Почему в России повсеместно ущемляются права ребёнка

На модерации Отложенный

Дискуссия на тему защиты прав ребёнка, развития ювенальной юстиции, ужесточения законодательства в отношении преступлений, совершённых против детей, ведётся в нашей стране постоянно и на самом высоком уровне.

А после того как в Польше вступил в силу закон о химической кастрации педофилов, обсуждение темы разгорелось с новой силой. В частности, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Павел Астахов высказывается за ужесточение наказания за преступления сексуального характера против детей. По его мнению, российское законодательство сегодня недостаточно развито для того, чтобы поставить надёжный заслон педофилам, растлителям, насильникам детей. Помимо уголовного наказания должны применяться и дополнительные меры – какими они будут, предстоит обсудить. Это может быть принудительное лечение, химическая или хирургическая кастрация, полагает Павел Астахов, но в любом случае в этом вопросе России не стоит отставать от остального мира с правовой точки зрения. А пока, выходит, отстаём. Правозащитник не исключил даже возможность существования в российском парламенте лоббистских групп, противодействующих принятию законопроектов, направленных на борьбу с педофилией.

Оставим, впрочем, последнее заявление на совести Павла Астахова, но отметим, что его тревогу понять можно. У всех на слуху вынесенный недавно приговор по одному из громких уголовных дел в Санкт-Петербурге, когда за пять доказанных эпизодов, принятых судом, педофилу при нижней планке наказания от 8 до 15 лет лишения свободы дали шесть лет условно (?!). Сейчас приговор отменён, дело направлено на новое рассмотрение. Но сам факт свершившегося очень хорошо иллюстрирует, как российские дети защищены от насилия и на каком уровне в целом находится защита их прав.

А это значит, что мало защитить детей от педофилов, существует ещё масса проблем в этой сфере. Многочисленные проверки показали, что права несовершеннолетних нарушаются сплошь и рядом. В 2009 году зафиксировано без малого 700 тысяч подобных случаев. По сравнению с 2008 годом рост нарушений составил примерно 12–15 процентов. Конечно, можно считать, что после того, как Генпрокуратура занялась этим вопросом вплотную, просто таких правонарушений стали больше выявлять. Но, с другой стороны, тенденции к улучшению ситуации тоже не видно. Права детей ущемляются повсеместно, прежде всего при их трудоустройстве после окончания учебных заведений. Плохо обстоит дело с детскими садами и другими детскими учреждениями, ещё сложнее – с организацией досуга детей и подростков. Обо всём этом недавно докладывал Президенту Дмитрию Медведеву Генеральный прокурор Юрий Чайка. В ходе встречи Дмитрий Медведев назвал тему защиты интересов детей резонансной. И, думается, понятно почему. Помимо того что нынешний год объявлен Годом защиты детей, весь связанный с этим набор проблем касается целиком всего российского общества. И вот лишь несколько простых примеров. Демографическая проблема сегодня одна из наиболее актуальных. И вроде бы какие-то позитивные подвижки наметились в последние годы. Однако возникла трудность, о которой в какой-то момент никто даже и не думал, – острая нехватка детских садов. Типовые, специально построенные здания детсадов выводятся из эксплуатации, перепрофилируются, используются по нецелевому назначению и т.д. Дошло дело до того, что глава государства был вынужден привлечь Генеральную прокуратуру для работы в этом направлении.

А вот другой пример. Детскому здоровью сегодня тоже уделяется огромное внимание. Приведём здесь одну только цифру: сегодня лишь к десяти процентам школьников врачи не имеют претензий. Сейчас лето, и вполне можно было бы поправить здоровье юных россиян в летних лагерях. Но не так всё просто. В стране пока нет чёткой программы по созданию современной системы отдыха и оздоровления детей. Есть лишь разрозненные усилия, решающие проблему на местном уровне. Крупных центров общероссийского значения в России единицы. Большая же часть региональных лагерей, за исключением ведомственных, сталкивается с серьёзными и, по сути, одинаковыми проблемами. Основные, естественно, связаны с тем, что большинство лагерей построено в 60–80-е годы прошлого века и многие из них просто пришли в негодность, поменяли владельцев, в какой-то период были перепрофилированы. Позже строительство новых лагерей практически не велось. Даже ставший в последнее время популярным детский туризм пока не может удовлетворить высокий спрос на отдых во время каникул. Так ситуацию в сфере организации детского отдыха оценил Дмитрий Медведев, который недавно посетил детский оздоровительный лагерь «Левково» в Подмосковье.



Если прибавить к этим общим проблемам ещё и локальные, но от того не менее важные, о которых тоже упомянул тогда глава государства, то картина организации детского отдыха станет более полной и более печальной. Загородный отдых надо сделать, помимо всего прочего, комфортным и безопасным. Комфортным в том смысле, что современные детские лагеря должны соответствовать современным условиям жизни. А безопасность начинается с момента перевозки детей в лагеря и кончается противопожарными мерами и качеством питания. Не случайно, кстати, Дмитрий Медведев дал на днях поручение принять дополнительные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в детских оздоровительных организациях при проведении летней оздоровительной кампании 2010 года.

Важно, чтобы последнее относилось уже не только к оздоровительным лагерям, а, возможно, и ко всей системе детских учреждений. Уже не раз на лентах информационных агентств появлялись сообщения с пометкой «молния» о массовых отравлениях в тех же детских садах, в результате чего ребят в полном составе «переселяли» в больницы.

За последние четыре года количество сексуальных преступлений против детей увеличилось в 26 раз.

В общем, тема защиты детей имеет столько граней, что это превращает её в клубок сложнейших, порой трудноразрешимых проблем. Рискую также быть причисленным к какому-нибудь лобби, но подчеркну, что российские дети нуждаются в защите не только от педофилов. А ещё от взрослых дядей и тётей, которые продают ясли, детские сады и летние оздоровительные лагеря, поставляют в школьные столовые некачественные продукты питания, и порой даже от врачей. Вспомним историю, случившуюся недавно на юге России, когда маленькой девочке в результате ошибки медиков ампутировали руку. И такие истории – увы! – не единичны.

И это ещё не всё. За рамками публикации остались другие проблемы защиты детей. Те же беспризорные, количество которых сегодня зашкаливает, – их судьбы по большей части неизвестны, но в любом случае незавидны. Детдомовцы, живущие чаще всего под жестоким прессом педагогов и воспитателей. Эти подростки, выйдя из детских домов, чаще всего оказываются беззащитными перед окружающим их жестоким миром и обманутыми бездушными мошенниками. И наконец, проблема наркомании в детской и юношеской среде. Она для страны принимает масштабы катастрофы. Недавно на совместном заседании коллегий Генпрокуратуры, Минобороны, Минспорттуризма и Минобрнауки по вопросу о состоянии законности при исполнении законодательства о военно-патриотическом воспитании молодёжи и дополнительных мерах по повышению эффективности работы в данной сфере главный военный прокурор Сергей Фридинский заявил, что по итогам минувшего года рост числа преступлений, связанных с незаконным оборотом в войсках всех силовых структур наркотических и сильнодействующих веществ, превысил 70 процентов. Не будем забывать, что речь идёт о молодых людях, в основном только что закончивших школу или другие учебные заведения. И следовательно, наркомания не в армии начинается. Она туда пришла вместе с призывниками. По мнению Сергея Фридинского, очень многое зависит от работы на всех этапах жизненного пути будущих призывников. Что-то, возможно, и делается, но пока же предпринимаемые усилия ожидаемых результатов не принесли. А основными причинами, негативно влияющими на воспитание будущих призывников, главный военный прокурор назвал деградацию системы традиционных ценностей, падение культурного уровня, искусственное навязывание через СМИ чуждых российскому обществу духовных ценностей, попытки забвения и намеренного искажения отечественной истории, культуры, традиций.

Только ли к наркомании всё это относится? Похоже, это имеет непосредственное отношение и к системе защиты российских детей в целом. И потому, когда мы говорим, что дети – наше будущее, задумаемся, как мы защищаем это будущее, защищая сегодня наших детей.

цифры и факты

• 28 млн детей всего проживает в России
• 700 тысяч – беспризорников
• 2 млн – неграмотных детей
• 120 тысяч детей становятся жертвами преступного насилия
• 200 детей погибают ежегодно от преступлений
• 2 тысячи детей подвергаются насилию
• 6 млн детей живут в социально неблагоприятных условиях