Непредсказуемость в геополитике

Напряжённость в отношениях России с ведущими странами НАТО резко обострилась на протяжении последних лет. Точкой «острого отсчёта» является воссоединение Крыма и Севастополя с исторической родиной. Сама же напряжённость уходит корнями в эпоху «холодной войны», которую коллективный Запад выиграл довольно странно.
Потому что воинственные действия были продолжены после формальной победы и вопреки миролюбивой риторике.

Философу и футурологу простительно провозгласить«Конец истории» и хорошо на этом заработать. Непростительно считать теоретические построения «интеллектуальной рок-звезды» Ф. Фукуямы за геостратегическую истину в последней инстанции. Всемирный триумф либеральной демократии оказался сильным преувеличением и требовал искусственной стимуляции. Стоимостью триллионы долларов и миллионы жизней. При этом триумф на подпорках отдалялся и от либерально-демократических ценностей, и от лавровых венков недавнего прошлого, и от уверенности в безопасном будущем.

С момента окончания холодной войны альянс НАТО втянул в свою орбиту больше государств, чем входило в его состав во время противостояния «советской угрозе». Границы военно-политического блока непосредственно соприкоснулись с российскими рубежами на обширном пространстве Восточной Европы и Балтийского моря. Мы победили, но продолжаем наступать – а вы расслабьтесь и получайте удовольствие? Но так не бывает даже при безоговорочной капитуляции! Если соперник принципиально не воспринимает аргументов и увещеваний – следует быть готовым к сопротивлению и болезненному урону.
Сфера деятельности североатлантического альянса распространилась на Центральную Азию и Закавказье. Расширение блока стало самоцелью. Оно нанесло ущерб глобальной безопасности, международному праву и жизнеспособности самого НАТО.

Югославия-1999, Афганистан-2001, Ирак-2003, Грузия-2008, Украина-2014, многочисленные войны по следам «арабской весны» – список инспирированных западными «миротворцами» кровавых конфликтов обширен, а сами войны невозможно отнести к победным. Разве что за исключением умеренно разбомблённых и оккупированных, но в итоге умиротворённых осколков Югославии. Множество миссий альянса за пределами Европы потерпели крах или скатываются к плачевному финалу.

На пике солидарной борьбы с международным терроризмом, менее чем через год после ошеломляющей атаки на нью-йоркские башни-близнецы, США в одностороннем порядке вышли из договора по ПРО. Что невозможно объяснить ничем, кроме желания добиться военно-стратегического превосходства над Россией с использованием новых плацдармов НАТО в Восточной Европе. Западная политика по отношению к РФ описывалась откровением главы Пентагона в 1993-1997 гг. У. Перри:

«Кого волнует, что думают русские [о расширении НАТО]? Это страна третьего сорта!»

Столь же примечательна фраза министра обороны при президенте Б. Клинтоне о ракетно-ядерном разоружении:

«Советский ядерный комплекс подобен многоглавому чудовищу из греческой мифологии. Бесполезно просто отсекать боеголовки и ракеты – нужно уничтожить само чудовище, иначе появятся новые ракеты с новыми боеголовками»

Видимо, американский ядерный комплекс выглядит совершенно иначе - мирной овечкой на плодородных лугах под лазурным небом исключительной демократии.

За 10 лет безоговорочного доминирования на международной арене (1991-2001 гг.) деятели из НАТО не смогли уничтожить «ракетно-ядерное чудовище» страны, проигравшей холодную войну. Понадеялись на естественную кончину сложнейших технических комплексов, на распад системы подготовки кадров, всего государственного управления – и в конечном итоге самого государства, милостиво принятого в клуб G8. Надежды не сбылись.

Зато сбылось беспокойство У. Перри о появлении новых ракет с новыми боеголовками у РФ – «Сармат», «Ярс», «Тополь-М», «Булава», «Синева» и др. Пагубность антироссийского военно-политического авантюризма подчеркивал его преемник, руководитель ЦРУ в начале 90-ых, глава Пентагона в 2006-2011 Р. Гейтс:

«Мы совершили ошибку, отказавшись оценивать события с российской точки зрения и не установив спокойные отношения с РФ,… интеграция Украины в НАТО – монументальная провокация для России, но для альянса эта страна не имеет большого значения…»

Мюнхенской речи Президента РФ В. В. Путина в ближайшие месяцы исполнится 10 лет – о какой российской «непредсказуемости» можно говорить с учётом её тезисов?!

Об опасности игнорирования российских интересов, о недопустимости монументальных и мелких провокаций предупреждали многие корифеи атлантического истеблишмента – от Бжезинского до Киссинджера. Весомость их оценок основана на многолетней карьере крупных государственных деятелей.

Сам творец идеи сдерживания СССР, автор концепции «холодной войны», патриарх американской внешней политики Дж. Кеннан ещё в конце XX века отреагировал на приём в НАТО Чехии, Венгрии и Польши следующим образом:

«Это стратегическая ошибка эпического масштаба. Она возрождает образ внешнего врага в российском сознании, она наносит колоссальный ущерб западному сотрудничеству с Россией. Расширение НАТО [на Восточную Европу] делает новую холодную войну вполне вероятной, а войну горячую – возможной…»

«Непредсказуемое» обострение отношений НАТО и РФ предсказывалось западными аналитиками ещё в прошлом веке и отмечалось задолго до нынешней эскалации.
К сожалению, у лидеров альянса отсутствует внятная стратегия, внешняя и внутренняя. Размещение сборных батальонов в Прибалтике, десантирование джипов без парашютов в Германии, облёт китайских островов в Южно-китайском море с выражением озабоченности, страх перед публичной резкостью президента Филиппин, истерика ввиду наступления сирийскойармии в Сирии, беготня от талибов по Афганистану, отношение к переговорам как к награде – элементы антистратегической мозаики.

Если говорить о «российской проблеме», чего хотелось бы руководству НАТО?
«Демократизации» РФ по шаблонам 90-ых годов с полным подчинением атлантическим указаниям? С отказом от ракетно-ядерной гидры и усекновением всех боеголовок за российский же счёт? Отступления РФ по всем направлениям, эвакуации из Сирии и Крыма? Разорения России до уровня все тех же «демократических» 90-ых, возрождения олигархической семибанкирщины, заново полыхающего Кавказа, всплеска радикального терроризма в центральноазиатских республиках?
Желания предсказуемы для обладателей заокеанского убежища и опасны для европейских участников альянса. Их воплощение невероятно и для первых, и для вторых.

Когда западные лидеры характеризуют российскую политику как «непредсказуемую, иррациональную, из другого мира», они характеризуют собственную некомпетентность и выгодно дистанцируются от ответственности за судьбу мира.
Вторжение в Ливию было рациональным?
Искры «арабской весны» привели к предсказуемому пожару?
Авантюрный наскок US Army на Ирак (с последующим выходом), приведший к концу иракской государственности и возникновению халифата головорезов - это решение из какого мира?
Выработка новой стратегии НАТО относительно России неизбежна. Однако при мозговом штурме деятелям альянса желательно не заглядывать в патент исключительной истины о мироустройстве – он устарел и не отражает складывающейся геополитической реальности.

Источник: http://www.grtribune.ru/home/politicreview/9782-2016-12-08-04-58-07.html

23
1386
3