Резервы России остались в США

На модерации Отложенный

Приблизительно два месяца назад мировая финансовая общественность узнала о том, что Российская Федерация активно избавляется от американских казначейских облигаций (трежерис). С марта по апрель портфель российский портфель трежерис похудел сразу на 50%. Через месяц от $96 млрд инвестированных в госбонды США осталось всего $14,9 млрд.

Понятны были действия Центробанка, который решил снизить риски инвестиций в американские активы на фоне резкого ухудшения отношений между двумя странами и потенциальных финансовых санкций со стороны США.

«Однако очевидно следующее: казначейские облигации США — это следствие сформированных резервов в долларах, то есть, если вы накапливаете в долларах, то эти доллары, при условии минимального риска инвестиций, неизбежно окажутся конвертированными в американские трежерис. Таков закон рынка, просто больше некуда, все другие варианты будут более рискованными и сложными для такой организации, как Центральный банк. Поэтому главный вопрос, который возник после почти полной ликвидации российского портфеля в трежерис – куда ЦБ дел американские доллары?

Последние данные Казначейства США о держателях трежерис говорят о том, что в июне баланс РФ не изменился и остался на уровне $14,9 млрд. Тут следовало бы спросить – а почему все не продали, для чего оставили эти $14,9 млрд, какая в этом логика и выгода? Аналитики Совета по международным отношениям отмечают, что, скорее всего, Россия перевела свои доллары в Бельгию, в клиринговый банк и в офшоры на Каймановых островах. В Центробанке это никак не комментируют, а на вопросы о том, что происходит с резервами отвечают, что это государственная тайна.

Действительно, за последние два месяца, согласно данным того же Казначейства США, балансы в трежерис этих регионов выросли на $60 млрд. Однако однозначно утверждать, что ЦБ именно туда вывел деньги, нельзя.

Во-первых, ЦБ в июле активно покупал золото, 26 тонн. Во-вторых, не хватает $20 млрд. В-третьих, балансы в трежерис активно росли в Канаде, Франции, Британии и др. странах.

И самое главное, общий баланс иностранных держателей трежерис с февраля по июнь текущего года почти не изменился – был $6 трлн 215 млрд , стал $6 трлн 211 млрд. Следовательно, куда бы не вывел со счетов в Нью-Йорке доллары наш ЦБ, они в любом случае оказались там же, где и были — в казначейских облигациях США. ЦБ потерял доходность от 2% до 3%. В лучшем случае они депонировали эти доллары под 1%. Естественно, кто-то неплохо заработал на наших долларовых резервах, как минимум от $100 млн в месяц.

Министр А. Силуанов на всю страну объявил, что у России казначейских облигаций США почти не осталось. Но реальность такова – все российские доллары снова ушли на покупку американских трежерис, а Россия перестала получать доходность от этих долларов, а ФРС США (если понадобится) ничего не стоит вычислить, кто сейчас является держателем российских долларов, и при желании вторичными санкциями заблокировать эти счета. Тем более стало известно, что швейцарские банки начали замораживать средства, связанные с Российской Федерацией. Так, Credit Suisse заблокировал счета и активы, связанные с РФ, на $5 млрд, как отметили в банке, цитирую: в рамках выполнения санкций США.

Что тут сказать? Только одно. Самое главное, чтобы после всех этих манипуляций наш Минфин и ЦБ не попали в ситуацию Красной Шапочки из известного анекдота, которая пришла к бабушке, звонит в дверь, а на пороге пузатый волк с зубочисткой в руках. — А где бабушка? — спрашивает Шапочка. — Нет тут никакой бабушки — сплевывает волк. — Щас здесь офис».