Женщины России откажутся от союза ради партии

На модерации Отложенный

На волне политреформы над созданием собственной партии задумались и женщины. "Союз женщин России" может быть преобразован в политическую партию. Правозащитницы скептически относятся к этой идее и советуют решать проблемы вместе с мужчинами, а эксперты считают, что запрос на новую партию у "озабоченных положением женщин" есть.

Идею создания гендерной партии на базе "Союза женщин России", который одним из первых присоединился к "Народному фронту" Владимира Путина, предложила вице-спикер Госдумы, а в прошлом первый заммэра Москвы Людмила Швецова.

"Сегодня можно было бы говорить о возможном преобразовании "Союза женщин России" в политическую партию общефедерального уровня, которая могла бы стать политическим лифтом для тысяч молодых женщин-лидеров из всех регионов страны", - цитирует единоросса сайт партии.

Какие именно задачи будет решать женская партия, ее инициатор не объяснила, отметив лишь, что хотя "такого удельного веса женщин на государственной службе и на средних уровнях власти на местах" нет и во многих странах Европы, российские женщины недостаточно представлены во власти.

Женщин мало прежде всего в высшем эшелоне власти и региональных парламентах, считает вице-спикер Госдумы. В заксобраниях представительниц прекрасного пола в среднем 12% против 14% в Госдуме. Не все благополучно, с ее точки зрения, и с женским представительством в Совете Федерации и на местах: в верхней палате парламента женщин только 6%.

Оформиться в партию ранее пыталась "Народная партия женщин России", но безуспешно. Как ранее отмечала в беседе с корреспондентом Firstnews председатель партии Галина Хавраева, присутствовавшая на встрече лидеров незарегистрированных партий с Дмитрием Медведевым, Минюст несколько раз отказывал партии в регистрации, поскольку "была дана команда никого не регистрировать". Причем однажды отказ был мотивирован слишком кратким названием - НПЖР. Согласно документации, поданной в ведомство, партия насчитывает около 52 тыс. человек в 48 регионах, а "на самом деле" – около 100 тыс., добавила лидер партии.

Одна из основателей Правозащитного совета в Петербурге, "яблочница" Наталия Евдокимова заявила Firstnews, что скептически относится к такой инициативе, но ничего против нее не имеет.

"Я не готова вступать в партию по гендерному типу, потому что если я занимаюсь социальной политикой, защитой прав граждан, я делаю это вне зависимости от того, мужчина это или женщина. Я боюсь феминистского уклона – будет отдельная партия женщин и партии, где тоже будут представлены женщины. Были призывы объединить всех женщин, чтобы решать женские проблемы. Но невозможно объединиться в партию женщинам из "Единой России" и "Яблока", слишком много политических противоречий", - сказала правозащитник.

Она отмечает, что специфические проблемы женщин действительно есть, но решать их депутаты должны совместно. "Как бы ни говорили, что согласно Конституции права женщин и мужчин равны", нарушения есть, особенно остро стоит проблема насилия в семье и невыполнения трудового права.

"Женщины имеют свойство рожать, и для них в законе прописаны дополнительные права, которые часто не выполняются работодателями. Я даже знаю некоторые организации, где при заключении договора негласно говорят о том, что декреты тут неуместны", - рассказывает Наталия Евдокимова.

На парламентских выборах в декабре 1993 года движение "Женщины России" набрали более 8% голосов, что позволило создать свою фракцию в Госдуме первого созыва. Оппозиционностью депутаты не отличались, более того, считались лояльными президенту и правительству. В последующих выборах в парламент поддержка движения существенно снизилась.

"Они начинали вроде бы неплохо, но потом, в конечном счете, как было сказано сверху, не было видно их работы как таковой. Они не могли отстаивать принципиально, жестко свои интересы, и избиратели в них разочаровались", - говорит Татьяна Дорутина, председатель общественной организации по мониторингу выборов "Лига избирательниц", которая в 90-х гг. проводила политические семинары для женщин.

По ее мнению, практика показывает, что женщинам не справиться с напором мужчин в политике. Лучше работать "все-таки вместе с мужчинами", говорит она, но "хотелось бы видеть новые, яркие имена в политике, в том числе и женщин". Что касается партийных перспектив "Союза женщин России", то из-за очевидной лояльности новая партия будет "спойлером партии власти".

Замдиректора Левада-центра Алексей Гражданкин в беседе с корреспондентом Firstnews отметил, что запрос на женскую партию в обществе есть.

"Я думаю, если появятся яркие фигуры, и при условии, что будет сформирована внятная программа и партийный бренд будет хорошо раскручен, она может иметь хорошие перспективы на прохождение в парламент, поскольку в обществе есть феминистская доля людей, озабоченных положением женщин в современном российском обществе", - считает эксперт.

Если же это будет бюрократический проект, а партию возглавят фигуры, которые свое уже отыграли, рассуждает социолог, шансы будут малы. Среди женщин-политиков наибольший интерес вызывает Ирина Хакамада, которая в свое время боролась за пост президента, отмечает Алексей Гражданкин. По его словам, она входит в число двух десятков наиболее популярных политиков в стране, и ее возвращения на политическое поле хотели бы многие избиратели.