Обвиняемую в похищении людей увели от ответственности

На модерации Отложенный

Чеченский омбудсмен требует наказать сотрудников прокуратуры, способствовавших освобождению подозреваемой в совершении тяжких преступлений жительницы Чечни

Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиев обратился к Председателю Следственного комитета при Прокуратуре России Александру Бастрыкину с просьбой возбудить уголовное дело в отношении сотрудников прокуратуры, допустивших освобождение из-под стражи подозреваемой в организации похищений и убийств мирных граждан Зухру Салимханову-Власову.

Как ранее сообщалось, к Уполномоченному по правам человека в Чеченской Республике с просьбой оказать содействие в объективном расследовании уголовного дела по факту похищения и убийства двух своих сыновей обратился житель Гудермесского района Индерпаша Исмаилов. По его словам, виновницей этой трагедии является некая Зухра Салимханова, которая в 2000 - 2003 годах, вступив в предварительный сговор с неустановленными военнослужащими федеральных сил, участвовала в похищениях граждан, вымогая затем у их родственников крупные суммы денег в иностранной валюте.

Как следовало из заявления Исмаилова, гражданка Салимханова в январе 2003 года организовала в г. Гудермес похищение двух его сыновей, Джандара и Джамиля Исмаиловых, после чего требовала у Исмаиловых выкуп за похищенных братьев в сумме 10 тыс. долларов США. Родственники похищенных не успели собрать в указанное время требуемые деньги. После чего, спустя два дня Зухра Салимханова сообщила Исмаилову, что его сыновья убиты и предложила выкупить их трупы за 5 тысяч долларов США. Исмаилов обратился к начальнику ОВД по Гудермесскому району с письменным заявлением об участии в похищении его сыновей гражданки Салимхановой. Прокуратурой Гудермесского района было возбуждено уголовное дело. Но по отношению к Салимхановой никаких мер принято не было, и она скрылась от следствия.

Не добившись от следственных органов необходимых действий по розыску Салимхановой, Исмаилов сам занялся ее поиском. Заявителю удалось выяснить, что обвиняемая в похищениях жителей Чеченской Республики Салимханова, находясь в федеральном розыске, вышла замуж в г.Ростове-на-Дону за полковника ГРУ МО Сергея Власова, сменила свое имя и фамилию на Марину Власову. Правоохранительным органам Гудермесского района удалось задержать Салимханову-Власову в Ростове на Дону и доставить в Чеченскую Республику. Новоявленной Власовой, которая фигурирует еще в ряде других аналогичных преступлений, было предъявлено обвинение по п. \"а, г, з\" ч.2 ст. 126, п. \"а\" ч.2 ст. 163 и п. \"а,г\" ч. 2 ст. 163 УК РФ и избрана мера пресечения в виде содержания под стражей.

Однако уголовное дело по инициативе военной прокуратуры ОГВ(с) и военно-следственного управления СК при Прокуратуре РФ по ОГВ(с) было передано в военное следственное управление по причине того, что Власова (Салимханова), во время совершения указанных преступлений якобы состояла на военной службе в должности делопроизводителя, что при проверке не подтвердилось.

По данному факту в начале августа чеченский омбудсмен Нурди Нухажиев обращался к Александру Бастрыкину и Руководителю следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по ЧР Виктору Леденеву, где приводил факты, указывающие на то, что военная прокуратура пытается увести обвиняемую в совершении похищений и убийств мирных жителей республики от уголовной ответственности.

Мужем обвиняемой, полковником ГРУ МО Сергеем Власовым, был представлен следователю подложный документ о том, что она во время совершения преступления состояла на военной службе. Пользуясь своими связями, он организовал передачу дела в Военное следственное управление, после чего обвиняемая из СИЗО г.Грозного спешно была переведена в военно-гарнизонный госпиталь войсковой части 64646 в пос.Ханкала, якобы в связи с болезнью, хотя врачи медсанчасти СИЗО считали, что она не нуждается в госпитализации.



Нурди Нухажиев в своем обращении к Председателю Следственного комитета при Прокуратуре России просил проверить обоснованность передачи уголовного дела Салимхановой-Власовой по подследственности в Военное следственное управление Следственного комитета при Прокуратуре РФ по ОГВ (с) и решить вопрос о возвращении уголовного дела в Гудермесский МСО для проведения объективного и всестороннего расследования.

\"Мои подозрения о том, что вся эта комбинация с передачей указанного уголовного дела в Военное следственное управление была проведена с целью увести следственно-арестованную Салимханову-Власову от уголовной ответственности подтвердились\"-, пишет в своем очередном обращении к Бастрыкину чеченский омбудсмен.

- Через несколько дней после перевода в гарнизонный госпиталь, под предлогом необходимости этапирования в военный госпиталь в г.Ростове-на-Дону, Власова была вывезена на вертолете в г.Владикавказ РСО-Алания и отпущена. Уголовное дело без производства каких-либо следственных действий возвращено в следственное управление СК при Прокуратуре РФ по ЧР, производство по уголовному делу приостановлено, а обвиняемая Власова объявлена в розыск.

В действиях работников военного следственного управления СК при Прокуратуре РФ по ОГВ(с), инициировавших передачу по подследственности уголовного дела по обвинению Власовой и организовавших освобождение ее из-под стражи, есть признаки преступления, предусмотренного ст.286 УК РФ в виде превышения должностных полномочий. Ими совершены действия, явно выходящие за пределы их полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, - считает Уполномоченный по правам человека в ЧР Н.Нухажиев.

Омбудсмен в своем письме на имя первого заместителя Генерального прокурора РФ просит решить вопрос о возбуждении уголовного дела по факту незаконной передачи уголовного дела по обвинению Власовой в Военное следственное управление СК при Прокуратуре РФ по ОГВ(с) и организации освобождения ее из -под стражи.

Нухажиев допускает также, что военные могут убить Власову, как свидетеля преступлений, в которых они замешаны сами.

- Будучи еще в СИЗО в г.Грозном, Власова обращалась к нам с заявлением, в котором выражала обеспокоенность по поводу своей безопасности, утверждая что ее жизни угрожает опасность. Сотрудники моего аппарата должны были встретиться с ней для проверки этой информации, однако военные спешно перевели ее в госпиталь войсковой части, а теперь и помогли ей скрыться,- сказал Нухажиев, комментируя историю с исчезновением обвиняемой.

По мнению чеченского омбудсмена, Военная прокуратура ОГВ(с) на Северном Кавказе в лице прокурора Топорикова М.Л. и Военное следственное управление Следственного комитета при Прокуратуре РФ по ОГВ (с) на северном Кавказе - это худший проект военных правоохранительных органов Генеральной прокуратуры Российской Федерации на Северном Кавказе. В частности, причина неэффективности раскрытия нескольких тысяч преступлений по фактам похищения в ходе двух военных кампаний жителей Чеченской Республики, о месте нахождения которых до сих пор не знают их близкие родственники, заключается в том, что данная структура пытается увести от наказания военных, замешанных в этих преступлениях,- считает Нухажиев. Наглядное подтверждение тому дело Салимхановой-Власовой.

Уполномоченный считает необходимым направить в Чеченскую Республику комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации и проверить деятельность указанных структур.