Почему все центробанки понижают ставку, а наш повышает?

На модерации Отложенный ЦБ пытается остановить перевод рублей в валюту и ее отток из России. Ставка рефинансирования увеличена до 12%. DAILYONLINE выяснил, почему все центробанки понижают ставку, а наш повышает.

Заседание Совета директоров Банка России завершилось вечером во вторник. По его результатам сообщили: с 12 ноября 2008 года ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 12% годовых. 

Кроме того, на один процентный пункт повышены все ключевые ставки по кредитным и депозитным операциям, за исключением ставки по операциям «валютный своп», которая была повышена сразу на 2 процентных пункта до 12 процентов годовых1. 

Повышение ставки рефинансирования на 1% проведено с целью снижения оттока капитала из России и сдерживания инфляции – такова официальная версия. О начавшейся девальвации и резком росте числа операций по конвертации в ЦБ предпочли промолчать. Между тем, желание держателей слабеющего рубля «сбросить» его и поменять на валюту дорого обошлось Центробанку. 

Во вторник объем интервенций ЦБ для поддержки рубля на внутреннем валютном рынке превысил продажи валюты за всю минувшую неделю и составил около $7 миллиардов. Эксперты считают, что для реализации плана Игнатьева о «плавной девальвации» объемы вливаний пришлось бы увеличивать каждый день.
С этим надо было что-то сделать. Построили «барьер» — в виде увеличения процентной ставки. 

Российский регулятор принял, надо сказать, оригинальное решение. Он повысил ставку в то время, как монетарные власти за рубежом поступают ровно наоборот.

В конце октября ставка рефинансирования ФРС США упала до 1%. Банк Англии 6 ноября снизил ставку с 4,5 до 3%. Европейский центральный банк в 15 странах еврозоны установил ставку 3,25% вместо 3,75% годовых. Вслед за ним ставки были снижены центробанками Швейцарии, Чехии и Дании. Мотивация поступков европейских ЦБ и ФРС США понятна: подешевевшие кредиты смогут подпитать бизнес и потребителей. У нас — другая история. 

Наши «передовые» банки получили от государства 5 трлн рублей и тут же начали раскладывать их по корзинам: часть ушла на покупку валюты, часть пересекла границы, и лишь минимум дошел до конечного потребителя. 

Самое время, как выразился президент, «пробить тромбы». На западном направлении они уже пробиты. Осталась самая малость.

Ирина Филиппова