые, к которым относится компенсация ущерба от "вынужденных контрсанкций" и сокращение военной инфраструктуры США в странах НАТО.


Сторонники президента, свято верующие в Хитрый план, тут же оживились и объявили, что Путин загнал США в угол, что президент России перешел в контрнаступление и поставил Вашингтону шах и мат, еще чуть-чуть и наступит полная победа, Штаты будут вынуждены оставить в покое Сирию, потом Украину, а затем и всю Европу. Говорили же, что Путину нужна вся Украина, вся Европа, весь Ближний восток - вот, еще чуть-чуть и все эти предсказания сбудутся.

И все эти оптимистичные рассуждения базируются на том факте, что США не располагают ни реакторами для утилизации оружейного плутония, ни даже технологией, а Россия располагает. Поэтому...

Поэтому что?

Чем США грозит прекращение утилизации оружейного плутония со стороны России?

Если кто-то думает, что прекращение утилизации плутония приведет к росту ядерного потенциала России - это не так. Дело в том, что запасы плутония, накопленные еще в годы холодной войны при СССР, настолько велики, что позволяют уничтожить все живое на планете несколько раз подряд. Соглашение об утилизации касалось не сокращения ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, а именно избытков оружейного плутония. Из-быт-ков.

И даже если Россия будет заниматься утилизацией, то избытки плутония будут ликвидированы спустя много-много лет и только потом, может быть, зайдет разговор о сокращении боевого ядерного потенциала, на который соглашение, приостановленное Россией, вообще не распространяется.

По большому счету, США безразлично, утилизирует Россия свой избыточный плутоний или нет.
На ядерный потенциал России это не влияет от слова совсем.

Грубо говоря, оружейного плутония сегодня и в США и в России - хоть жопой ешь. Только никто его жопой есть не будет, потому что нет такой жопы, которая после этого останется жива.

Запасы оружейного плутония, которые раз в 5 больше, чем возможно будет даже теоретически применить в самой масштабной и затяжной ядерной войне (все живое исчезнет раньше, чем плутоний будет израсходован до конца) - это давно уже не источник безопасности, а головная боль. Потому что этот плутоний приходится хранить, что само по себе не очень дешево.

Более того - запасы плутония постоянно растут, потому что действующие реакторы АЭС так устроены, что нарабатывают его, но не используют.

По сути, плутоний давно уже превратился из ценного оружейного материала в банальный отход атомной энергетики, который просто некуда девать.

Собственно поэтому и было подписано упомянутое соглашение об утилизации. Оно никак не было связано с разоружением. Это нечто вроде соглашения о сокращении выброса парниковых газов, только между двумя странами - Россией и США. Две страны, обладающие наибольшими запасами плутония, договорились заняться его утилизацией. В принципе они и по-отдельности были вынуждены работать в этом направлении, потому что хранить пятикратный запас плутония себе дороже, но заняться утилизацией вдвоем - несколько веселее. А главное, подписанное соглашение было удобным поводом выделять бюджетные средства на разработку технологий утилизации.

И вот, спустя 16 лет стороны пришли к тому, что Россия разработала технологию утилизации и построила реактор, который может работать на оружейном плутонии, а США - нет.

Так и кому Россия делает хуже, выходя из соглашения?

США все равно не выполняли это соглашение, потому что так и не освоили технологию утилизации плутония. Американские корпорации и научные центры просто попилили бабло, выделенное на данные разработки, ведь если кто-то думает, что пилить бабло умеют только в России, то это не так.

И если вы думаете, что после приостановки соглашения американские корпорации лишатся бюджета по программе утилизации и устроят в США революцию - это тоже не так. Во-первых, там не такой уж фантастический бюджет, чтобы из-за этого в США случилась революция. А во-вторых, американские корпорации наверняка найдут другой способ пилить бабло, выделяемое на ядерные разработки. Лоббисты своего не отдадут.

А вот Россия, которая освоила технологию утилизации плутония, после приостановки соглашения будет вынуждена либо остановить реактор, в котором его сжигали и продолжит хранить и копить плутоний, которого и так уже больше, чем много. Либо будет вынуждена продолжать утилизацию плутония, но уже не в рамках соглашения с США, а просто так, сама для себя.

Кстати, плутоний в России научились не просто утилизировать, а использовать в качестве ядерного топлива. Поэтому прекращение его утилизации - это фактически отказ от использования готового топлива, которое и так уже лежит на складах и может давать гигаватты энергии, но... не будет давать, а будет дальше храниться, накапливаться и охраняться, потому что Путин решил показать американцам "фигу с дрыгой".

Это можно сформулировать так:

Мы научились использовать в качестве топлива излишки плутония, которого накопилось выше крыши, научились получать от него пользу, но не будем этого делать, потому что... потому что США ввели против нас санкции и приняли закон Магнитского.

Круто?

В этом есть что-то очень украинское.

Принцип "назло бабушке уши отморожу", только в применении к утилизации плутония.

Назло США не будем использовать избыток плутония в качестве топлива. Пусть назло США хранится и копится. И реактор, который мы построили для утилизации плутония, назло США остановим. Чтоб они лопнули от злости.

Для справки, СССР произвел 170 тонн оружейного плутония и еще около 20 тонн нарабатывается ежегодно в реакторах. Сколько сегодня плутония хранится в России - не знаю, но думаю не меньше 200 тонн. Из них около 100 тонн - чистый избыток, который никогда ни в каком оружии использован не будет по указанным выше причинам. Первой сотни тонн хватит для превращения всей планеты в подобие Луны или Марса.

Так кому Путин делает хуже, останавливая действие соглашения?

Даже если допустить, что приостановка действия договора об утилизации вызовет у США какие-либо неудобства, вряд ли Вашингтон будет сильно плакать и немедленно отменит санкции, закон Магнитского и выплатит России компенсацию за понесенные от санкций убытки.

Набор требований, которые Путин включил в документ, заведомо невыполнимый. Если бы речь шла про один только закон Магнитского - о какой-то вероятности выполнения еще можно было порассуждать, набравшись оптимизма, но все сразу, да еще и с выплатой компенсаций - абсурд.

Тем более, как показано выше, США не очень-то щекочет, будет выполнять Россия это соглашение или нет.

Рассуждения о том, что приостановка выполнения данного соглашения со стороны России загоняет США в угол - это полный бред, выдача желаемого за действительное.

С момента подписания соглашения прошло 16 лет, а с момента ликвидации СССР и официального прекращения холодной войны - 25 лет. И за эти годы никакой утилизации плутония не осуществлялось ввиду отсутствия технологий. Шла только работа над этими технологиями.

25 лет после ликвидации СССР никакой утилизации плутония не осуществлялось, но США как-то все это время жили. Так каким фантазером надо быть, чтобы думать, будто сейчас Вашингтон бросится в ноги Путину, примется делать минет и упрашивать начать утилизацию?

Штаты жили без утилизации 25 лет - проживут еще год, два, три, пять, десять...

Ну накопится за это время в мире еще 200 тонн плутония. Он же не в одной России будет копиться, что характерно, в США тоже.

Но тогда зачем Путин внес в Госдуму законопроект о приостановке соглашения об утилизации, да еще и с заведомо невыполнимыми требованиями?

Зачем этот дурацкий плутониевый шантаж? Зачем этот цирк?

Я понимаю причины внесения этого законопроекта так:

Это на самом деле никакой не шантаж и тем более не утльтиматум.

В Кремле прекрасно понимают, что США проживут без данного соглашения и плевать им на то, что Россия приостановит утилизацию плутония со своей стороны. Много лет утилизация не велась из-за отсутствия технологий - теперь не будет вестись по другим причинам.

Внесенный документ - это месседж. Послание.

Кремль таким образом недвусмысленно дал понять, чего хочет от США. Сформулировал свои хотелки. А прекращение действия соглашения по утилизации плутония - это некий символический акт, демонстрирующий, что Россия будет сворачивать сотрудничество с США, если Вашингтон не пойдет навстречу.



В Кремле просто выбрали соглашение, которое все равно по факту не выполняется и от приостановки которого ничего в жизни не изменится, но которое при этом носит некий знаковый, символический характер. Потому что в нем звучит ключевое слово плутоний.

И к документу о приостановке этого соглашения присовокупили перечень пожеланий.

Расстраиваться по поводу приостановки утилизации плутония Вашингтон, конечно же, не будет. Но в Вашингтоне по замыслу Кремля должны задуматься о будущем. Если реакции не воспоследует, то Россия может выйти из других соглашений, которые уже окажутся вполне значимыми.

По сути Кремль запустил процесс сворачивания сотрудничества с США по причине недружественной политики, которая ыражается в санкциях, законе Магнитского и других шагах, которые не упомянуты в документе, но могут подразумеваться (Сирия, Украина).

Пока на пути сворачивания сотрудничества сделан только первый символический шаг в виде приостановки (даже не отмены, а всего лишь приостановки) соглашения, которое все равно не выполнялось и особенной практической значимости не имело.

Это можно трактовать так:

Мы пытались сотрудничать с вами, называли вас партнерами, хотели дружить, предлагали совместно разрулить ситуацию в Сирии, а вы только пользуетесь нашими добрыми намерениями, расширяете НАТО, дербаните Ближний Восток и кладете хрен на все наши попытки наладить отношения. Так дальше продолжаться не может. Одумайтесь, иначе сотрудничеству конец.

В принципе, подход логичный. Но вот, что вызывает вопросы:

1. Не поздновато ли спохватились?

Не поздновато ли что-то требовать от США после того, как предали Донбасс, подписали минские соглашения, а потом лебезили перед Вашингтоном, называя США партнерами и единственной сверхдержавой? Не поздновато ли качать права после того, как преданно смотрели в глаза и заискивающе скулили о законных правах бизнеса, нарушенных санкциями, которые не влияют?

2. Что будет, если США подотрутся этими требованиями?

Что Кремль может реально сделать, если США не пойдут на уступки, а они скорее всего не пойдут? Сотрудничество в какой области прекратят? Откажут в космических запусках? Так невелика будет потеря - с запуском спутников американцы справятся, а запуск космонавтов на МКС - не такая большая необходимость. К тому же Китай может выйти на этот рынок и предоставить свои услуги. В чем еще Россия может отказать США? Грозно выйдет из ВТО?

Вот у США в запасе много действий - можно расширять санкции, можно проводить аресты счетов, выгонять российские компании с рынков США и ЕС. И далее вплоть до эмбарго по иранскому образцу, когда Иран даже нефтью торговал подпольно, в очень ограниченных объемах и с большими скидками, от чего сильно страдал. Ирану выдержать эмбарго помогла крепкая национальная элита и теократия, а что поможет выдержать подобное эмбарго России? Духовные скрепы и РПЦ?

3. Не перегибают ли в Кремле с требованием компенсаций?

Требование отмены санкций и закона Магнитского - это вполне разумные требования, которые наверное можно было обсуждать с Вашингтоном, предлагая взамен продолжение сотрудничества. Но требование компенсаций, да еще и за "вынужденные контрсанкции" - это явный перебор. Это даже звучит глупо.

Но может быть в этом и был замысел - поставить заведомо невыполнимые условия, чтобы начать процесс сворачивания партнерства?

Так для этого было бы достаточно потребовать сокращение присутствия США в странах НАТО. Это уже то требование, на выполнение которого в Вашингтоне заведомо не пойдут. И не нужно было лепить глупости про компенсацию за "вынужденные контрсанкции".

Сама формулировка "вынужденные контрсанкции" говорит о том, что США вынудили Россию к вводу убыточных ответных санкций, то есть переиграли и заставили идти на поводу.

И вообще, кто-то пару лет назад говорил, что санкции не влияют.

А теперь оказалось, что санкции не только влияют, но влияют до такой степени, что вынудили Россию вводить контрсанкции, получать от этого еще больший убыток и требовать компенсации у противника, угрожая прекращением утилизации плутония, которая России самой очень выгодна.

Выходит, что Россия получила убыток от санкций, потом от "вынужденных" контсанкций, а теперь еще и откажется от выгодного для себя процесса утилизации плутония (который является готовым топливом для АЭС) и потом наверное будет еще требовать от США компенсацию за недополученные гигаватты энергии.

То есть санкции так "не влияют", что убыток от вынужденной борьбы с ними все больше и больше.

А главное - что потом?

Откажутся от американских компьютеров и будут просить компенсацию за недополученную вычислительную мощность?

Или российская элита пересядет с иномарок на жигули и будет требовать компенсацию морального ущерба?

Политика современной России такова, что ей нечем угрожать Западу, кроме как отмораживанием собственных ушей и выстрелами себе в ноги. Но Запад этим не испугать. В Вашингтоне просто возьмут большое ведерко с попкорном и сядут смотреть, как Россия грозно отказывается от долларов и евро, компьютеров и иномарок, инкубаторного яйца и говядины, бытовой техники и электроники, а также ниток и иголок, которые в России тоже перестали производить.

Чтобы можно было чем-то реально шантажировать Запад или реально торговаться, надо было все последние 16 лет развивать собственное производство, а Россия вместо этого сидела на трубе и только сокращала производство собственных товаров.

И теперь шантажировать Запад практически нечем.

Единственное, чем можно сейчас шантажировать - это отказом от либеральной экономики и возвращением к госплану, индустриализации, национализации и социалистическому пути.

Но для этого Кремлю нужно отказаться от всего, что он говорил и делал не только последние 16, но и все последние 25 лет. Для этого Кремлю надо отказаться от собственной политики, а это все равно, что отказаться от самого себя.

По сути единственное, чем Путин может всерьез угрожать Западу, это... своей отставкой с непредсказуемыми последствиями. Отставки Путина и непредсказуемых последствий в стране, обладающей ядерным оружием, Запад может всерьез испугаться. Если поверит, само собой.

А пока Путин и его окружение находятся у власти, Западу бояться нечего.

Потому что на том пути, по которому Россия шла последние 16 лет - на пути интеграции с Западом, вступления в ВТО, торговли нефтью и газом, вывода наворованного российской элитой за рубеж, на пути деиндустриализации и разрушения отношений с Украиной - на этом пути Россия ничего не сможет противопоставить США. Ничего серьезнее отмены символических соглашений с прицепом из кучи смешных хотелок вроде компенсации за контрсанкции, которые Россия сама же ввела, пойдя у Запада на поводу.

В переводе на простой язык это звучит так:

Дайте, дяденька, денег на лечение ноги, которую я сам себе отстрелил назло вам, иначе я не буду выбрасывать мусор с далеко идущими последствиями.

Смешной шантаж.

Подобные угрозы вызывают скорее желание сесть и посмотреть, что будет дальше, нежели задуматься о выполнении поставленных условий.

Это значит...

Значит законопроект, который самый влиятельный в мире Путин направил в Госдуму, контролируемую партией, собравшей голоса 26% избирателей - скорее всего просто блеф.

Это блеф отчаявшихся либерал-особистов, сидящих в Кремле, которые 16 лет назад сели играть в покер с американцами по их демократическим правилам в их долларовом казино, доигрались до того, что влезли в долги и теперь сидят с никакущими картами, для продолжения игры надо снова делать ставку, на которую просто нет денег, поэтому они снова просят в долг, старательно делая вид, что у них фуллхаус или что-то вроде того, хотя сидящие напротив владельцы казино доподлинно знают, что ничего страшнее пары на руках кремляди просто не может быть.

Кремль перешел на откровенный блеф и надувание щек.

У Путина не осталось реальных ходов и он начал грозить США прекращением сотрудничества, ради которого сам же старался 16 лет, а до него старался Ельцин, которому Путин и Медведев построили музей.

В детском саду в таких ситуациях начинают запугивать угрозами позвать старшего брата, отца и дядю с указанием того, что они являются мастерами по боксу, командирами танков, самолетов и подводных лодок.

Но Путину некого звать на помощь, у него нет старшего брата, который заступится. Наоборот, он сам должен был заступиться за Донбасс, но не сделал этого, как полагалось. А попытавшись заступиться за Сирию, быстро сдулся.

Путину некого звать на помощь, потому что он сам является самым влиятельным в мире президентом и человеком года по версии американского журнала Time, но махать перед американцами их собственным журналом - глупо.

Все. Патроны кончились, остались только свистки.

Остались свистки, в которые Путин отчаянно свистит.

И верующие в Хитрый план думают, что это сигнал к решительному наступлению, хотя на самом деле это просто последний пар выходит в плутониевый свисток.