Армения: иранские овцы - угроза национальной безопасности

На модерации Отложенный

Планируемое достижение договоренности с Ираном о предоставлении пастбищ на территории Армении для выпаса овец вызвало широкую полемику среди экологов и националистов республики на тему о том, представляет ли эта потенциальная сделка угрозу национальной безопасности страны.

Как сообщается, по условиям соглашения Иран возьмет в аренду на пятилетний срок 52 тыс. га в стратегически важной приграничной Сюникской области на юго-востоке страны для использования их пастухами из соседней иранской провинции Восточный Азербайджан. В обмен на это власти Восточного Азербайджана будут платить властям Сюникской области за использование земель, составляющих около 11 процентов всей территории области, по 25 долларов за 1 га в год (около 1,3 млн долларов) и поставят региону некоторое количество единиц сельхозтехники. У Ирана будет возможность продлить аренду на срок до 10 лет.

Правда, по словам посла Ирана в Армении Мохаммада Реиси, окончательного соглашения на сей счет пока не подписывалось. Данная инициатива впервые была озвучена осенью прошлого года иранскими СМИ, в которых утверждалось, что губернатор Сюникской области Сурен Хачатрян и власти Восточного Азербайджана подписали соответствующий меморандум о взаимопонимании.

По оценке посла Реиси, высказанной им на состоявшейся 18 февраля пресс-конференции в Ереване, на окончательное оформление соглашения, которое подлежит утверждению парламентом, может уйти «около года». Армянские чиновники на данный момент по большей части хранят молчание.

Тем не менее, полемика по этому вопросу набирает обороты, и на передний план выдвигаются опасения как территориального, так и эколого-финансового свойства.

Иранские овцеводы, которые станут пасти свои стада на армянской территории, являются преимущественно азербайджанцами по национальности. 2 тыс. га в области, по имеющимся сообщениям, нужно еще будет выделить под их жилища. Армянские националисты опасаются, что к концу пятилетнего срока аренды овцеводы вместе со своими чадами и домочадцами не пожелают возвращаться обратно.

Эти опасения подогреваются историческими событиями прошлого. После падения Российской Империи в 1917 году Сюникская область стала ареной ожесточенного противостояния между армянами и азербайджанцами. Незадолго до установления в республике в 1920 году советской власти данная территория перешла в руки Армении и с тех пор утратила большую часть остававшегося на ней азербайджанского населения.

По этой причине перспектива переселения на данные земли из Ирана «значительного числа» этнических азербайджанцев прозвучала тревожным звоночком для ультранационалистов Армянского арийского союза и Националистического союза Армении. В совместном заявлении от 25 марта эти организации предостерегали, что договоренность о сдаче в аренду земли «содержит в себе многочисленные угрозы, в случае игнорирования которых государство столкнется с очень серьезными проблемами».

Других же сильно беспокоят последствия притока многотысячного поголовья овец для сельского хозяйства и окружающей среды области.

По утверждению местных властей, в Сюникской области имеется «4-5 тыс. га свободных пастбищных земель», которые можно сдать в аренду и получить столь необходимые финансовые средства, а вот староста села Кажаран, что в 50 км от иранской границы, называет идею сдачи пастбищ в аренду Ирану «абсурдной».

«Не знаю как другие, а я никогда не отдам своей земли, - горячится Рафик Атаян. - Иранцы станут пасти здесь своих овец за то, что дадут нам тракторы? Где мы сможем использовать эти тракторы, если отдадим им землю, а сельские жители снимутся со своих мест?»

В конечном итоге поголовье овец может уничтожить арендуемые пастбищные земли в Сюникской области, как они уже сделали это по иранскую сторону границы, соглашается председатель Совета зеленых Армении Акоп Санасарян.

«Учитывая этот фактор, в советские времена было принято специальное решение о недопущении разведения овец [в Сюнике] по причине разрушения экосистемы», - отмечает он. В отличие от крупного рогатого скота, «овцы своими копытами приводят пастбища в негодность», добавляет он.

Вице-премьер РА Армен Геворкян, возглавляющий министерство территориального управления, заверил скептиков на состоявшейся в декабре 2012 года пресс-конференции (не вдаваясь, впрочем, в подробности), что власти «сделают все для максимально эффективного использования пастбищ Армении» и защитить источники дохода местных жителей.

Активисты экологического движения уже обратились с письмом к директору Службы национальной безопасности Горику Акопяну и секретарю Совета национальной безопасности Армении Артуру Багдасаряну, в котором выразили обеспокоенность в связи с предполагаемой сделкой с Ираном, но ответа пока не получили. Связаться с чиновниками для получения комментария не удалось.

Заключение данного соглашения вряд ли приведет к каким-либо последствиям со стороны США или Евросоюза, которые ввели в отношении Ирана эмбарго в связи с его ядерной программой. Учитывая сложную геополитическую ситуацию Армении, Вашингтон и Брюссель в целом закрывают глаза на различные проекты республики с Ираном, отмечает замдиректора ереванского Института Кавказа политолог Сергей Минасян.

«Если это взаимодействие не представляет опасности, то есть не имеет отношения к оружейной промышленности или другим смежным областям, то это не вызовет проблем», - говорит он.

Однако это не уменьшает количества вызываемых сделкой вопросов, особенно со стороны не скрывающей своей позиции националистической Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн».

«Насколько уместны здесь действия органов местного самоуправления? Какой будет выгода от этого соглашения для государства в случае его подписания? - раздраженно вопрошал 5 февраля в парламенте депутат от АРФД Агван Варданян. - Или близлежащие хозяйства понесут убытки в результате этого соглашения? Какие политические, психологические и экологические последствия будет оно иметь?»

Ответов на эти вопросы пока практически нет.