Опасные игры США: вооружение сирийских боевиков

На модерации Отложенный

Комитет по международным отношениям Сената США (одно из наиболее влиятельных подразделений верхней палаты американского Конгресса) – принял решение о допустимости поставок оружия с лейблом «Made in USA» в Сирию. Инициатором «оружейного разрешения» выступил председатель международного комитета Сената США демократ Р. Менендес. Соавтором – республиканец Б. Коркер.  Вердикт был принят комитетом 21 мая, причем практически без межпартийных трений. Из 18 сенаторов-комитетчиков «за» снятие оружейного эмбарго высказались 15 – в том числе и республиканцы, и демократы.

Следует заметить, что законом инициатива Менендеса-Коркера станет только после одобрения Сенатом в целом, палатой представителей Конгресса и ратификацией Бараком Обамой. Однако факт почти консолидированного голосования в профильном международном комитете позволяет обоснованно рассчитывать на техническое, предсказуемое, формальное и скорое принятие «Закона о поставках американского оружия в Сирию» подавляющим большинством законодателей. Сопротивление президента США мнению Конгресса по данному вопросу выглядит и вовсе невероятным. Даже «внезапное» президентское вето вполне преодолимо повторным волеизъявлением конгрессменов, для чего требуется 2/3 желающих показать Обаме, кто на Капитолийском холме хозяин.

Между тем даже по осторожным экспертным оценкам при первом принятии закон Менендеса-Коркера соберет порядка 80 % голосов – и в Сенате, и в Палате представителей. Спорить с Конгрессом о допустимости оружейных поставок в Сирию  Обама не будет – такая полемика не приведет к блокировке закона, скверно отразится на президентском рейтинге и только раззадорит конгрессменов к дальнейшей внешнеполитической самостоятельности. Таким образом, решение Комитета по международным отношениям Сената США о поставках американского оружия в Сирию можно считать «без пяти минут» законом – ему осталось пройти несложные юридические виражи с вполне предсказуемым финишем под лентой «Одобрямс!» и последующим ритуальным рукоплесканием.

Принятый элитой американских законодателей документ вызывает чувство искреннего восхищения оторванностью даже не от идей вроде «невмешательство в дела суверенного государства» или «предотвращение разжигания войны». Подобные посылы всегда были абстрактны для американской внешней политики, они использовались скорее с демагогическими целями, для идеологического обоснования мирового лидерства. Изумляет демонстрация непонимания реалий сирийской гражданской войны и пренебрежение последствиями «оружейного закона» для стран Запада, в том числе и для самих США. Кабинетные теоретики Менендес, Коркер & Co насытили свою законодательную инициативу впечатляющим набором парадоксальных параграфов:

- Поставлять оружие можно тем противникам действующих сирийских властей, которые «…разделяют с США…общие ценности и интересы…». Во-первых, таковых американских «агентов влияния» в среде сирийской вооруженной оппозиции попросту нет. Во-вторых, найдись такие засланные казачки, они будут молчать о своих проамериканских ценностях – иначе фундаментальные исламисты их так стремительно поперевешают, что никакие оружейные экспресс-поставки не помогут. В-третьих, даже просто соответствовать образу «Я разделяю американские ценности и интересы» в арабской стране часто равносильно самоубийству. И вовсе не в иносказательном смысле. Десятилетиями бомбить регион от Ливии до Ирака и ждать восхищения «американскими ценностями» - такой сценарий возможен разве что в одурманенном Голливудом Капитолии…

- Время принятия «закона о вооружении сирийской оппозиции» поразительно совпало с диагностикой использования повстанцами химического оружия.

Хотя планировалось, что в подобном злодействе будут разоблачены проправительственые формирования, факты оказались диаметрально противоположны ожиданиям. Эти упрямые факты были отмечены в независимом докладе экспертов ООН. Вооружать ту сторону конфликта, которая использует оружие массового поражения в боях за населенные пункты – эпохальный вклад сенаторов в разрыв причинно-следственных связей международной дипломатии. Решение на уровне «Ну, раз вы травите зарином правительственные войска – значит, достойны владеть нашими пулеметами». Если антиасадовские бандиты сподобятся (не приведи Господь) распылить какой-либо смертоносный вирус – им стоит рассчитывать на льготные поставки американских бронемашин или беспилотников?!

- Отгружать из США стволы и боеприпасы допустимо тем повстанческим группировкам, «…которые…надлежащим образом проверены…и гарантированно не придерживаются экстремисткой и террористической идеологии…». Просто блеск. Можно подумать, что речь идет о поставках холодильников в Айову или кредитовании фермерских хозяйств штата Юта. В кипящем котле внутрисирийского конфликта очень просто разложить все взрывоопасные ингредиенты по полочкам, каждый снабдить пояснительной запиской, подробными характеристиками и списком будущих боевых операций. Разумеется, все прочие повстанческие структуры – которые внезапно окажутся экстремистскими и террористическими – необходимо обязать вернуть американское оружие, если оно вдруг к ним попадет. Например, под страхом штрафа. Или общественного порицания. Или ухудшения кредитной истории. Или как там еще борются с недобросовестными покупателями холодильников в штате Айова…

- В фееричном проекте Менендеса-Коркера имеется тонкая фраза, что планируются поставки «…в основном…стрелкового оружия». Ох, хитры межпартийно-единые конгрессмены.…Юридически термин «в основном» очень перспективен. В основном мы снабжаем пламенных борцов (а по сути, насильников и убийц) с тиранией проверенными М-16, ну и немножко кольтами 45-го калибра. А вот минометы, базуки, лазерные целеуказатели, дистанционные взрыватели, противотанковые гранатометы и разнообразная взрывчатка – это просто неосновные поставки, понимаете?!

- Отдельной циничной строкой в законодательном проекте присутствует запрет на поставку повстанцам средств противовоздушной обороны. ПЗРК не удостоились эфемерной расплывчатости в плане причисления то ли к основным, то ли к неосновным оружейным гостинцам. Не стоит думать, что американские сенаторы переживают за сохранность сирийских ВВС. Стоит понять, что сенаторы прекрасно понимают – продаваемое в нестабильный регион оружие может попасть в любые руки. Которые запросто и с удовольствием направят трофейный «Стингер» на американский же вертолет «Апач» или низколетящий F-16. Можно, конечно, произнести над телами погибших пилотов и спецназовцев заклинание типа «Странно, но эта повстанческая группировка считалась нами совсем неэкстремистской», но американский избиратель такого не поймет. Убивать ведь должны где-то там, подальше от благословенной Америки и категорически не американцев.

Однозначный запрет поставлять повстанцам зенитно-ракетное вооружение красноречиво свидетельствует, что США не исключают своего военно-воздушного участия в сирийской гражданской войне. Такой вывод – главный итог деструктивной инициативы Менендеса-Коркера. Потому и столько шума вокруг давно запланированных поставок нескольких российских комплексов ПВО С-300 в Сирию. Никак не получается организовать над Дамаском, Алеппо и Хомсом бесполетную зону, что ж ты тут будешь делать. А какая демократия без вольготного куража натовских пилотов с ковровым бомбометанием освобождаемой страны?