Шевченко: готов со спецназом выехать в ЦАР для захвата и допроса боевиков из 3R

На модерации Отложенный

Политик Максим Шевченко: версия МИД о боевиках из 3R как возможных убийц троих журналистов в ЦАР — огромный шаг вперёд, теперь экстремистов нужно захватить

Российские журналисты Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко были убиты в Центрально-Африканской Республике (ЦАР) в 2018 году боевиками из незаконного вооруженного формирования 3R. Такую версию высказал новый российский посол в ЦАР Александр Бикантов. Журналист, политик и друг погибших репортёров Максим Шевченко в беседе с Инфо24 назвал позицию МИД РФ «огромным шагом вперёд», потому что теперь в деле появилась какая-то конкретика. Он призвал российские власти организовать группу спецназа и найти экстремистов, чтобы допросить их, добавив, что сам готовы выехать в ЦАР вместе с силовиками.

Это огромный шаг вперёд, потому что до этого нам рассказывали сказки на уровне пресс-секретаря МИД РФ и даже президенту они вложили в уста, что ребят убили неизвестные арабоязычные люди в тюрбанах, которые скрылись во тьме. Теперь, оказывается, мы знаем названием группировки. Дальше вопрос: если вы знаете название группировки, то при наличии почти 1200 военных инструкторов, то есть подготовленных людей, почему не взять из этой группировки пленных, допросить их или представить российскому суду подозреваемых, если уже есть какие-то версии? — сообщил Шевченко.

Мы знаем, что если бы убили граждан США, Франции или Израиля, то за их убийцами гонялись бы по всему свету и наказали бы их. Но сам факт, что уже называют какую-то группировку, говорит о том, что всё-таки некое системное поле в том пространстве, которое нам ранее пытались представить как дикое, всё-таки существует. Дальше вопрос — а что делали боевики из группировки 3R на той трассе в 2018 году, когда эта дорога считалась относительно безопасной? И если вы знаете группировку, то хотелось бы, чтобы вы дальше действовали и расследовали, — добавил он.

Политик подчеркнул, что здесь много важных вопросов. Например, действовали боевики самостоятельно или это было заказное убийство. Если второй вариант, то откуда шёл заказ: от местных властей, от иностранных государств или из России. Согласно первоначальной версии, напомнил Шевченко, журналисты пали «жертвой хаоса, где нет ни имён, ни контуров». Что касается слов Бикантова, то, по его мнению, это стало результатом пресс-конференции Сергея Лаврова, где его спросили про расследование в свете смены посла в ЦАР.

Полагаю, что МИД занимает особую позицию во всей этой истории. Безусловно, он не хочет брать на себя ответственность за сокрытие улик. Например, по каналам МИД, когда тело Орхана Джемаля привезли в Москву, исчез первый протокол о вскрытии. Я с Марией Захаровой тогда разговаривал, она сказала, что потеряла Air France. Но это важнейший документ — убиты российские граждане, отправляйте диппочтой. Она сказала, что они не отправляют диппочтой, а передаём специальным пакетом через самолёт, — рассказал политик.

И тогда они взяли за основу не то, что было написано сразу после убийства в ЦАР, а протокол вскрытия уже в Москве. Это значит, что следы пороха, по которым можно было идентифицировать оружие, на телах и одежде погибших ребят, как пули входили в их тела — всё исчезло. И вина посольства в этом очевидна. Кроме того, посольство не затребовало личные вещи ребят, которые были уничтожены. Это было уничтожение улик, — подчеркнул Шевченко.

В своё время, продолжил он, «Московский комсомолец» опубликовал закрытую переписку МИДа, где позиция ведомства была представлена довольно двусмысленно.

Поэтому, добавил Шевченко, можно только приветствовать то, что министерство отошло от той позиции «несодействия следствию».

Но то, что МИД назвал экстремистов из группировки 3R предполагаемыми убийцами россиян, это тоже неплохо, считает Шевченко. По его словам, это может стать тот самой ниточкой, потянув за которую можно распутать «весь этот клубок». Он поблагодарил МИД за то, что посол выступил с этим заявлением. При этом журналист уточнил, что организаторы убийства журналистов явно не рассчитывали, что близкие журналистов будут так активно не давать расследованию «заглохнуть».

Они [заказчики] просто хотели демонстративно убить трёх журналистов по каким-то причинам. Может, потому что белым там не место или показать красную черту Ходорковскому. Причины могут быть разными. Но есть доклад «Досье», который провёл биллинги. Мы добились того, что этот доклад был принят к делу, — заметил Шевченко.

Это важный документ, который не исключает версию о боевиках 3R, но одновременно показывает, что с высокой долей вероятности за ребятам велось оперативное наблюдение вплоть до момента их гибели со стороны местных спецслужб, которые связаны с российскими инструкторами. И в этом нет ничего чрезвычайного. Понятно, что три иностранца в стране, где идёт гражданская война, будут находиться под оперативным наблюдением, — сказал он.

Шевченко сообщил, что рассматривает много версий причин произошедшего и подозревает в случившемся в первую очередь бизнесмена Михаила Ходорковского и предпринимателя Евгения Пригожина (которого в СМИ называют «поваром Путина»). Политик добавил, что не понимает, почему их обоих ещё не допросили: Ходорковского по видеосвязи, Пригожина в Санкт-Петербурге в присутствии адвокатов.

Вот сейчас есть название — 3R. Теперь посылайте группу спецназа. В Казахстан лихо слетали пять тысяч десантников. А туда [в ЦАР] посылайте роту, я сам готов поехать, давайте эту 3R найдём, захватим, допросим. Что в этом сложного? Не СКР же должен это делать. Считаю, что это должна делать спецгруппа, которая должна действовать по поручения минимум президента РФ, потому что речь идёт о гибели гражданах России, — сообщил политик.

И лучше всего допрашивать боевиков в Москве, а не в Банги, чтобы потом не выяснилось, что после допроса они внезапно умерли от инфаркта. Кроме того, инструкторам, которые находились в ЦАР в момент убийства [журналистов], я лично не доверяю, — резюмировал он.

В 2018 году журналист Орхан Джемаль вместе с оператором Кириллом Радченко и режиссером-документалистом Александром Расторгуевым прибыли в ЦАР для сбора материалов о российских наёмниках — ЧВК Вагнера. Они работали по заданию «Центра управления расследованиями» (ЦУР) Михаила Ходорковского, 31 июля их убили.

Сотрудники СКР побывали в ЦАР, где допросили свидетелей и получили информацию с телефона и ноутбука журналистов. «Русская служба Би-би-си» опубликовала переписку продюсера ЦУР с координатором Мартином. Последний перестал отвечать на сообщения, когда связь с группой пропала. Именно Мартин нашел журналистам дом и машину с водителем по имени Бьенвеню, который единственный выжил при нападении. После гибели Джемаля и его коллег Ходорковский закрыл ЦУР.