Поляки и русские в любом случае найдут общий язык

На модерации Отложенный

В Польше начались мемориальные церемонии, посвященные 70-летию начала Второй мировой войны. Польский историк Мариуш Волос рассказал корреспонденту GZT.RU о своем отношении к визиту в Польшу Владимира Путина и непростых отношениях между двумя странами.

Во время визита Владимира Путина в Гданьск по случаю 70-летия начала Второй мировой войны польские власти будут ждать извинений российского премьер-министра за преступления сталинского режима, в частности за признание ответственности за «катынский расстрел». О том, почему этот вопрос уже в течение многих лет остается болезненным для польской стороны, корреспонденту GZT.RU Алисе Луговской рассказал постоянный представитель польской Академии наук при РАН, доктор исторических наук, профессор Мариуш Волос.

В 1990 году Съезд народных депутатов СССР уже осудил секретные протоколы к пакту Молотова-Риббентропа, государственные деятели России в начале 1990-х признали ответственность сталинского режима и за казни в Катыни. Почему сегодня польская сторона настаивает на этом признании еще раз? Сколько раз еще России придется извиняться за ошибки прошлого?

Я думаю, некоторые просто забыли уже о том, что Горбачев сказал, что СССР тоже ответственен за начало войны. Это во-первых. Во-вторых, я скажу так, что поляки, в том числе и я, конечно, очень чувствительны к этому вопросу, потому, что мы были первой жертвой агрессии Третьего рейха. И мы хорошо знаем, кто начал войну, – Адольф Гитлер, потому что он хотел осуществить сумасшедшие планы по захвату мира. Но, с другой стороны, мы также хорошо знаем, что 17 сентября на основе секретного протокола, который был дополнением к пакту Молотова-Риббентропа от 23 августа, Красная армия начала наступление на независимую еще Польшу. Это значит, что в 1939 году было два агрессора – СССР, то есть сталинский режим, и Третий рейх.



После сентября 1939 года наряду с СССР в разделе побежденной Польши участвовала, например, и Литва, присвоившая себе нынешний Вильнюс и его окрестности. Почему же Польша не требует извинений Литвы, от своего союзника по НАТО и соседа по Евросоюзу?

Сказать, что они ответственны за раздел Польши можно, но все же не в той степени, как СССР, потому что в первую очередь ответственность ложится на сверхдержавы. Литва, как маленькая страна, хотела получить Вильнюс, спор за который между Польшей и Литвой тянулся с 1918 года. Для нас это очень тяжелая потеря. Вильнюс был крупнейшим культурным и научным центром, в котором жило очень много польских интеллигентов. Мы очень хорошо помним об этом, и для нас это по сей день неприятная тема. Конечно, в секретном протоколе и Молотов со стороны СССР, и Риббентроп со стороны Германии признали, что Вильнюс они готовы отдать литовцам. Так после этого решения двух сверхдержав Литва стала участником раздела. Но по своей инициативе литовцы такого никогда бы не сделали.

По-вашему, есть ли перспективы развития отношений России и Польши, если российские власти не огласят ожидаемых от них признаний в Гданьске?

Я не могу говорить от имени всех поляков, поэтому выскажу свою точку зрения: участие с одной стороны Ангелы Меркель, с другой – Владимира Путина в крупных событиях, посвященных годовщине начала Второй мировой войны, – это очень важный шаг на почве взаимопонимания. Я, как признал господин Путин в своей статье для «Газета Выборча», надеюсь, что независимо от разногласий, которые существуют в оценках истории, нам надо смотреть в будущее. И я уверен: как немцы и французы нашли общий язык после Второй мировой войны, так и мы, поляки и русские, тоже не только сможем строить диалог, но и преуспеем в этом.