Ударим профсоюзом олигархов по инновационной экономике

На модерации Отложенный

Уже неделю обсуждают изумительную идею «Мегафона»: запретить законом Skype - способ бесплатно говорить через Сеть с любой точкой мира. (Обеим сторонам нужны включенные в Сеть ПК: за интернет и за звонки с компьютера на телефон скромные деньги платить все же приходится). «Мегафону» следовало бы уволить представителя, высказавшего эту идею на комиссии по связи РСПП: лучшей рекламы для Skype придумать было трудно. Нет издания, которое данную тему обошло, про блоги и говорить нечего. Заслуженно: Skype - изобретение мирового класса, вроде автомобиля, самолета, ЭВМ. По многим статьям бьет сотовых операторов. Просто признаться, что жаба душит, постыдились, придумали «аргументы»: Skype-де невозможно подслушать через СОРМ, а заработки компании Skype - надо сказать, на фоне «мегафонов» ничтожные - не облагаемы налогом в РФ. Мнение о мотивации правительства оставим на совести «сотовиков», равно как и «силу» аргументов: все уже обсосано пишущей публикой. И простаку ясно, дело не в аргументах, а в тупой жажде наживы. Не честном заработке на особой предприимчивости, знании, умении или изобретении, а так - халяве.

Признаем, в этом отношении наши операторы связи - и всего остального - не отличаются ничем от заокеанских столпов бизнеса. Вот, например, самые обычные джинсы Levi\'s 501 модели. На своей родине стоят по ценнику обычно $38, с учетом постоянно действующих скидок - не более $25 (плюс налог на продажи, в каждом штате свой - где-то 7-13%). В Москве же $100 за пару в фирменном магазине компании-производителя - обычное дело. И перевоз не причем: поставки идут с фабрики в Венгрии. Примеров, когда в России товары продаются в разы дороже, чем в стране происхождения, тысячи. Причем цены выше не только из-за высокой пошлины, дорогой аренды или каких-то иных «объективных» - хотя бы с виду - обстоятельств. Несовершенный рынок - отсутствие или недостаток конкуренции - не давит на продавцов, и они получают без усилий заоблачные прибыли. А покупатели платят ни с чем не сообразные цены.

Разумеется, ограничить конкуренцию проще, чем придумать новый продукт или технологию производства старого - это научный медицинский факт. И более того, подобное ограничение при непременном участии присосавшегося чиновника-«регулятора» вполне доступно «бузинесманам» первых розливов, от 1980-90-х, что держателям винных ларьков, что - бывших государственных фабрик, заводов, рудников и скважин. Не знающим толка ни в предпринимательстве (не путать с хождением по чиновным кабинетам), ни в управлении, ни в изобретательстве. Но щедро одаренным отсутствием совести, мастерством дачи на лапу и убеждением, что именно их «высокобездарностям» судьбой уготовано ездить на «Роллс-Ройсах», жить в Ниццах или летать на частных вертолетах с салонами, отделанными от Версаче, поглядывая свысока на пешеходствующих «профессоришек» и «завлабов»: «Ты такой умный? - Пачиму такой бедный?» Непрерывное и постоянное ограничение конкуренции частными интересами посредством злоупотребления административными и государственными возможностями - главная причина, почему в России не наблюдается развития высоких - да и почти любых других - технологий.

Низкий поклон компании из сферы этих самых высоких технологий, «Мегафону». На правильную дорогу зовете, товарищи!

Что всем и всяческим капиталистам хочется стать в положение собственников земли, присваивающих ренту исключительно на основе права, без каких-либо усилий, сомнения нет. Обеспечить себя на будущее, создать запас, застраховаться от всего на свете и попивать портвешок на досуге в природе человека настолько, что мшелоимство даже вошло в короткий список извечных грехов, в которых должно каяться на исповеди. Но нет и сомнения, что задача любого современного правительства, как и «общественной организации» всех капиталистов, всеми доступными мерами, включая законы, воздействие на общественное мнение, хозяйственную политику, правоприменение и т. д., постоянно, не ослабляя ни на минуту внимания и силы, перекрывать каждое поползновение любого участника рынка создать себе исключительное положение, не связанное с улучшениями в производстве. Именно в этом - развитии и поддержании свободной конкуренции силами правительства - был смысл перехода от административной к рыночной экономике, за который мы уже заплатили лучшей частью территории, населения и обороноспособности, но который пока так и не произошел.

К нашему общему сожалению, «других писателей у нас нет». Современные Менделеевы, Яблочковы, Поповы, Зворыкины, Капицы, Шуховы, Павловы или прозябают за десять тысяч рублей в месяц (это еще хорошо!) в НИИ и вузах, или неплохо устроились за морем, где двигают и науку, и производство. (О русской диаспоре в «Мекке» венчурной индустрии, Силиконовой долине, уже второе десятилетие ходят легенды). Но не русские науку и производство, как при проклятом царизме, а американские. А бывшие цеховики, завмаги, завбазами, комсомольские, партийные, советские работники средней руки, разбавленные звездами от попсы и в последние годы силовиками, - все, кто лучше умел и умеет служить и приспосабливаться, чем творить новое, - стали теперь нашей «элитой» и держат в своих руках все линии обороны неконкурентной экономики от любых талантливых пришельцев.

Наивно думать, что Петросяны-Пугачевы в меньшей степени заинтересованы в щедро кормящей их административно-рыночной (в противовес советской административно-командной) системе, чем ее столпы типа Батуриных-Чигиринских-Абрамовичей. На сцену так же не пропускают талантливых исполнителей-новичков, как низко губят гениальных предпринимателей вроде Чичваркина. И если уж прогрессивный, как он всегда старается себя представить, РСПП не отмежевался за целую неделю от сомнительного заявления своего члена, чего ждать от бюрократической иерархии, по определению обязанной все притормаживать? Никакие «институты развития» без свободной конкуренции не дадут ничего, кроме растраты бюджетных средств. И если призывы к монополизму, застою, противодействию конкуренции и инновациям исходят из самого гнезда российского предпринимательства, «профсоюза олигархов» - о какой «инновационной экономике» мечтает правительство?