Права по-честному: миф или реальность?

На модерации Отложенный

Новая система получения водительских прав, которую сейчас предлагает ввести ГИБДД, может начать действовать уже к концу этого года. Предполагается, что новый регламент получения водительских удостоверений сделает процедуру проще, понятней и прозрачней. Впрочем, пессимисты считают, что путь начинающего водителя не станет менее тернист, просто автоинспекция получит из бюджета дополнительные деньги.

Экзамены по-прежнему будут проходить в два этапа: теория, а затем практика. Причем теорию и вождение гаишники будут принимать по старым методикам, где возможно проявление высокой доли субъективизма. А это, как известно, в российских условиях означает одно – оголтелое взяточничество.

Новшества: отныне экзамен на право вождения автомобиля не может затягиваться дольше, чем на четыре часа. Причем вся процедура расписана фактически по минутам. Теоретический экзамен сдается за 20 минут, результаты становятся известны через 10 минут, а затем каждый из этапов на пути к получению вожделенной пластиковой карточки не должен занимать больше 25 минут.

Рассчитали в ГИБДД и время, которое будет тратить водитель на замену водительских прав. Если сейчас обычно на это уходит весь день, то по новым правилам процедура будет занимать не больше 2,5 часов. Каким образом гаишники начнут работать быстрее и эффективнее, пока не ясно. Если только применят народное средство – натирание чувствительных мест скипидаром?

Впрочем, такие мелочи не смущают инспекцию: в связи с принятием нового регламента, ГИБДД просит из бюджета дополнительных денег. Помимо покупки нового оборудования, в ГИБДД хотят ввести систему электронных очередей и создание передвижных экзаменационных пунктов, которые будут ездить по сельской местности. Надо полагать, в командировки по «хлебным местам» инспектора будут записываться в очередь, и за несколько месяцев. Хотелось бы ошибиться…

Рублём по колесам

Однако факты таковы: в своём последнем послании Федеральному собранию президент Путин назвал искоренение коррупции одним из своих приоритетов, а в повседневной жизни правила игры по-прежнему задают госслужащие, требующие, чтобы им платили наличными. Устроить ребёнка в школу? Сдать экзамен на водительские права? Получить медицинскую помощь? Нужно заплатить – эти сферы относятся к числу наиболее охваченных коррупцией. Предприятия часто резервируют около 10% своих доходов на взятки. Россияне, хотя и презирают чиновников, демонстрируют удивительную терпимость к взяточничеству, поскольку знают, что иногда это единственный способ чего-то добиться.

Армия российских бюрократов прикарманивает ежегодно взятки на сумму, эквивалентную 125 млрд. фунтов стерлингов, считает заместитель генерального прокурора России Александр Буксман: «Размах взяточничества достиг такого уровня, что через год работы чиновник средней руки может купить себе в Москве квартиру площадью 200 квадратных метров». В свою очередь, международная организация «Transparency International» считает, что коррупция в России с 2001 года выросла в семь раз. В докладе, опубликованном на этой неделе, Россия заняла 126-е место из 159 в списке самых коррумпированных стран мира, на уровне Руанды и Гондураса.

Почему именно экзамены на водительские права оказались одним из самых коррумпированных этапов в жизни среднего россиянина, сказать сложно. Менталитет, наверное! В 2006 году только 60% водителей, сдающих на права, смогли выдержать экзамен, у прочих, читай, не хватило денег.

Между тем, нашему начинающему водителю-мученику наверняка интересно будет узнать, что существуют страны, где получить водительское удостоверение проще пареной репы. Например, в Аргентине экзамены на получение прав сдаются на игрушечных автомобилях в зонах развлечений городских парков. И пока не известно ни одного случая провала. В упомянутом выше Гондурасе вообще не существует экзаменов на получение водительских прав.

Чтобы стать их обладателем, достаточно уплатить сумму, эквивалентную семи американским долларам. И хотя официально права выдаются людям не моложе 18 лет, практически за рулем нередко можно видеть 10-12-летних мальчиков. Дорожная же полиция встречается крайне редко. В Новой Зеландии экзамен на получение водительских прав сводится к совместной 15-минутной поездке по прямой линии с представителем дорожной полиции. Часто при этом полицейские общаются с водителями о каких-нибудь житейских проблемах, отвлекая человека от напряженной и собранной езды, чтобы тот продемонстрировал, сможет он управлять автомобилем в реальной жизни или нет.

Проще без прав

В более «строгих» странах и порядок несколько строже. К примеру, в Канаде теоретическая часть экзамена состоит из 40 вопросов: 20 – по знакам, 20 – по правилам. Из 20-ти ответов допускается только 4 ошибки. Вождение сдается в два этапа: первый только по городу, через год – по городу и на трассах. Есть нюансы, связанные с общей культурой: если при парковке колесо коснулось бордюра, тест провален. Если напугал или помешал кому-то из соседей-водителей, тест провален. Если сзади кто-то посигналил, мол, ты его задерживаешь, тест провален. Если едешь со скоростью на 2-3 км/час меньше разрешенной, то получаешь штрафные баллы. В общем, все в Канаде зашуганные, и надо учиться быть таким же, чтоб сдать тест.

Но, конечно, самая «отвязная» страна в плане культуры вождения – Китай. Многие иностранцы, подолгу живущие в Поднебесной, откровенно признаются, что ездят без китайских прав: «Это же неважно, здесь все равно никто не умеет водить» – объясняют они. Порядок сдачи экзамена на водительские права в Китае парадоксален. Настоящая китайская грамота! Как вспоминает репортер Би-Би-Си Луиза Лим, пытавшаяся покорить эту вершину: «Мне выдали экзаменационную бумагу, и я взглянула на нее с ужасом. Сотня вопросов ждала моих ответов, все написанные, честно говоря, на малопонятном английском. Некоторые относились к поведению людей, называемых шоферами-исполнителями. Несколько позже я поняла: речь шла о водителях-стажерах.

Хотя большинство вопросов предусматривало возможность выбора из нескольких вариантов, это не делало их легче. В одном случае ответы «а» и «с» были совершенно одинаковыми. Когда я сказала об этом контролеру, он взял красную ручку и перечеркнул весь вопрос большим крестом, пояснив, что это ошибка печати.

Другие вопросы, впрочем, тоже шокировали: я должна была знать, как высоко можно нагружать багажом мотоцикл, на котором кто-то собирается ехать по скоростной магистрали, а также какую именно роль играет датчик давления масла в работе двигателя. Больше всего запомнился такой вопрос: «Если вы видите жертву дорожно-транспортного происшествия, кишки которой лежат на дороге, должны ли вы попытаться впихнуть их на место?»

Никого уже не удивляет то, что Китай становится одним из самых опасных мест в мире и для водителей, и для пешеходов. И письменный экзамен не значит ничего: все равно никто не обращает внимания на правила.

Учитывая количество движущихся по дорогам объектов – автомобилей, мотоциклов, людей, рикш – вождение и в самом деле можно считать жутким и опасным приключением. Пешеходы не обращают внимания на сигналы светофоров и на водителей. Пекинские таксисты, пробираясь сквозь пробку, не считают чем-то из ряда вон выходящим заехать на тротуар.

Как заметила та же Луиза Лим: «Через полгода жизни здесь я тоже не считаю чем-то зазорным выезд на встречную полосу, хотя был момент, когда я решила, что этого делать не стоит, – когда один таксист повез меня по ряду для велосипедистов на противоположной обочине дороги».