Ливанов наносит ответный удар

На модерации Отложенный

Ситуация с философским факультетом РГГУ – пример новой атаки на высшую школу.

Философы — вообще ребята с крепкими нервами, хвалу и клевету они приемлют равнодушно и анализируют их в общем порядке. Но все же не все вызовы готовы спокойно принять и они. Недавнее решение Минобразования лишить Российский государственный гуманитарный университет бюджетных мест по направлению «философия» вызвал настоящий переполох в среде гуманитариев. «Началось!» - безмолвно и тревожно разнеслось в и без того раскаленной академической атмосфере.

Поступившее из министерства образования пояснение тревоги не развеяло, а скорее лишь убедило ревнителей консервативных традиций в образовании, что политика удушения гуманитарного образования — это сознательный курс. Ведь чиновники и не думали скрывать: России нужнее технари, естественники, а не вы, черт знает чем занимающиеся гуманитарии. И дали понять предельно четко: оттяпанные у философов бюджетные места уйдут именно на социально значимые направления — технические, естественнонаучные.

Подвох ситуации очевиден: протестовать против такого нахрапистого наступления на гуманитариев вроде как неловко. Россия же должна, наконец, встать с колен и вписаться в новый технологический уклад. А эти «серые мыши» со своими философскими трактатами — непонятно каким вообще боком приклеятся к прогрессу. Но если нынешние чиновники от образования и их сторонники этого понять не могут, то как-то могли понять их советские коллеги. Ну не диво ли? Когда мы запускали человека в космос, когда создавали мощнейшую бомбу, когда внедряли в промышленность передовые технологии, философия как-то не мешала. Тогда абитуриенты-технари еще — страшно сказать — сочинения вступительные писали полноценные. Ну вот как-то так было обнаружено умными советскими верховодами народного просвещения, что гуманитарные науки — союзники прогресса, а не его тормоз.

Они понимали и нам нужно сегодня сказать им спасибо за оставленное великое наследство, которое до сих пор еще до конца не проели.

Нынешние не понимают. Кто скажет спасибо им?

В беседе с обозревателем KM.RU известный политолог, член редколлегии журнала «Полис», доцент философского факультета МГУ Борис Межуев встал на защиту философского и вообще гуманитарного образования в России:

- Прежде всего, я хотел бы подчеркнуть, что философский факультет РГГУ — это действительно очень сильный, хороший факультет. Я бы, конечно, не стал говорить, подобно его декану, что он лучший в России, это, конечно, преувеличение, но, несомненно, он никак не слабее, скажем, философского факультета МГУ, где я работаю и уж явно посильнее многих иных факультетов этого профиля. Такие люди, как Виктор Юрьевич Молчанов, такие кафедры как по истории русской философии — безусловная ценность не только для РГГУ, но и для философской науки вообще.

То есть речь идет не о каком-то заштатном отсталом факультете, а действительно об одном из центров философского образования в России. Это первое, что нужно понимать, в том числе чиновникам от Минобразования. Просто потому что нельзя подходить ко всем с одним и тем же критерием.

Конечно, в истории самого РГГУ были разные периоды — были свои взлеты и падения. История этого учебного заведения непростая, но, тем не менее, несомненно, что если и было что-то толковое в истории постсоветского образования — данный университет можно смело к этому отнести.

Что касается угрозы гуманитарному образованию в целом, то политика государства тут наблюдается, я бы сказал, стандартная: она основана на идеологии свертывания «неэффективных» расходов, которые не дают прибыли. И в случае с РГГУ мы видим частный случай этой политики. Просвета тут пока не ожидается, как пока нет надежд со скорым выравниванием ситуации с качеством выпускной и вступительной аттестации, которая представлена ЕГЭ. Сегодня уже со всей определенностью можно говорить о том, что внедрение этой системы не дало ничего хорошего российскому образованию, я могу это со всей ответственностью заявить. После внедрения этого вида аттестации качество студенчества заметно ухудшилось, нынешнее гуманитарное студенчество, безусловно, слабее, чем было в те же 90-е годы, не сравнивая уже с более ранними периодами. Слабее оно как по уровню подготовки, так и по уровню мотивации.

Я бы не спорил при этом с тем, что Россия на данном этапе действительно имеет явную потребность в технических специальностях, но только я при этом сомневаюсь, что лишь этим можно объяснить проводимую в гуманитарной образовательной сфере политику. Между тем, одной из причин проблем развития реформаторских процессов в России мне видится как раз такое вот поверхностное отношение власти к философской науке в частности и гуманитарной науке в целом. Очень напрасно наши чиновники от образования относятся к ней как к чему-то вторичному, а как результат общего низкого качества гуманитарного образования в обществе выливается в то, что люди зачастую просто перестают понимать, в чем состоит их мировоззрение, позиция. В конечном счете это наносит удар по развитию страны в целом. Качественное развитие просто невозможно в контексте низкой культуры.

В свою очередь важность сохранения гуманитарного компонента в образовании подчеркнул и «технарь», директор Московского института развития образовательных систем, советник генерального директора издательства «Просвещение», кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО Александр Абрамов:

- Угроза есть не только высшему гуманитарному образованию, но и высшему образованию вообще. Искренне жаль философов РГГУ, они попались под горячую руку. Как собственно и сам это университет, который ранее был, как мы помним, назван «неэффективным». Это можно рассматривать как глупость, но мне все же представляется, что все это есть часть некоей масштабной операции. Тема с неэффективными вузами нашла в итоге резкий отпор, атака была остановлена. Но чиновники решили нанести удар с другого фланга. Государство решило грубо экономить, оправдывая этот подход объективным состоянием нынешней экономики. Бюджет секвестируется, преподаватели увольняются...

Но если уж экономить, то почему бы не начать с самих чиновников? Их столько не было во всем Советском Союзе! И если уж сокращать бюджетные места, то логичнее было бы это делать в таких направлениях как юриспруденция, экономика, госуправление. Как можно сокращать бюджетные места, исходя из каких-то «независимых показателей», что данная специальность невостребована. Тогда надо позакрывать и выжившие конструкторские бюро, выпускающие самолеты. В инженеры тоже молодежь не сильно рвется, что же теперь закрывать эти специальности в вузах?