Кубань: власти душат \"кулаков\", которых сами создали

На модерации Отложенный

В станице Новопокровской Краснодарского края нацпроект по развитию сельского хозяйства обернулся скандалом. Местные власти сперва помогли семье создать приличную молочную ферму на окраине поселения, а затем запретили содержать на ней скот. Запретом тут же воспользовались соседи, \"настучав\" в суд на \"воняющий двор\". Теперь признанных незаконными элитных коров либо под нож, либо в ссылку - на дальние пастбища. Аналогичные расправы с \"кулаками\" грядут и в других селах, причем не только Краснодарского края.

Постановили: не вонять!

Фото Галины Пигаревой в окружении ее коров и телят пока еще красуется на стенде достижений станицы. А в подшивках районной газеты за последние годы можно найти многочисленные публикации, воспевающие ее образцовое личное хозяйство. Во всем Новопокровском районе не найти другое подворье, которое бы столь часто посещали высокопоставленные чины.

- Когда начали пропагандировать аграрный нацпроект с его льготными кредитами для сельских подворий, к нам на ферму дважды приезжал вице-губернатор края Николай Дьяченко, - с грустью вспоминает триумфальный старт Пигарева. - Хвалил за усердие, за постройку добротного сарая, одобрил покупку аппаратов машинного доения, взялся раздобыть для нас элитных коров. А еще поручил главе района помочь нам с новым займом на полтораста тысяч рублей - для развития хозяйства.

Галина Григорьевна признается, что испугалась этого вала благодеяний, за которые предстоит расплачиваться ее семье. Но высокий гость разогнал страхи: выгодно, окупится. Муниципальные власти лелеяли лучшую домашнюю ферму с тремя десятками коров и телят. Глава станицы Михаил Гречушкин отдал Пигаревым четыре гектара сенокосов на землях поселения, прислал машину щебня для просыпки дороги от двора до асфальта. По этой дороге каждый день семья стала отправлять на завод по два с половиной центнера молока. \"Что же тогда никто нас не одернул? - возмущается Галина Пигарева. - Не сказал, что превышаем лимиты?\"

Абсурд в том, что лимиты эти появились на свет лишь в октябре прошлого года, когда все, кто решил жить за счет собственного подворья, по примеру Пигаревых уже набрали льготных кредитов, накупили на них скота и настроили мини-ферм при усадьбах. В этот прекрасный момент станичная власть и приняла правила землепользования и застройки поселения, запрещающие держать на подворье больше двух коров, трех свиней, 50 кроликов и 100 кур. То есть правила, обрекающие всех заемщиков на верное разорение.

Дамоклов меч над фермой

Нынешним летом этим запретом воспользовались четверо соседей Пигаревых, легко доказавшие в суде, что на образцовой ферме скота много больше положенного и он отравляет улице жизнь скверными запахами.

- Поймите правильно: я не против этих тружеников, которые с четырех утра уже в коровнике, - объясняется один из соседей - пенсионер Николай Тищенко, который подсобного хозяйства не держит вовсе. - Но зачем мне этот \"духан\", из-за которого форточку в доме не открыть?

У владельцев мини-ферм своя правда: нечего было местным властям заманивать селян в нацпроект и писать для них поручительства в банки.



- Если нас, как Пигаревых, попытаются раскулачивать, я погоню свое стадо прямиком к станичной администрации, - грозит мать троих малолетних детей из Новопокровской Татьяна Тюнина. - В нашей семье коровы - единственный источник дохода.

Тем временем станичное руководство пытается отыграть назад слишком суровые нормативы.

- Мы приняли ограничения по настоянию служб архитектуры и градостроения. Похоже, поторопились, - идет на попятную глава Новопокровской Михаил Гречушкин. - Обсуждаем сейчас вариант раздела поселения на микрорайоны. Ближе к околице разрешим больше живности держать.

Впрочем, внесение поправок в такой нормативный акт - дело не одного дня. Так что решение суда в отношении Пигаревых, которое сейчас ответчиками обжаловано, вполне может вступить в силу.

- И тогда элитных коров под нож? - недоумевает Алексей Пигарев, который при стаде за пастуха и ночного сторожа. - А чем возвращать банкам полуторамиллионный долг?

А \"кулаков\" бить по рогам

Угроза раскулачивания нависла сейчас над сотнями сельских семей, живущих исключительно за счет подворья. Государство активно поощряет такой способ существования. Биржи труда предлагают самый доступный способ самозанятости в деревне: возьми у нас 50 тысяч безвозмездных рублей, купи на них пару коров, и мы тебя вычеркнем из безработных. Всем известно, что через год эта пара принесет двух телят, а они могут оказаться сверхнормативными. И не только в Новопокровской. Как выяснилось, жесткие ограничения по содержанию живности утверждены и в других поселениях.

- У нас запретили разводить больше трех коров и пяти поросят, - жалуется житель поселка Кубанский Владимир Белоусов. - При таком поголовье выжить семье нереально.

Парламентарии соседнего Ставрополья пошли еще дальше. Они настаивают на внесении ограничительных нормативов для подсобных хозяйств всей страны, для чего предлагают переписать федеральный закон \"О лич-ных подсобных хозяйствах\". Больше того, ставропольские депутаты предусмотрели карательные меры для ослушников в виде штрафа в 5 тысяч рублей. То есть за сверхнормативную корову, свинью или курицу во дворе. И этот почин уже поддержали некоторые регионы, а значит, законопроект может попасть в повестку осенней сессии Госдумы.

Мотив ограничителей вроде бы разумный - борьба за окружающую среду жилых зон без навоза и вони. \"Населенный пункт для людей, а не для скотины!\", - сыплют лозунги ставропольские законодатели. Но тогда следует не просто хватать и не пущать, а помочь хозяевам \"сверхлимитных\" ферм обустроиться за пределами поселений, откуда коровьи и свиные ароматы до сельских улиц не долетают. В противном случае, как и в хрущевские времена, все обернется массовым истреблением живности. А она у нас, как известно, совсем не лишняя, о чем говорит пугающая зависимость России от продовольственного импорта. Между тем на долю подсобных хозяйств сейчас приходится половина производства мяса и молока в стране.