"Потому что Путин пользуется симпатиями женщин"

На модерации Отложенный

Как партии видят своего избирателя и каков он на самом деле

Более 70 процентов россиян собираются голосовать на выборах в Госдуму, подсчитали в фонде «Общественное мнение». Но кто эти избиратели и кому именно они отдадут свои голоса? «Лента.ру» попросила представителей нескольких партий нарисовать портрет своего типичного избирателя, а потом узнала у экспертов, не ошибаются ли политики.

За ЕР — женщина с мамой-пенсионеркой

Заместитель руководителя центрального исполкома партии Андрей Парфенов:

Фото: er.ru

«Описать типичного избирателя "Единой России" не так просто, как кажется, поскольку за ЕР голосует почти половина страны. Наш избиратель неоднороден. Это и молодежь, и пенсионеры, и рабочие, и предприниматели, и творческая интеллигенция, и бюджетники — это люди самых разных возрастов, уровня достатка и профессиональной принадлежности.

Есть то, что их всех объединяет, — это чувство патриотизма. Это те, кто за сильную Россию. Они поддерживают курс действующего президента страны, доверяют ему, выступают за стабильность и не хотят перемен, потому что насмотрелись, какие перемены произошли на Украине. Условно говоря, наш избиратель смотрит Олимпиаду и болеет за Россию.

Не секрет, что женщины традиционно голосуют за ЕР активнее. Думаю, что росту популярности партии среди женщин способствует то, что ее основатель и моральный лидер Владимир Путин пользуется симпатиями прекрасной половины. Останови на улице любую женщину и спроси ее, нравится ли ей Путин. Она ответит "да"! Потому что для любой женщины это образец "нормального мужика": серьезный, спортсмен, топовый мировой лидер… Полагаю, что, если бы российский президент был женщиной, наши мужчины более ответственно относились бы к выборам».

Мнение социологов:

«Основной электорат "Единой России" — действительно женщины 35-40 лет, имеющие детей и приходящие на избирательные участки вместе с мамами-пенсионерками», — описывает электоральный ресурс партии власти директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов.

Тем не менее эксперты не склонны недооценивать «бюджетную» составляющую в электорате. «За ЕР традиционно голосуют бюджетники, государственные служащие, значительная часть военных, часть силовиков и пенсионеры», — говорит Смирнов.

С политическими взглядами среди избирателей ЕР ситуация не совсем ровная. «Конечно, там есть консерваторы, но, с другой стороны, там всех полно», — отмечает социолог «Левада-центра» Денис Волков. По его словам, поддержку «Единой России» оказывает в том числе и неполитизированная аудитория, а также те, кто затрудняются определить свои взгляды.

За эсеров — женщины с высшим образованием

Секретарь президиума центрального совета партии Александр Бурков:

 

«Это люди самого разного возраста и социального статуса: пенсионеры, рабочие, студенты, работники бюджетной сферы, милиции, военные… У нас нельзя вычленить так называемое ядро электората, как у коммунистов. У нас ядро огромное, состоящее из граждан всей страны. Это мужчины и женщины с обостренным чувством справедливости, и они есть в каждом социальном слое».

Мнение социологов:

По словам главы Института политической социологии, электорат у эсеров также преимущественно женский, причем их, как правило, выбирают женщины с высшим образованием.

Волков из «Левада-центра» сравнивает избирателей СР со сторонниками КПРФ: «У них очень похожи электораты, но по опросам складывается впечатление, что у "Справедливой России" он чуть более образованный и чуть более интеллигентный».

Оба социолога уверены, что массив потенциальных избирателей «Справедливой России» частично пересекается с «Яблоком». В обоих случаях речь идет об очень небольшой прослойке людей, признает Денис Волков.

За КПРФ — выдержанные труженники

Зампред ЦК КПРФ Валерий Рашкин:

 

«Среди наших избирателей представлена вся возрастная палитра — и молодежь, и люди среднего возраста, и пожилые. Все, кроме олигархов, кто не ворует и не имеет богатств от “прихватизированной” собственности, — это наш потенциальный избиратель.

За нас голосует и малый бизнес, видящий в нас спасителей от удушения, трудовые коллективы, понятное дело, за нас, молодежь, которой трудно устроиться на работу. Все они, глядя на коммунистов, говорят: "Вы такие же, как мы, мы будем голосовать за вас"».

Участники шествия Коммунистической партии Российской Федерации в Москве в День международной солидарности трудящихся

Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Участники шествия Коммунистической партии Российской Федерации в Москве в День международной солидарности трудящихся

Мнение социологов:

Избирателей КПРФ в «Левада-центре» определяют двумя основными параметрами: пенсионный возраст и приверженность коммунистической идеологии. По словам Дениса Волкова, в силу возрастных причин в этой категории меньше людей с высшим образованием. Если сравнивать с единороссами, электорат КПРФ несколько старше и включает больше мужчин, добавляет Вячеслав Смирнов.

Волков из «Левада-центра» уверен, что об обновлении и омоложении аудитории КПРФ сейчас речи не идет, и партия работает «без претензий на какой-то новый электорат». В результате число избирателей КПРФ может сокращаться, предполагает социолог. «Но, рискну предположить, на век Геннадия Андреевича [Зюганова] хватит», — заключает он.

За ЛДПР — сотрудники МВД и фанаты Жириновского

Член высшего совета ЛДПР Михаил Дегтярев:

 

«Социальный статус, возраст и пол мы из принципа не будем называть, так как за ЛДПР голосуют самые разные люди.

А вот с устремлениями и ценностями своих избирателей мы знакомы. Избиратель ЛДПР — патриот России, он за воссоединение России с Крымом и Севастополем.

Наш избиратель индифферентно относится к санкциям против России и испанский хамон на завтрак не требует. Он никогда Родину не предаст, не продаст и не наплюет на нее. Наш избиратель в августе 1991 года поддерживал программу ГКЧП и хотел сохранения СССР. По домам, как верхушка КПСС, не прятался.

Наш избиратель — очень трудолюбивый и добросовестный, он хочет сам жить лучше, а не чтобы сосед жил хуже».

Мнение социологов:

Главная характеристика аудитории либерал-демократов — не трудолюбие или совесть, а незыблемость, считает Дмитрий Смирнов: «У этой партии стабильный электорат, и голосует он именно за Жириновского».

Аудитория либерал-демократов — в основном мужчины 40-50 лет. «Очень характерно, что за ЛДПР часто голосуют сотрудники МВД. Мне запомнилось, как участники одной из фокус-групп однажды сказали, что президентом надо избрать Жириновского, поскольку он всех чиновников посадит, раскулачит, расстреляет, ну а потом и его в тюрьму можно», — рассказывает Смирнов.

В целом, отмечает Денис Волков, электорат ЛДПР — скорее городской, он включает больше, чем у ЕР, молодых избирателей и представителей предпринимательского сообщества.

За «Яблоко» — проживающие за рубежом

Лидер партии Эмилия Слабунова:

 

«Если говорить о социальных группах, то мы ждем, что представители бизнеса нас поддержат, так как среди наших кандидатов на выборах различного уровня (не считая низового муниципального) доминируют предприниматели — их более 20 процентов. Врачи, учителя, ученые, работники культуры, юристы составляют 14 процентов кандидатов "Яблока".

Мы надеемся, что они принесут нам голоса представителей бюджетной сферы и внебюджетной, работающих в данных отраслях. Еще одна группа наших избирателей — это муниципальные и государственные служащие, недовольные управленческим кризисом».

Мнение социологов:

В действительности четко определить электорат российских партий демократического крыла по большому счету невозможно, признает представитель «Левада-центра». Доля избирателей, по его словам, настолько мала, что затруднительно определить их социально-демографический состав.

«Ядерный электорат "Яблока" — это весьма узкая и к тому же интернациональная группа, исторически голосующая за Явлинского, — говорит руководитель Центра политической социологии. — Большая часть российских избирателей, проживающих за рубежом — в США, Европе, Израиле, голосуют за "Яблоко". Еще одна категория яблочников — это украинцы, проживающие в России и убежденные в том, что Крым должен был остаться в составе Украины».

Фото: Андрей Бородулин / «Коммерсантъ»

За ПАРНАС — немногочисленный протест

Председатель партии Михаил Касьянов:

 

«Наибольший спрос на альтернативу нынешней власти и, соответственно, на нашу партию наблюдается среди людей 25-65 лет. При этом самая активная возрастная группа — это люди в возрасте 35-55 лет, ответственные за себя и своих детей, понимающие, что их оболванивают и угнетают. Они устали от того, что происходит в стране, от того, что у них уже два года подряд снижаются личные доходы. Они хотят, чтобы власть их уважала, и не желают пресмыкаться».

Мнение социологов:

Электорат ПАРНАСа, полагает Денис Волков из «Левада-центра», настроен более протестно, чем у «Яблока». Но жесткая позиция аудитории — еще не гарантия масштабной поддержки, напоминает Смирнов: «Я могу представить избирателя [оппозиционера] Алексея Навального, был свой избиратель у Бориса Немцова. У ПАРНАСа сейчас, на мой взгляд, электората нет, партии придется формировать его заново. В настоящее время ПАРНАС, наряду с "Яблоком", — это просто одна из условно либеральных партий, допущенных к выборам».

За Партию роста — ностальгирующие по Хакамаде

Лидер партии Борис Титов:

 

«Наш избиратель — это человек дела. Этим человеком может быть не только предприниматель, владелец бизнеса, но и ученый, рабочий, человек, сам организующий свой труд в "гаражной экономике", учитель, врач, человек искусства и так далее. В политике ему необходима партия, отстаивающая его интересы, его возможность самостоятельно развиваться и трудиться. У нас все партии ориентированы патерналистски, и только Партия роста защищает интересы самодостаточных взрослых людей, которые не ждут от государства подачек, а всего добиваются сами».

Мнение социологов:

В случае с Партией роста эксперты не склонны соглашаться с ее руководством в оценке электората. «Если исходить из выступлений лидеров, можно сделать вывод, что ниша у партии праволиберальная, они апеллируют к образованному избирателю, который в свое время ходил голосовать за Михаила Прохорова и СПС. Но дело в том, что такой избиратель не воспринимает Титова, он ориентируется на знаковые фигуры в бизнесе и экономике», — рассуждает глава Центра политической социологии Вячеслав Смирнов и резюмирует, что «фактического избирателя у этой партии нет».

Теоретически избиратель у Партии роста все же может появиться, полагает Волков из «Левада-центра». В этом должны помочь те самые фигуры-тяжеловесы. «Сейчас для Партии роста важно участие знаковых людей — таких, как Хакамада», — осторожно заключает эксперт.