Возможно ли российское решение в Сирии?

Два года спустя после начала гражданской войны в Сирии Вашингтон перестал считать уход Башара Асада необходимым условием выхода из кризиса.

Два года спустя после начала «арабских революций» и многих тысяч смертей Запад, который встал на сторону исламистской оппозиции и призывал к свержению режима Башара Асада, постепенно начинает осознавать, что вариант России (она подчеркивала важность политического решения), может быть, не так уж и плох. Всего несколько месяцев назад западные столицы делали ставку на падение власти Асада и обвиняли Москву в поддержке Дамаска. Тем не менее, США, которые не могут поставить оружие сирийским исламистам, раз те поддерживают связи с иракской «Аль-Каидой», поняли, что любое решение подразумевает участие России, так как лишь она способна подтолкнуть сирийские власти к тому, чтобы принять договор. Сирийский режим пользуется поддержкой Ирана, России, Китая, Ирака, Ливана («Хезболла»), Венесуэлы, Северной Кореи, Кубы и других стран, а также может создать дополнительные трудности во многих и без того сложных вопросах: палестино-израильский конфликт, теракты просирийских групп на территории Турции, деятельность «Хезболлы» и т.д.

Таким образом, Россию вновь начали воспринимать всерьез в западных правительствах. Отсюда следуют визиты в Москву госсекретаря США Джона Керри, британского премьера Дэвида Кэмерона и даже его израильского коллеги Биньямина Нетаньяху, который попросил Владимира Путина не поставлять в Дамаск российские зенитно-ракетные комплексы С-300. Объясняется этим и договоренность Владимира Путина и Барака Обамы по поводу международной конференции по Сирии, на которой может быть принято решение о формировании переходного правительства. Вашингтон в кои-то веки проигнорировал позицию суннитских держав (Турция, Саудовская Аравия и Катар) и не стал рассматривать уход Башара Асада как предварительное условие выхода из кризиса. В США, по всей видимости, согласились с российским предложением насчет будущего правительства, куда смогут войти все сформированные после 2014 года партии, в обмен на обещание Асада отказаться от участия в выборах. 

Что касается отошедшей на второй план Франции Франсуа Олланда, она упорно продолжает поддерживать собрание группы «друзей Сирии» (все это враждебно настроенные против Асада государства), которое проходит на этой неделе в Аммане... В таких условиях Башар Асад заявил 18 мая в интервью аргентинским журналистам, что намеревается оставаться на посту до 2014 года, что вполне очевидно, раз Запад решил не проводить военное вмешательство на стороне неспособных самостоятельно одержать победу повстанцев. Кроме того, президент категорически опроверг информацию о применении властями химического оружия (по его словам, это могло бы стать предлогом для западного вторжения), которое, кстати, могли использовать и силы мятежников. Он приветствовал российско-американскую инициативу, однако отметил, что добиться от повстанцев соблюдения договора о прекращении огня будет невозможно, так как они представлены сотнями суннитских групп, которых объединяет лишь стремление уничтожить Асада и шиитскую ось Иран-Сирия-Хезболла.

Сирийский конфликт действительно все больше приобретает религиозный оттенок, что особенно важно в рамках арабских революций при поддержке нефтяных суннитских монархий, которые повсюду помогают исламистам свергать светские и шиитские режимы. В такой обстановке стратегия Тегерана заключается в усилении ливанской «Хезболлы», 8000 бойцов которой в настоящий момент развернуты в Сирии и помогают Асаду обеспечить безопасность подконтрольных ему зон.

Отсюда и израильские авиаудары по предназначенному для «Хезболлы» оружию: эти операции не нацелены на поддержку мятежников, а призваны помешать усилению «Хезболлы», которая может напасть на север Израиля в том случае, если Тель-Авив или Вашингтон решат нанести удар по Ирану (в связи с его планами по созданию ядерного оружия).

Еще одной, пусть и менее заметной стороной сирийского конфликта является война суннитов против христиан, которых те обвиняют в поддержке Башара Асада. Хотя главой Сирийского национального совета в ноябре 2012 года был избран христианин Жорж Сабра, большинство христиан действительно поддерживают нынешний режим. Напомним, что одним из создателей партии власти «Баас» был христианин Мишель Афлак, и что христиане занимали видные должности при власти Башара (например, назначенный в 2011 году министром обороны Дауд Ражха, который погиб во время теракта в Дамаске в июле 2012 года). Христиане оказались зажаты в тисках между режимом (он призывает их встать на его сторону) и суннитской оппозицией (та требует от них поднять оружие против властей) и справедливо опасаются за свою жизнь: так, 80 000 христиан из Хомса отправились в Дамаск и Бейрут, а в общей сложности из страны бежала уже треть христиан. По данным независимого международного следственного комитета по Сирии, вооруженная оппозиция все чаще нападает на меньшинства. 
Как и в Ираке, христиане (зачастую это обеспеченные люди) подвергаются нападениям и похищениям. Примеров тому - огромное множество: в декабре 2012 года христиан из Маалулы взяли в заложники, в июле 2012 года та же участь постигла их единоверцев из Эль-Кусейра, ассиро-халдеев из Хасаке похитили, чтобы заставить их детей присоединиться к восстанию, в августе 2012 года были убиты 12 христиан из Джараманы, 21 октября во время взрыва заминированной машины в христианском квартале Дамаска погибли 15 человек, 28 ноября в Джарамане убили еще восемь христиан и 12 друзов, в Катане произошел ужасный случай с православным священником Фади Джамилем Хаддадом (исламисты сняли с него скальп и вырвали ему глаза за попытку освободить взятого в заложники прихожанина), 22 апреля этого года во время гуманитарной миссии похитили епископов Йохану Ибрагима и Поля Язиги т.д.

Все эти события вызывают беспокойство в Ватикане (папа Франциск осудил преследования христиан) и критику со стороны российских СМИ и властей, которые выступают как защитники восточных христиан от получивших «поддержку Запада» исламистов. По всей видимости, западные страны действительно куда больше волнуют интересы их суннитских «союзников» из Персидского залива, нежели участь их единоверцев-христиан из Сирии... Шиитский Иран защищает от суннитов своих собратьев-шиитов из Ирака, Сирии и Ливана. Монархии Персидского залива и Турция помогают сирийским братьям-суннитам в борьбе с шиитами-алавитами. Постхристианский Запад же в свою очередь даже ни разу не попытался защитить угнетаемых суннитами христиан в Египте, Пакистане, Нигерии или Судане...Более того, натовские державы, которые до сих пор видят в России советского врага времен холодной войны, после 1990 года не раз отправляли свои войска против пророссийских режимов (Сербия Милошевича, Ирак Саддама Хусейна, Ливия Каддафи и т.д.)... Все это опять-таки в знак «солидарности» с «союзниками» из Персидского залива и Организации исламская конференция, которые требовали защитить, Боснию и Герцеговину, Косово, Кувейт, ливийских, а теперь и сирийских исламистов.

Источник: http://www.inosmi.ru/world/20130522/209215869.html

6
1105
0