Советских военных обвинили в издевательствах над Рудольфом Гессом

На модерации Отложенный

Сегодня британское издание The Independent вышло с сенсационной по своему содержанию статьей, авторы которой, ссылаясь на рассекреченные документы, утверждают: советские военнослужащие жестоко обращались с узником берлинской тюрьмы Шпандау – заместителем Гитлера Рудольфом Гессом. Его держали в ужасной камере, которую отказывались ремонтировать, лишали возможности читать. Более того, СССР якобы выступал категорически против того, чтобы его выпустили на свободу, даже когда ему исполнилось 80, и он оставался последним заключенным в огромном тюремном блоке, рассчитанном на 600 человек.  

Рудольф Гесс, ближайший соратник Адольфа Гитлера и редактор Mein Kampf, привлек к себе внимание одним неслыханным поступком. Будучи правой рукой фюрера, в 1941 году он, тайком от всех, включая нацистского диктатора, на маленьком самолете ночью перелетел через Северное море и высадился в Шотландии, уверенный, что ему удастся уговорить противников Германии предпринять военные действия и способствовать заключению перемирия. Знал ли об этом смелом шаге Гитлер, до сих пор неизвестно. Советская сторона была склонна полагать, что перелет Гесса был мистификацией. Целью был сговор фашистской Германии с Черчиллем и его уговоры вступить в войну против СССР.

Храбрый с виду, но безрассудный по существу поступок Гесса обернулся катастрофой. Британские военные взяли его под стражу, долго допрашивали, а затем посадили под стражу на 4 года.

А дальше был Нюрнбергский процесс и приговор к пожизненному заключению самому Гессу и еще нескольким ближайшим соратникам Адольфа Гитлера. К 1966 году всех, кроме Рудольфа, правда, выпустили на свободу. Гесса, по непонятным причинам, продолжали держать в заточении в знаменитой берлинской тюрьме Шпандау. Его посменно сторожили 100 военнослужащих армий Франции, Англии, США и СССР, и в огромном тюремном блоке он был единственным узником. Обстоятельства его содержания до сих пор точно не известны.

Вчера были вскрыты Национальные архивы Кью (В западном Лондоне), согласно которым британские военные были вынуждены все те годы защищать Гесса от «желания официальной Москвы заставить его испить чашу вины до дна». Советские надсмотрщики настаивали, чтобы у него отобрали очки для чтения и запретили делать записи о своей жизни. Это навело британского надзирателя на мысль, что СССР делает все возможное, чтобы «узник № 7» не вышел на свободу.

«У союзников, особенно у британцев, в Шпандау была двойная функция, – писал в мае 1974 английский надзиратель Роберт де Бурле. – Во-первых, следить за исполнением приговора, назначенного Гессу, а во-вторых, защищать его от жестокости советских военных, которые старались лишить его и тех незначительных привилегий, которые у него были».

Де Бурле писал, что в камере Гесса осыпались стены, а свет едва просачивался через маленькое зарешеченное окно, потому что представители СССР запрещали ее ремонтировать.

«Советский надсмотрщик, Войтов – жирный коротышка, а его «правая рука» Федоров – тощий и болезненный. Подлая и мерзкая парочка», – писал де Бурле.

Помимо этого, именно советские надзиратели подвергали цензуре переписку Гесса, а также запрещали ему видеться с адвокатом, утверждает The Independent.

Впервые эти факты всплыли после неудавшихся попыток Великобритании, Франции и США уговорить СССH выпустить Гесса в апреля 1974, когда ему исполнилось 80. Официальная Москва категорически отказалась.

Вышеприведенные данные, однако, категорически противоречат информации, полученной в результате расследования кончины Гесса.

17 августа 1987 года Рудольф Гесс повесился в летнем домике в саду тюрьмы на электрошнуре.

Сын Рудольфа Гесса, инженер Вольф-Рюдигер, 14 лет не прекращал расследование тайны смерти отца. Он убежден: заместителя Гитлера убили британские спецслужбы, испугавшиеся, что Горбачев вознамерился выпустить его на свободу, чему так долго противились все союзники, а отнюдь не СССР.

Журналисты издания "Аргументы и Факты", вступив в переписку с Вольфом-Рюдигером, получили от него следующую информацию:

«Отца убили два переодетых агента британской специальной службы – Ми-5. КГБ СССР в известность о готовящейся операции не поставили. Отца попытались задушить четырехфутовым кабелем, но он стал вырываться и звать на помощь – об этом позднее дал подробные показания американский сержант Джордан. Далее последовало "искусственное дыхание", закончившееся переломанными ребрами. В 1989 году мне передали жалобу Гесса администрации Шпандау (экспертиза подтвердила, что он писал ее 4 апреля 1987-го) – в ней он требовал увольнения охранника, который говорил отцу: "Если соберешься убить себя, обязательно позови меня на помощь". У меня также имеется аудиозапись переговоров двух офицеров, сделанная спецслужбами в тюрьме: "Летний домик в саду будет сожжен в течение 48 часов, и даже основная улика – электрический провод – превратится в дым. И никто не сможет никогда доказать, что старый нацист не повесился собственноручно". Дом и верно сожгли, а саму тюрьму Шпандау снесли через неделю – поразительная скорость. Вскрытие тела моего отца, проведенное всемирно известным профессором Шпанном в Мюнхене, показало, что Гесса сначала задушили, а потом уже подвесили на шнуре от лампы: на его шее двойной след от петли. Я передал документы в Скотленд-Ярд, который возбудил "дело об убийстве". Однако вскоре по приказу генпрокурора Алана Грина дело было прекращено без объяснения причин".

Более того, Вольф-Рюдигер утверждает, что за освобождение Гесса выступали именно власти Советского союза.

«Советские власти всегда более мягко относились к возможности освобождения отца, — вспоминал Вольф-Рюдигер. — Он писал петиции о помиловании много раз, и если США и Англия сразу бросали эти просьбы в корзину, то в Кремле их рассматривали. 21 июня последовала передача Московского радио на немецком языке — „Освобождение Гесса вполне вероятно“. Англичане поняли, что медлить больше нельзя. Если Гесс выйдет на свободу и заговорит…»

Так что же действительно происходило в застенках Шпандау? Кто повинен в смерти последнего соратника Гитлера? Строятся предположения, выдвигаются версии, а правда сокрыта в архивах, полное рассекречивание которых не так давно отложили на несколько десятилетий.