Силовики – явление не только русское

На модерации Отложенный

Ассамблея показала, что силовики всего мира чрезвычайно похожи между собой. Главная, объединяющая силовиков черта – они все уважают силу и очень отличаются в этом от, например, парламентариев.

Если сравнить сессию ПАСЕ и Генассамблею Интерпола, то можно подумать, что действие происходит в разные исторические эпохи. На одном форуме (ПАСЕ) клеймят Россию как агрессора и мировое зло, на другом (Генассамблее Интерпола) ставят в пример всем странам как эталон международного сотрудничества и обеспечения международной безопасности. И делают это представители одних и тех же стран.

Что такое Интерпол?


В сентябре 1923 года в Вене на основе резолюции Международного полицейского конгресса была создана Международная комиссия уголовной полиции. С 1946 года термин «Интерпол» стал использоваться как телеграфное обозначение его штаб-квартиры. А в 1956 году вновь в Вене был принят Устав Организации, которая получила название – Международная организация уголовной полиции (МОУП) – Интерпол.

Современный Интерпол управляет глобальной полицейской коммуникационной системой, известной как I-24/7, которая дает возможность полиции всех стран – членов Интерпола делать запросы, незамедлительно предоставлять и получать важную полицейскую информацию, необходимую для охраны правопорядка, в том числе непосредственно из пограничных и таможенных пунктов.

Интерпол разработал и поддерживает деятельность целого ряда баз данных, содержащих такие ключевые сведения, как имена отдельных лиц, отпечатки их пальцев, фотографии, файлы по ДНК, сведения об украденных или утерянных паспортах и транспортных документах, а также о лицах, находящихся в розыске. Интерпол также публикует и распространяет через свою систему международных уведомлений (notice) важные сведения уголовного характера. Насчитывается семь видов таких уведомлений, из которых наиболее известным является «Красное уведомление» (RED NOTICE), представляющее собой международный запрос для задержания какого-либо лица, находящегося в международном розыске. С начала 21 века по каналам Интерпола по всему миру арестовано свыше 24 тыс. лиц, объявленных в международный розыск.

Интерпол является одним из главных исполнителей Глобальной контртеррористической стратегии ООН, принятой в 2006 году.

Интерпол имеет несколько приоритетных зон преступной деятельности, связанной с коррупцией, наркотиками и организованной преступностью, финансовыми преступлениями и преступлениями с применением высоких технологий, а также с торговлей людьми.

Интерпол обеспечивает круглосуточную, 24-часовую деятельность Командного и координационного центра, который обязан оказывать содействие любой стране – члену Интерпола, стоящей перед лицом кризисной ситуации, координировать работу по обмену информацией и исполнять роль антикризисного руководителя во время серьезных событий (например, стихийных бедствий).

Для национальной полиции Интерпол готовит специальные учебные полицейские программы, по отдельным запросам предлагает свои рекомендации, ориентировки и поддержку в организации структур и их компонентов, предназначенных для борьбы с преступностью.

Интерпол в России

Когда руководители Генерального секретариата Интерпола на ассамблее ставили в пример работу Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола в России, то делали они это искренне.



Российское бюро стало правопреемником НЦБ в МВД СССР. СССР был принят в члены Интерпола в сентябре 1990 г. В настоящее время кроме самого НЦБ в 72-х субъектах Российской Федерации действуют филиалы НЦБ. Фактически вся страна работает в борьбе с международной преступностью по стандартам Интерпола.

За последние 10 лет, используя возможности Интерпола и при тесном взаимодействии с зарубежными коллегами, российским правоохранительным органам удалось обеспечить экстрадицию в Россию 350 находившихся в международном розыске преступников. Из наиболее известных выдач можно отметить следующие: Андрей Козленок, экстрадированный в 1998 г. из Греции (руководитель компании «Golden Ada»), Владимир Дрямов, экстрадированный в 1999 г. также из Греции (создатель финансовой «пирамиды» «Тибет»), разыскивавшиеся за убийства лидеры ОПС, такие как Анатолий Быков (экстрадирован в 2000 г. из Венгрии), Владимир Татаренков (экстрадирован в 2000 г. из Греции), Михаил Долматов (экстрадирован в 2002 г. из Венгрии), Сергей Буторин (экстрадирован для проведения следственных действий в 2003 г. из Испании и впоследствии возвращенный в Испанию для отбытия наказания за преступления, совершенные на территории этой страны), Андрей Пылев (экстрадирован в 2005 г. из Испании) и т.д. В 2006 г. по запросу НЦБ Интерпола Испании и на основании информации, представленной российской стороной, в ОАЭ был арестован один из лидеров российской и восточно-европейской организованной преступности Захар Калашов («Шакро-молодой»), в настоящее время находящийся под следствием в тюрьме Мадрида.

За весь период работы российского бюро Интерпола удалось установить свыше 300 пропавших без вести лиц, обнаружить и вернуть в страну около 250 похищенных предметов искусства. Благодаря возможностям Интерпола, на территории России выявлено более 20 тыс. похищенных за рубежом автомашин.

Интерпол и кризис

Генассамблея Интерпола – это не парадное мероприятие. В Санкт-Петербурге обсуждался самый широкий спектр вопросов. Особое внимание Генеральный секретарь Интерпола Рональд Ноубл уделил вопросам международного сотрудничества полиции в условиях глобального финансово-экономического кризиса. Сейчас уже ясно, что кризис во всем мире вызовет массовую безработицу, увеличит бедность, а следовательно, повлечет за собой рост миграции, в том числе и незаконной.
 
Сейчас вообще непонятно, как спланировать борьбу с нелегальной миграцией и торговлей людьми в условиях кризиса. Хватит ли вообще сил у правоохранительных органов сдержать предполагаемую атаку нелегалов и «жертв» торговли в обозримом будущем? Как увеличивающийся социальный разрыв в условиях кризиса будет влиять на рост терроризма и экстремизма?

В условиях глобализации кризис распространяется по «принципу домино». В правоохранительной сфере, так же как и в экономике, требуются новые «критические технологии», о которых в Эвиане говорил Президент России Дмитрий Медведев.
Такие международные технологии могут быть разработаны только Интерполом – организацией, такой же вечной, как сыск.

Владимир Овчинский, доктор юридических наук, генерал-майор милиции в отставке