Двойные стандарты словацкого премьера Фицо

На модерации Отложенный

В конце августа 2016 года словацкий премьер Роберт Фицо (Robert Fico) посетил Москву и провёл переговоры с Владимиром Путиным. На встрече поднимались в основном экономические вопросы двусторонних связей, но не обошлось и без политики.

Так, по возвращению в Братиславу, Роберт Фицо заявил журналистам местного издания – газете «Pravda», о бесперспективности антироссийских санкций со стороны Запада:

«Я полагаю, что пришло время отнестись к этой теме весьма рационально и заявить, что санкции наносят ущерб, как Евросоюзу, так и Российской Федерации. Они ничего не принесли в тех чувствительных сферах, на которые санкции должны были повлиять».

Учитывая, что от подобных заявлений словацкого премьера мало что в Евросоюзе зависит, даже, несмотря на то, что в этом году, по принципу показушной демократии, Словакия формально председательствует в этой организации, данные заявления были сделаны явно для того, чтобы их услышали именно в России. Роберт Фицо давно понял, что если делать подобные заявления, «ласкающие уши» Москвы, то можно получать в России экономические преференции. За слова Москва охотно расплачивается ресурсами… А это как раз больше всего интересует словацкого премьера. Особую озабоченность Роберта Фицо вызывает реализация Россией газопроводного проекта «Северный поток-2». В случае реализации проекта, Словакия, как транзитёр российского газа в Европу, будет ежегодно терять порядка 800 миллионов евро. Для страны, население которой насчитывает около пяти с половиной миллионов человек, это огромная цифра. Казалось бы, есть все основания к взаимному конструктиву, так как экономические интересы стран лежат на поверхности.

Однако, несмотря на давний общий фон внешних дружественных отношений между Россией и Словакией, именно правительство Роберта Фицо, на протяжении последних лет, стабильно и последовательно избавляется от российской техники, пытаясь при этом сохранить сотрудничество исключительно в поставках российских энергоносителей и минерального сырья, в том числе природного газа, нефти, ядерного топлива, каменного угля, железной руды. При этом, Словакия старается очень активно использовать российский рынок для реализации своей высокотехнологической продукции глубокой переработки, имеющий большую добавленную стоимость: автомобили, электрические машины, оборудование, бумажную и полиграфическую продукцию, лекарственные препараты, солод, товары широкого потребления.

На встрече с российским президентом, прошедшей годом ранее (2 июня 2015 года), словацкий премьер Роберт Фицо также заявлял:

«Господин Президент, мой визит также связан с 17-м заседанием межправкомиссии, которое проходило в середине мая в Братиславе. Мы совершенно не усматриваем никаких поводов, никаких причин, чтобы наш товарообмен снижался. Решения, которые приняла межправкомиссия, а также решения и вопросы, которые мы обсуждали сегодня, могут быть определённым стимулом для дальнейшего развития».

Однако, и тогда слова руководителя словацкого однопартийного правительства в корне расходились с делами его же министров, которые являлись членами возглавляемой им партии SMER.

Так, в середине 2015 года, сейчас уже бывший министр обороны Мартин Глвач (Martin Glváč), принял решение провести замену вертолётного парка МО Словакии. При этом, вопрос замены был реализован таким образом, чтобы не объявлять, положенного в подобных случаях по европейским и словацким законам международного тендера, в котором Россия могла бы принять участие на равных условиях с другими возможными участниками. По инициативе Мартина Глвача в настоящее время реализуется замена используемых в армии вертолётов Ми-17 на американские UH-60M Black Hawk. При этом правительство Роберта Фицо утвердило эту инициативу, а профессиональный юрист Глвач нашел механизм, позволяющей Министерству обороны Словакии не объявлять положенный в таких случаях международный тендер.

Решением правительства Роберта Фицо сделка с американцами была одобрена. Всё было сделано таким образом именно потому, что стоимость российский вертолётов могла составить бесспорную конкуренцию «американцам». Тем не менее, давние однопартийцы – министр обороны Глвач и всё тот же премьер Роберт Фицо, решили пойти на значительные бюджетные затраты, приобретая американские вертолёты, ограничив возможности России предложить свою технику, в случае объявления международного тендера на законных основаниях. Экономические последствия для словацкого бюджета, которые повлечёт эта сделка, правительство не интересовали. Мартин Глвач, лоббируя поставку американских вертолётов в целях подготовки общественного мнения, ранее заявил словацким журналистам, что стоимость сделки по приобретению 9 вертолётов UH-60M Black Hawk для словацкого бюджета составит $261 миллион. Но, по информации американских официальных источников, стоимость сделки составит $450 миллионов. Разница в оценках министра составляет $189 миллионов. То есть, словацкому бюджету придётся доплатить ещё $189 миллионов за инфраструктуру.

Эта многомиллионная сделка потянет за собой необходимость смены всей логистики по эксплуатации вертолётов, которая сегодня отработана под русский тип Ми-8/17. Видимо это и будут дополнительные затраты бюджета Словакии, о которых Глвач предпочёл не распространяться. Ранее МО СР использовало также российские вертолёты Ми-24, которые, имея минимальный налёт, были выведены из эксплуатации.

В этот же период, когда Роберт Фицо имел однопартийное правительство, полностью сформированное из представителей его партии, с подачи того же Мартина Глвача спешно решался вопрос по замене парка истребителей МиГ-29 российского производства на самолёты Gripen шведского производства. И только недоговорённость со шведами по ценовым вопросам затормозила этот процесс. Министерство обороны Словакии вынуждено было оставить в эксплуатации российские истребители. Но надолго ли?!

После выборов начала 2016 года правительство в Словакии сменилось. Роберт Фицо, хотя и остался в должности его председателя, кабинет имеет уже коалиционный. При этом, фактическое отношение к сотрудничеству с Россией внутри партии SMER не изменилось. Сразу после выборов, Министерство внутренних дел Словакии, которое возглавляет соратник Фицо и, по сути, второй человек в партии SMER Роберт Калиняк (Robert Kaliňák), в местных средствах массовой информации объявило о замене парка правительственного авиационного отряда и опять, сделка структурируется так, чтобы Россия не смогла принять в ней участие. Ведь наша страна может предложить словакам современный самолёт Sukhoi Superjet 100, который как нельзя лучше подходит по размерности для выполнения задач правительственных перевозок. В то же время, Министерство внутренних дел Словакии также не объявляет и, положенный в таких случаях, открытый тендер, а, подобно реализованной ранее коллегой по партии SMER схеме, по замене вертолётного парка, Роберт Калиняк реализует прямую закупку за 50 млн. евро одного старенького АЭРБАСа и двух, совсем уж «убитых» FOKKER 100 EJ. История с «заменой» придумана в очередной раз так, чтобы не объявлять международный тендер, в котором Россия могла бы принять участие. При этом два самолёта FOKKER 100 EJ уже пару-тройку лет «пылятся» в аэропорту города Братиславы, так как за всё это время иных покупателей на них не нашлось. Поэтому, видимо бывшие хозяева, и решили «впарить» их словацкому бюджету. Министерство внутренних дел купило этот хлам не раздумывая. При этом лоббистом сделки выступил давний коллега Роберта Фицо по партии и его тёзка Калиняк.

Несмотря на практически ежегодные словестные политесы в сторону Москвы, отношение Словакии к России  не меняется. Она рассматривается Робертом Фицо исключительно, как выгодный сырьевой придаток:

«Словакия подписала с Россией в 2015 году очень важный договор о поставках нефти. Это очень интересное и выгодное для Словакии соглашение и оно подтверждает, что наше сотрудничество очень хорошо развивается, и мы в этом смысле воспринимаем Российскую Федерацию как надёжного партнёра в том, что касается поставок энергии для нашей страны» - заявил Фицо после встречи с Владимиром Путиным уже в конце августа 2016 года.

Это и не удивительно, ведь основу российско-словацких экономических отношений составляет взаимодействие в области топливно-энергетического комплекса. Российские поставки нефти, газа, ядерного топлива на 90% покрывают потребности Словакии.

Так что, дежурные дифирамбы сотрудничеству из уст словацкого премьера имеют чёткий материальный результат для этой страны (что нельзя сказать о России). Ведь поставки российского природного газа в Словакию и транзит его через территорию этой страны в Западную Европу осуществляются на основе долгосрочных контрактов, подписанных ещё в 2008 г. на период до 2029 г. и предусматривают поставки газа в объеме до 6,5 млрд. м3 в год. Поставки российской нефти и её транзит по территории Словакии также осуществляется на основе межправительственного договора о сотрудничестве, подписанного в декабре 2014 г. в Москве на срок до 2029 г.

Эти транзитные потоки дают очень хороший доход словацкому бюджету, на который потом и покупаются новые американские вертолёты, шведские истребители и старенькие европейские гражданские самолёты. Вот такие двойные стандарты использует премьер Роберт Фицо в отношениях с Россией. Наше правительство довольствуется исключительно словоблудием словацкой власти «о формальной поддержке…», в виде дежурных и ничего не значащих заявлений о необходимости отмены санкций в обмен на реальные материальные ресурсы. Мы продолжим качать в Словакию сырьё, а словаки будут закупать западную технику на получаемые бюджетом доходы, основанные, в том числе, и на долгосрочных транзитных контрактах. По неофициальной информации, ещё прошлое правительство, также возглавляемое Робертом Фицо, приняло решение окончательно избавиться от российской техники к 2019-му году.