На подходе - ЕГЭ для девятиклассников

Вчера на коллегии Министерства образования и науки были подведены окончательные итоги Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который в этом году впервые стал обязательным на всей территории страны. По словам главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, организаторы этот экзамен сдали: участники совещания обозначили тревожные тенденции отечественного образования, выявленные с помощью ЕГЭ.

Так, оказалось, что российские девочки учатся лучше мальчиков, коммерческие отделения вузов теряют студентов, а будущие педагоги хуже всех сдают экзамены. Вместе с тем эксперты так и не смогли утвердить правила вступительной кампании 2010 года: ректоры до сих пор не определились, хотят ли они ограничивать свободу абитуриентов выбирать вузы. Вместе с тем скоро учителям и их подопечным придется привыкать к очередному новшеству: в следующем учебном году девятиклассники будут сдавать аналог ЕГЭ — так называемую государственную итоговую аттестацию (ГИА).

Подведение итогов ЕГЭ началось с тех, кто так и не смог сдать новый экзамен. По окончательным данным Минобрнауки РФ, после всех пересдач 28 863 школьника не смогли набрать проходного балла сразу по двум обязательным предметам — русскому языку и математике. Таким образом, в этом году не получили аттестаты примерно 3% выпускников.

При этом на коллегии особо отметили катастрофическое положение вечерних школ: там результаты гораздо хуже. Так, в Ростовской области без аттестата остались всего 1,3% учеников дневных школ, а среди \" вечерников \" таких более 25%.

Новый экзаменационный порядок показал непопулярность технических, педагогических и аграрных вузов: именно на этих направлениях наибольший недобор студентов, да и уровень подготовки будущих специалистов также оставляет желать лучшего. Согласно статистике Рособразования, самый низкий средний балл для поступивших был на направлениях \" сельское и рыбное хозяйство \" ( 45 баллов), \" металлургия, машиностроение и металлообработка \" ( 52) и \" образование и педагогика \" ( 53). При этом первое место разделили \" гуманитарные науки \" и \" здравоохранение \" ( 69 баллов), за ними идет \" сфера обслуживания \" ( 68 баллов).

В Минобрнауки сложившуюся ситуацию называют порочным кругом: через несколько лет учить вчерашних школьников будут именно те, кто еле-еле сдал ЕГЭ. Первые примеры уже есть. В вечерней школе города Батайска вместо выпускников отправили сдавать экзамены молодых учителей. Но подлог оказался практически бесполезным: преподаватели едва набрали проходной балл.

Куда пошли учиться

Этим летом абитуриенты, поступающие в госвузы, предпочли подавать заявления на бюджетные места. В итоге 63,5% будут учиться за государственный счет и только 36,5% будут оплачивать учебу. По данным министерства, в среднем на одно бюджетное место подавалось в среднем 16 заявлений, а на внебюджетное — лишь 1,06.

\" С учетом демографического спада в ближайшие годы мы увидим, как вузы будут вынуждены закрыть целые факультеты и даже полностью ликвидироваться \" , — прокомментировал ситуацию министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Вместе с тем такая перспектива угрожает не всем: ряд московских и петербургских вузов не зафиксировал уменьшения желающих учиться за деньги. Всего же прием на коммерческие места упал на 20— 30% по сравнению с 2008 годом.

Равнее равных

Этим летом и вузы, и абитуриенты жаловались на засилье льготников, которые якобы незаслуженно заняли значительное количество бюджетных мест, оставив за бортом отличников. Но в Минобрнауки эти утверждения называют мифом.

Глава Рособрнадзора Любовь Глебова отметила, что в вузах, подведомственных Рособразования, льготники составляют менее 3%. По ее словам, многие абитуриенты приняли за льготников так называемых целевиков — например, молодых работников, направленных в вуз конкретной отраслью или населенным пунктом.

Также, по информации министерства, не подтвердились и слухи о множестве липовых справок, купленных для получения вожделенной льготы. По просьбе Минобрнауки Федеральное медико-биологическое агентство ( ФМБА) проанализировало динамику предоставления инвалидности гражданам в возрасте 16— 18 лет в 2009 году и не нашло увеличения количества выданных справок по сравнению с прошлым годом. В итоге ФМБА пообещало содействие тем образовательным учреждениям, которые захотят проверить подлинность справки.

Проблемы пола

Ректор Института проблем образовательной политики \" Эврика \" Александр Адамский заявил, что девушки сдали ЕГЭ лучше юношей.

\" По русскому языку и математике разница в три четыре балла, — подчеркнул он. — Получается, что у них больше шансов поступать, больше шансов социализации. Но, как это ни парадоксально, ключевые позиции в обществе занимают мужчины, а в ряде профессий доминируют женщины \" .

По его мнению, это сигнал учителям: при безусловном смешанном образовании необходимо учитывать гендерное различие, чего сейчас не происходит.

Кроме того, ученики гимназий и лицеев сдают ЕГЭ лучше, чем их земляки из обычных школ. \" Теперь мы точно знаем: в России существует социальное неравенство. Материальный достаток семьи способствует лучшему усвоению государственной программы \" , — подчеркнул Адамский. Эксперт считает, что нужно развивать современные интернет-технологии, чтобы повышать качество обучения в селах и малых городах.

Он уверен: для регионов итоги ЕГЭ должны быть поводом для размышлений и выявления тенденций. \" Надо принять специальный регламент, в соответствии с которым решения в области образовательной политики должны выноситься по результатам ЕГЭ \" , — сказал Адамский.

Необходимые изменения

Участники коллегии решили отказаться от трех волн зачисления, оставив всего две — с 30 июля по 5 августа и с 5 августа по 10 августа. При этом за вузами сохраняется право объявить дополнительный прием на оставшиеся вакантные места, но только до 1 сентября. Такое смещение сроков позволит выпускникам школ, не поступившим в вузы, успеть подать заявления в учреждения среднего профессионального образования.

Также предлагается ограничить количество мест, выделяемых для целевого приема на каждое направление подготовки; оно не должно превышать 20% общего числа бюджетных мест. Директор департамента госполитики в образовании Минобрнауки Игорь Реморенко сообщил, что сейчас ограничение составляет 30%.

По его словам, ранее Рособразование рекомендовало ограничить гуманитарное направление 15% целевиков, но обычно эта цифра превышалась практически вдвое.

Вузы должны будут определить количество мест для целевиков не позднее чем за месяц до начала приема документов ( 20 июня). После этого цифру нельзя будет корректировать. Кроме того, от поступающих на целевые места приемные комиссии смогут требовать оригиналы документов сразу, чтобы они не могли перебежать из одного вуза в другой.

Андрей Фурсенко в свою очередь отметил, что правительство оставляет за собой право повысить процент целевиков по ряду направлений, прежде всего это относится к оборонной промышленности.

Также вузы получат право устанавливать свой минимальный порог баллов при поступлении не только на профильные, как сейчас, но и на остальные специальности.



Предел не установлен

Ректоры до сих пор не сошлись во мнении, стоит ли ограничивать число вузов, куда абитуриент может подать заявление о приеме. По мнению Российского союза ректоров, эту цифру надо было бы сократить до трех. Представители негосударственных вузов в свою очередь считают, что вводить какие-либо ограничения неправильно.

Между тем Минобрнауки не видит в данном случае большой проблемы. \" Абсолютное большинство абитуриентов не подавало заявления о приеме больше чем в два вуза \" , — заявила Любовь Глебова.

Некоторые эксперты отмечали на совещании, что предполагаемое ограничение в пять вузов может привести к обратному результату: абитуриенты постараются максимально использовать эту квоту.

В итоге представители Минобрнауки заявили, что вопрос об ограничении будут решать ректоры. Но итоговые правила приема в вузы будут приняты до конца этого месяца.

Новые три буквы

Между тем дискуссии вокруг ЕГЭ в скором времени могут затихнуть: на подходе очередное нововведение. Любовь Глебова заявила, что в 2010/ 11 учебном году выпускники девятых классов будут сдавать свой аналог ЕГЭ — государственную итоговую аттестацию ( ГИА), также проходящую в форме теста.

По ее словам, эксперимент по новой форме аттестации девятиклассников шел пять лет в ряде регионов страны и показал хорошие результаты, а в 2011 году всем девятиклассникам уже придется сдавать ГИА. Чиновник не уточнила, как именно будет проходить аттестация, поскольку еще не разработаны соответствующие регламенты.

По мнению президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, вводить сейчас подобный экзамен — все равно что подливать масло в огонь. \"Правового основания для его обязательного введения пока нет, — сказал Комков. — Получение среднего образования обеспечено Конституцией РФ. С введением ГИА получится так, что тот, кто не сдал экзамен, будет лишен возможности получить документ о неполном среднем образовании\".

Эксперт добавил, что заявление Глебовой в данном случае звучит преждевременно: чтобы ввести в девятых классах ГИА, необходимо полностью отработать систему ЕГЭ.

Комков также рассказал, что недавно к нему пришла группа православных родителей, которые выступили против ГИА. Причина такого решения — система штрихкодов, заменившая в новом экзамене фамилию и имя ученика. Эту технологию не благословил их духовный наставник, и родители заявили, что готовы даже забрать своих детей из школ.

Директор центра образования № 548 \" Царицыно \" Ефим Рачевский, напротив, выступает за введение подобного экзамена для всех девятых классов: по его мнению, это будет независимой экспертной оценкой знаний учащихся. Эксперт отметил, что в его школе 190 человек в прошедшем учебном году сдавали ГИА и остались довольны результатами. \" Им понравилось, что никто не зависит от воли конкретного учителя. Ученики рассматривали результаты ГИА как объективную оценку своих знаний \" , — сказал Рачевский. По его словам, никто не жаловался и на проверку работ, хотя ляпы тоже были.

За счет чего можно улучшить ЕГЭ?

Андрей Фурсенко, министр образования и науки

За счет максимально объективной информации из всех источников, включая прессу. Первый год применения ЕГЭ как раз и показал именно это. Ведь на сегодняшний день все люди, которые приняли участие в ЕГЭ, качественно изменили свое отношение к нему. Это не я говорю — об этом говорят результаты работы всех трех наших ведущих агентств по опросам общественного мнения.

То есть начинают прозревать те, кто столкнулся с ЕГЭ в реальности, а не по рассказам.

Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, академик РАН

В университетах, где образование идет на очень высоком уровне, кроме ЕГЭ, по-моему, обязательно нужны дополнительные испытания: для того чтобы выявить профессиональные способности абитуриента по овладению конкретной наукой. Лучше глубже учить науку, чем готовиться к форме поступления, поэтому я и оппонировал абсолютному введению ЕГЭ. Одни могут быть больше подготовлены к тому, чтобы отвечать \"да\" или \"нет\" на простые и короткие вопросы. Другие абитуриенты любят как можно глубже раскрыть один вопрос. Но ЕГЭ — это уже другой способ подготовки к вузу. Если школьник талантливый, то он и ЕГЭ хорошо сдаст, и любой другой экзамен и, конечно же, поступит. Но большинству обычных ребят нужно будет готовиться к поступлению в вузы уже по-другому, что, на мой взгляд, не есть хорошо.

Борис Грачевский, художественный руководитель киножурнала \"Ералаш\"

За счет персонифицированных взаимоотношений преподавателя со студентами и особенно с детьми в школе. Потому что такие отношения намного ярче и полезнее тестовых систем, когда \"я ничего знать не знаю, а машина-робот принимает\". К сожалению, мы идем к западной системе обучения, которая не является лучшей. А ведь в мальчике или девочке можно и нужно отыскать интерес и зажечь их. Для абитуриента, обладающего потенциалом созидания, совсем неважно, какой будет экзамен. Если есть знания, то не важно, как они будут выданы. А тем, кому было трудно учиться и сдавать экзамены, совершенно так же будет и при ЕГЭ.

Олег Смолин, зампред комитета Госдумы по образованию ( фракция КПРФ), член-корреспондент Российской академии образования, председатель общественного движения \"Образование для всех\"

После летнего провала по-хорошему ЕГЭ надо отменять. В порядке компромисса нами уже давно внесен законопроект о добровольности ЕГЭ, а также законопроекты, которые освобождают от ЕГЭ при поступлении в техникумы, при окончании вечерней школы и при поступлении на очное отделение вузов всех тех, кто окончил школу до 2009 года. В рамках же ЕГЭ нужно было как минимум отказаться от тестовой части в части А. Дело в том, что тесты формируют примитивное мышление. Если мы будем пытаться и дальше превращать Россию в грандиозное поле чудес, где нужно угадать один ответ из четырех, то мы обязательно сделаем ее страной дураков.

Нужно вернуться к традиционным технологиям, но результаты экзаменов при этом будут приниматься комиссиями с участием представителей других школ, вузов и органов управления образования. Такая практика накоплена, скажем, в отношении вузов. Так почему же мы доверяем обычным технологиям физика ядерщика и врача-хирурга, но издеваемся над бедным школьником?

Тайна сия велика есть.

Аркадий Инин, писатель, сценарист

За счет его отмены. Как это: принимать экзамен и не видеть человека, не смотреть ему в глаза и не понимать, что он в связи с волнением сделал что-то не то? Или, наоборот, увидеть прекрасно написанную шпаргалку, потом услышать от него пару фраз и убедиться, что он —дебил… По-моему, исключение человеческого фактора — это абсолютная технологическая глупость, поэтому я — категорический противник единого госэкзамена.

Это американская чушь и абсолютная бредятина для выращивания недумающих людей и роботов. И никаких знаний тут не выявляется.

Источник: http://www.gzt.ru/Gazeta/first-page/265350.html

38
3802
0