Первая встреча Эрдогана с Трампом
На модерации
Отложенный
Несмотря на обещания сторон укреплять двустороннее сотрудничество, основные противоречия в американо-турецких отношениях продолжают сохраняться.
16 мая в Вашингтоне прошла встреча президента США Дональда Трампа (Donald Trump) с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом (Recep Tayyip Erdoğan). Это первая встреча двух лидеров после того, как Трамп вступил в должность президента США. До визита Эрдогана в Белый дом стороны несколько раз общались по телефону. Трамп был единственным западным лидером, кто поздравил Эрдогана с победой на апрельском референдуме о внесении поправок в Конституцию, согласно которым форма правления в Турции будет изменена на президентскую, а полномочия президента существенно расширены.
Перезагрузки не произошло
Накануне встречи лидеров двух стран турецкие околоправительственные СМИ и политологи много внимания уделяли предстоящему визиту. Они прогнозировали, что личная встреча Эрдогана с Трампом должна перезагрузить испорченные при Бараке Обаме (Barack Obama) американо-турецкие отношения, а сам визит называли не иначе как «историческим».
Прогнозы турецких экспертов не оправдались. Первая личная встреча двух президентов продлилась не более 23 минут. Затем последовала совместная пресс-конференция, на которой стороны заверили, что они продолжат вести диалог по основным вопросам двухстороннего сотрудничества. Что же касается основных пунктов противоречий между США и Турцией, то по ним прорыва не произошло. США подтвердили своё намерение вооружать отряды сирийских курдов, против чего категорически выступает Турция. А президент Эрдоган заявил, что он никогда не признает союз США с сирийскими курдами.
Тень на визит турецкой делегации бросил инцидент у резиденции турецкого посла в Вашингтоне. У здания посольства произошло столкновение между прокурдскими активистами, выступающими против турецкого руководства, и охранниками Эрдогана. В результате потасовки пострадали девять человек. В связи с прошедшими беспорядками сенатор США Джон Маккейн (John McCain) предложил выдворить из США турецкого посла. По его мнению, подобного рода вещи не должны оставаться без ответа.
Основные разногласия
Американо-турецкие отношения осложняют три пункта разногласий, ни по одному из которых не было достигнуто соглашения во время встречи Эрдогана с Трампом. Основным противоречием являются различные позиции Анкары и Вашингтона по курдским отрядам в Сирии. 9 мая, буквально за неделю до визита Эрдогана в Вашингтон, Трамп одобрил поставки оружия и боеприпасов курдским отрядам в Сирии, которые сражаются там против боевиков группировки «Исламский халифат». Решение Вашингтона было отрицательно встречено в Турции. Анкара рассматривает курдские отряды в Сирии как ответвление Рабочей партии Курдистана (РПК), курдской сепаратисткой организации, признанной в Турции, США и странах ЕС террористической. После нескольких лет попыток урегулировать курдский вопрос мирным путем конфликт с курдами на юго-востоке Турции возобновился. Турецкое руководство опасается, что поставляемое курдам в Сирии американское оружие будет направлено против их страны. США обещают, что оружие будет использовано только в операции по освобождению Ракки от сирийских радикалов, что США будут внимательно следить за тем, кому и какое оружие они поставляют, и вести постоянный обмен информацией с Турцией.
Другим серьёзным пунктом разногласий в американо-турецких отношениях является вопрос экстрадиции турецкого проповедника Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen).
Проживающий с конца 1990-х гг. в США, Гюлен, основатель популярного движения «Хизмет», долгое время был союзником турецкого президента Эрдогана. При попустительстве турецких властей Гюлен на протяжении длительного времени внедрял своих людей в государственные институты Турции. С 2013 года отношения Эрдогана с Гюленом испортились. В июле прошлого года в Турции была совершена попытка государственного переворота, ответственность за которую Анкара возложила на Гюлена и его движение, которое в Турции признано как «террористическая группировка FETO».
Анкара неоднократно призывала Вашингтон экстрадировать Гюлена, однако ввиду отсутствия необходимых доказательств власти США отказываются высылать беглого проповедника.
Третьим пунктом разногласий является арест в США Резы Зарраба (Reza Zarrab), бизнесмена ирано-турецкого происхождения. Американцы обвиняют его в проведении незаконных финансовых операций по трансферу сотен миллионов долларов в пользу иранского правительства и других организаций в обход экономических санкций против Ирана. Турецкие власти требуют освободить Зарраба, который являлся главным подозреваемым в крупном коррупционном скандале 2013 года, в котором было замешано ближайшее окружение Эрдогана.
По мнению турецкой оппозиции, Зарраб может раскрыть нежелательную информацию о коррупционных схемах в правительстве.
Разные оценки встречи
Турецкие эксперты по разному оценили первую личную встречу Трампа с Эрдоганом. Дженгиз Чандар (Cengiz Candar), турецкий журналист и политолог, колумнист американского издания о Ближнем Востоке Al-Monitor, охарактеризовал визит Эрдогана в США как самый неудачный визит турецкого президента в Вашингтон. В то время как отношения двух стран переживают не лучшие времена, он обращает особое внимание на длительность личной встречи двух лидеров.
«Я никогда не был свидетелем такого уникального визита. В прошлом я был в Овальном кабинете в составе команды журналистов во время визитов бывших турецких президентов и премьер-министров: Тургута Озала (Turgut Ozal), Тансу Чиллера (Tansu Çiller), Сулеймана Демиреля (Suleyman Demirel), Бюлента Эджевита (Bulent Ecevit) и Эрдогана. Я также присутствовал при первом визите Эрдогана в Белый дом в декабре 2002 года, когда он встречался с Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush). Но я не помню ни одной встречи, которая бы длилась только 22−23 минуты», – пишет Чандар.
Другую оценку встрече Трампа с Эрдоганом дал главный редактор турецкой проправительственной газеты Yeni Şafak Ибрагим Карагюль (İbrahim Karagül). Он охарактеризовал визит как «успешный», как начало сильных отношений между двумя лидерами. Про длительность встречи он предпочёл ничего не говорить.
Комментарии