Важнейшие заявления Владимира Путина прозвучали на сессии дискуссионного клуба «Валдай»

На модерации Отложенный

Сочи сегодня центр главных политических новостей. Точнее, Красная поляна, именно там завершается четырехдневный марафон дискуссий международного клуба «Валдай». Тема: «Глобальная встряска — XXI: человек, ценности, государство».

Впрочем, пейзаж, на фоне которого об этой встряске говорят, более чем умиротворяющий. Почти 1400 метров над уровнем моря, вокруг благоухающий пихтовый лес и массивные горные хребты. Каких-то пару месяцев, и — добро пожаловать на горнолыжные склоны, кататься можно до апреля, а то и до мая. В общем, рай для туристов, а их в прошлый зимний сезон было 720 тысяч.

Лучше гор, конечно, могут быть только горы, если бы не Олимпийский парк прямо у побережья. Наследие зимних Олимпийских игр 2014 года и просто большой спортивный дом, где зарождаются мечты и случаются большие победы. Но где спорт, там и знания, которые неизменно ведут к успеху: образовательный центр «Сириус» там же, неподалеку. Именно туда в заключительный день Валдайского форума приехал президент.

Возвращение «Валдайского клуба» в привычное, не интерактивное русло — в прошлом году из-за пандемии участники общались друг с другом лишь по видеосвязи — увеличило накал страстей. Несколько панельных сессий с обсуждениями мировых проблем под общим заголовком «Глобальная встряска» прошли в жарких спорах о будущем устройстве мира. Финальная сессия, на которой традиционно выступает российский президент, исключением не стала.

В. Путин: «В последние десятилетия многие вспоминают китайскую поговорку «не дай Бог жить в эпоху перемен». Но мы в ней уже живем, хотим мы того или нет. И перемены эти все глубже, все фундаментальнее. Мы сегодня столкнулись с одновременными системными изменениями по всем направлениям. От усложняющегося геофизического состояния нашей планеты до все более парадоксальных толкований того, что есть сам человек, в чем смысл его существования. Первое. Климатические деформации и деградация окружающей среды столь очевидны, что даже самые беспечные обыватели не способны от них отмахнуться. Природные катаклизмы, засухи, наводнения, ураганы, цунами, они практически чуть ли не нормой стали. Мы к этому начали привыкать. Достаточно вспомнить разрушительные трагические наводнения в Европе минувшим летом. Пожары в Сибири. В Соединенных Штатах, вообще на американском континенте. Любое геополитическое, научно-техническое, идейное соперничество. Просто в таких условиях иногда кажется, что это теряет смысл, если его победителям будет нечем дышать или нечем утолить жажду. Пандемия и коронавирусная инфекция стали очередным напоминанием о том» как хрупко наше сообщество, насколько оно уязвимо».

Главной задачей становится обеспечение существования человека, чтобы повысить его шанс на выживание в условиях усиливающихся природных катаклизмов. С учетом усиливающегося недовольства во многих странах от действий властей это лишь провоцирует разрастание планетарного кризиса.

В. Путин: «Существующая модель капитализма — это сегодня основа общественного устройства, в подавляющем большинстве стран исчерпала себя. В ее рамках нет больше выхода из клубка все более запутанных противоречий. Повсеместно даже в самых богатых странах и регионах неравномерное распределение материальных благ ведет к усугубляющемуся неравенству. Гипертрофированная резкая, а порой агрессивная реакция общества, молодежи на меры по борьбе с коронавирусом во многих странах показала, что инфекция стала только поводом. Причина социального раздражения недовольства намного глубже».

Пандемия, которая должна была сплотить мир, столкнувшийся с общей угрозой, — на сегодня от коронавируса погибло уже почти пять миллионов человек, больше, чем во время Первой мировой, — наоборот, стала разъединяющим фактором.

Важнейшие заявления Владимира Путина прозвучали на сессии дискуссионного клуба "Валдай".

В. Путин: «Кстати говоря, Россия многократно призывала и сейчас еще раз повторю этот призыв, отбросить неуместные амбиции и работать вместе и сообща. Говорим о необходимости совместной борьбы с коронавирусной инфекцией. Ну, даже по гуманитарным соображениям. Я имею в виду сейчас не Россию, Бог с ними, с этими санкциями в отношении России. Но и санкции сохраняются в тех государствах, по тем государствам, которые крайне нуждаются в международной помощи. Нет, ничего такого не происходит. Все сохраняется по прежнему. А где же гуманистические начала западной политической мысли. На деле оказывается — ничего нет, болтовня одна, понимаете? Вот что на поверхности оказывается».

Пандемия, по словам Владимира Путина, только подстегнула негативные тенденции в политике, которые наметились после того, как Запад, после развала СССР, стал доминировать в мире. Попытка полностью перестроить его под себя после окончания «холодной войны» успехом не увенчалась.

В. Путин: «Нынешнее состояние мира — продукт той неудачи, как раз той самой неудачи. Мы должны извлечь из этого уроки. И можно задуматься, к чему мы пришли. К парадоксальному итогу. Два десятилетия самая могущественная, как пример просто, два десятилетия самая могущественная страна мира вела военные кампании в двух государствах, несопоставимых с ней вообще ни по одному параметру. Ни по одному. Но в результате ей пришлось свернуть свои операции, не добившись ни одной из целей, которые она перед собой ставила 20 лет назад, начиная эти операции. Уйти из этих стран, понеся при этом и нанеся другим немалый урон».

Вьетнам в 60-х годах прошлого века и Афганистан, куда США вошли на 20 лет в этом веке, показали, что военными действиями изменить мироустройство в свою пользу, как бы этого не хотелось, не получается. Вместо этого наступает хаос. Тем не менее, по словам Путина, мир может измениться.

В. Путин: «Каковы, на наш взгляд, отправные точки сложного процесса переустройства? Позвольте их коротко попробовать сформулировать в виде тезисов. Первый тезис. Пандемия коронавируса наглядно продемонстрировала, что структурообразующей единицей мирового устройства является только государство. Кстати, последние события показали, что попытки глобальных цифровых платформ при всем их могуществе, а оно, конечно, очевидно, мы это видели по внутриполитическим процессам в тех же Соединенных Штатах, но все-таки узурпировать политические или государственные функции им и не удается. Это эфемерные попытки. В тех же Штатах, как я уже сказал, их хозяевам, хозяевам этих платформ, сразу же указали на место. Так же, как делается это, собственно говоря, и в Европе».

Заменить государство Facebook, Twitter и прочим интернет-гигантам не получится по определению. Отвечать за происходящее в стране, по словам Путина, все равно придется власти, а не некоему цифровому сообществу.

В. Путин: «В последние десятилетия многие жонглировали броскими концепциями, согласно которым роль государства провозглашалась устаревшей и уходящей. Якобы в условиях глобализации национальные границы становятся анахронизмом, а суверенитет — препятствием для процветания. Так говорили и те, кто пытались вскрыть чужие границы, полагаясь на свои конкурентные преимущества. Вот чего происходило на самом деле. А как только выяснилось, что кто-то где-то добивается больших результатов, так сразу возвращаются к закрытию границ вообще и прежде всего своих собственных. Таможенных границ, каких угодно. Просто стены начинают строить. Ну чего, мы не видим этого, что ли? Все все видят, и все все прекрасно понимают.

Да, конечно. Только суверенные государства способны эффективно отвечать на вызовы времени и запросы граждан. Ведь очевидно, что когда приходит настоящий кризис, остается только одна универсальная ценность: человеческая жизнь. И как ее защитить, каждое государство решает самостоятельно, исходя из своих возможностей, культуры, традиций. Второй тезис, на который хотел бы обратить внимание. Масштаб перемен заставляет нас всех быть особенно осторожными. Ломать, как известно, не строить. К чему это приводит, мы в России очень хорошо знаем».

Не будь революции 1917 года и событий 1991 года, наша страна могла бы с меньшими потерями пройти и через Первую мировую войну, и через последствия развала Советского Союза. Но, пала, как выразился Путин, жертвой догматиков разного толка и реакционеров.

В. Путин: «Все постарались с обеих сторон. Эти примеры нашей истории позволяют нам утверждать: революция путь не выхода из кризиса, а путь на усугубление этого кризиса. Ни одна революция не стоила того урона, который она нанесла человеческому потенциалу».

Путь, который на своем опыте прошла Россия, показывает, что любые революционные изменения в угоду сиюминутным прихотям ставят под угрозу большинство населения стран, где занимаются подобными опытами. Как сказал Владимир Путин, мы с удивлением смотрим на процессы, разворачивающиеся в странах, которые привыкли считать себя флагманами прогресса. Речь про движение в США Black Lives Matters («Жизни черных важны») и новое половое воспитание в странах Европы, старательно стирающее границы между мужчиной и женщиной.

В. Путин: «Адепты так называемого социального прогресса полагают что несут человечеству какое-то новое сознание. Более правильное, чем прежнее. Ну и дай Бог им флаг в руки, как у нас говорят. Вперед. Только вот знаете, о чем сейчас хочу сказать: предлагаемые ими рецепты совершенно не новы. Все это, как это может быть кому-то покажется неожиданным, мы в России уже проходили. Большевики после революции 1917 года, опираясь на догмы марксизма Маркса и Энгельса, тоже объявили, что изменят весь привычный уклад не только политический и экономический, но и само представление о том, что такое человеческая мораль. Смотрите, дойдете там до того, как большевики предлагали не только кур обобществлять, но и женщин обобществлять. Еще один шаг и вы там будете. Ревнители новых подходов заходят так далеко, что хотят отменить сами эти понятия. Тех, кто рискует сказать, что мужчины и женщины все-таки есть, и этот биологический факт подвергают чуть ли не остракизму. «Родитель номер один» и «родитель номер два», «родившие родители» вместо «мама». Запрет на использование словосочетание «грудное молоко» и замена его «человеческим молоком». Чтобы люди, не уверенные в собственной половой принадлежности, не расстроились. Повторю, и это не ново, в 20-е годы советские культуртрегеры так называемые изобрели тоже так называемый новояз. Полагая, что таким образом они созидают новое сознание и меняют ценностный ряд. И как я уже говорил, такого наворотили, что до сих пор икается подчас. Такое было. Насаждение поощрения доносительства на близких. Все это объявлялось поступью прогресса. Кстати говоря, в мире достаточно широко поддерживалось тогда и было модным. Так же, как и сегодня. Классики объявляются отсталыми, не понимающими важности гендерного или расового вопроса. В Голливуде выпускают памятки, как и о чем нужно снимать кино, сколько персонажей, какого цвета или пола там должно быть. Получается похлеще, чем Отдел агитации и пропаганды Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. Противодействие проявлениям расизма дело необходимое, благородное. Однако в новой культуре отмены оно превращается в обратную дискриминацию. То есть расизм наоборот. Кстати, у нас в России нашим гражданам в абсолютном большинстве все равно, какого цвета у человека кожа. «Он» или «она» — тоже не так важно. Каждый из нас человек. Вот что главное».

Именно поэтому Россия, по словам президента, сейчас, когда мир переживает глобальный структурный слом, и придерживается в своем развитии принципа здорового консерватизма.

В. Путин: «Консервативный подход — не бездумное охранительство, не боязнь перемен и не игра на удержание, тем более не замыкание в собственной скорлупе. Это прежде всего опора на проверенную временем традицию, сохранение и приумножение населения, реализм в оценке себя и других, точное выстраивание системы приоритетов, соотнесение необходимого и возможного, расчетливое формулирование целей, принципиальное непринятие, неприятие экстремизма как способа действия. Повторю. Для нас в России это не умозрительные постулаты, а уроки нашей непростой, временами трагической истории. Цена непродуманного социального естествоиспытательства иногда просто не поддается оценке. Оно разрушает не только материальные, но и духовные основы существования человека, оставляя за собой нравственные руины, на месте которых долго невозможно вообще ничего построить».

Но главное — без тесного сотрудничества всех стран построить справедливый, устраивающий всех мир будущего не получится. Как ничего не получится без проверенных временем мировых институтов — главный из которых Организация Объединенных Наций.

В. Путин: «Надо быть реалистами. Большинство красивых лозунгов насчет глобального решения глобальных проблем, которые мы слышали с конца ХХ века, никогда не будут реализованы. Глобальные решения предусматривают такую степень передачи суверенных прав государств и народов наднациональным структурам, к которым, если честно говоря, мало кто готов. А если сказать вообще откровенно, никто не готов. Прежде всего потому что отвечать за результаты политики все равно приходится не перед глобальной общественностью какой-то неведомой, а перед своими гражданами и перед своими избирателями. Считаю, что именно ООН в нынешнем турбулентном мире является носителем того самого здорового консерватизма международных отношений, который так необходим для нормализации ситуации. Организацию много критикуют за то, что она не успевает адаптироваться к стремительным переменам. Отчасти это справедливо, конечно. Но, наверное, это не только вина самой Организации, но прежде всего ее участников».

Владимир Путин призвал сохранить Организацию Объединенных Наций, которая, естественно, по его словам, нуждается в реформировании, ведь была создана в далеком уже 1945 году, после Второй мировой войны. Для того чтобы у всего мира была единая авторитетная площадка по решению споров и совместной реакции на вызовы, которых меньше, к сожалению, не становится.

В. Путин: «Время идет, проблемы копятся, становятся более взрывоопасными. Нужно действительно работать вместе. Поэтому еще раз повторяю, использую эту площадку для того, чтобы заявить о нашей готовности работать совместно над решением наиболее острых общих проблем».

Российский президент предложил составить на уровне ООН своего рода реестр вызовов и угроз конкретным странам, а также возможных их последствий для других государств. Подобная дорожная карта, по его словам, способна сподвигнуть многие государства по-новому взглянуть на мировые проблемы. Путин предложил привлечь к этой работе в том числе и экспертов «Валдайского клуба».

P.S.

Выступление Владимира Путина на форуме «Валдай» 21 октября 2021 года: прямая трансляция