Юрий Лужков: попытка завещания

На модерации Отложенный

Самый известный и противоречивый градоначальник в истории Москвы дал уничижительную характеристику правительству Медведева.

Бывший мэр Москвы, ныне простой калининградский предприниматель Юрий Лужков дал небольшое интервью «Интерфаксу», где неожиданно жестко и одновременно точно охарактеризовал экономическое положение в стране, а также дал оценку деятельности нынешнего правительства.

Pro et contra

Патриотически настроенные россияне, как правило, негативно относятся к Юрию Лужкову. Действительно, бывшему столичному мэру многое можно поставить в вину — автор этих строк, коренной москвич, не забудет, не простит ему многие фокусы, от жадной точечной застройки до противоестественной дружбы с Зурабом Церетели.

Однако довелось мне несколько дней назад беседовать с хорошим другом, успешным московским бизнесменом ярко выраженных либеральных взглядов. И как это часто бывает на Московщине, кружка за кружкой — дошло до выяснения, кто лучше, Лужков или Собянин. К моему несказанному удивлению, друг грудью встал за «патриотичного» Собянина против «либерального» Лужкова». Впрочем, причина такой любви обозначилась быстро: оказывается, Собянин хорош тем, что… уменьшил количество машин на дорогах Москвы и создал отличные платные парковки! Да уж, в излишней нежности по отношению к москвичам Лужков замечен не был, но он хотя бы не устраивал над ними эксперименты и тем более не отдавал их в руки эстонского монетизатора.

Не углубляясь в сравнение двух мэров, скажем, что «папа Лужков-крепкий хозяйственник» был и остается одним из немногих причастных к верхушке людей, кто пользовался искренней симпатией заметной части населения, особенно в своей родной Москве. Из того поколения управленцев, пожалуй, никто не стоял рядом с ним по личному обаянию и популярности — вспомните хотя бы набор кромешных питерских губернаторов.

Сейчас немодно вспоминать, что Юрий Лужков был первым российским политиком, официально объявленным персоной нон грата на Украине — за шесть лет до начала «танцев с санкциями». Причиной тому были активная помощь Москвы Севастополю и заявления Лужкова по крымскому вопросу: например, выступая на торжествах в честь 225-летия Черноморского флота, Лужков назвал вопрос о Севастополе «нерешенным». Никто из нынешних «героев Крыма» в то время и не заикался о подобных материях.

Но нет сомнений, что правы и те, кто причисляет бывшего мэра к категории, скажем так, «эффективных менеджеров девяностых». Безгрешных мэров в мегаполисах не бывает вообще, а уж в России в то время — тем более. Поэтому не вызвали особого удивления слухи о том, что вскоре после своей отставки «ввиду утраты доверия» бывший мэр стремительно покинул страну, как это делают многие бывшие, помнящие свои грехи. Прошение о виде на жительство в Латвии, домик жены в Австрии, переезд семьи в Лондон…

Ан нет — сельское хозяйство в Калининградской области! Такого поворота, согласитесь, не ожидал абсолютно никто. Лужков прекрасно мог доживать свой век в Лондонграде (латыши отвергли его прошение за «враждебное отношение к Латвии», то есть за защиту интересов русских), но предпочел остаться на родине и заниматься тем, что ему действительно по душе.

И как почти рядовой фермер (от совсем рядового он отличается только размерами личного состояния, независимостью от кредитов), сразу столкнулся со всеми особенностями национального земледелия, пчеловодства, сыроварения и так далее. Казалось бы — ну какое тебе дело, дедушка, скоро 80 лет, разводи пчелок, отдыхай в железных объятиях Батуриной, не думай о серьезных вещах.

А дедушка думает — и излагает, как на лекции: сжато, понятно, по пунктам.

Так говорил Лужков

Про развитие России в долгосрочной перспективе:

Кабинет министров не занимается реальной экономикой и наукой. Отсутствие интереса к развитию науки, особенно прикладной, лишает страну перспектив создания новых образцов техники, электроники, новых видов изделий. Это, в конечном счете, скажется не только на уровне экономического развития страны, но и на ее обороноспособности.

Про реальное производство:

Изложенные Марксом законы гласят, что основой государственной деятельности в любой экономике является реальный сектор, а деньги — лишь надстройка. У нас же все перепутано: по сути дела, страна занялась игрой в деньги, привязала себя к мировым ценам на нефть, от которых теперь всецело зависит.

Про учетную ставку Центробанка:

Сегодня у нас практически нет отраслей, которые давали бы уровень прибыльности, способный покрыть процентную ставку банковского кредита. Это критическая ситуация, а кабинет министров, похоже, не способен справиться с трудностями, возникшими в экономике.

Про сложности в сельском хозяйстве:

Приходится признать: процессы, которые идут в нашей экономике, привели к двукратному росту цен на удобрения, топливо, импортную технику, запчасти. Стоимость семян, без которых сельскохозяйственное производство невозможно, выросла больше чем в два раза. Собственного семенного фонда в России нет. Утрачен. Скажем, семена пшеницы и некоторых других злаковых культур мы теперь можем купить только в Белоруссии.

Про экономику посредников:

Правительство, за исключением двух-трех министров, практически не занимается реальной экономикой. Я, как практик, могу сказать, что в нашей производственной деятельности процветает только одна отрасль — оптовое звено. Например, я произвожу гречку и сдаю ее в опт по 40 рублей за килограмм (подчеркиваю, килограмм по 40 рублей). Но меньше, чем по 60 рублей за кг, мы на прилавке эту гречку не видим. Итак, мы вырастили, собрали, сохранили, переработали, мы сделали из зерна крупу и получили 40 рублей за килограмм. А опт, по сути дела, расфасовав нашу гречку, отправил ее в торговлю ценой не меньше, чем 60 рублей — и то не за килограмм, а граммов 800-900.

(Надо отметить, здесь Юрий Лужков идеализирует ситуацию. Гораздо чаще розничная цена в 2-3 раза превышает цену производителя; по отдельным группам продуктов — например, по бахчевым — разница доходит до десятков раз).

Про неуверенность в завтрашнем дне:

Ключевые причины: монетаризм, коррупция, отсутствие законов, которые подтверждали бы исключительное право собственности. Вы думаете, что разгром палаток, который недавно произошел у нас в Москве, и который уже эхом отозвался в других регионах, улучшил моральное состояние бизнеса?

Про президента России:

Ему, конечно, нужно немедленно решать кадровые вопросы правительства. Я думаю, что в нынешних условиях большой руководитель, независимо от каких-либо других заслуг, будет оцениваться не самым блестящим образом, если не улучшил в первую очередь жизнь народа в своей стране.

Юрий Лужков пышет здоровьем, но в любом случае для него сейчас каждый серьезный разговор — в каком-то смысле завещание новому поколению. Бог ему судья — и грехи, и заслуги легендарного градоначальника уже стали достоянием истории. А вот нынешнему правительству стоило бы прислушаться к ветерану российского хозяйствования — чтобы не доиграться до встречи с судом куда более приземленным.