Под кем из глав регионов накануне выборов президента зашатались кресла

На модерации Отложенный

В минувшую пятницу Владимир Путин отправил в отставку губернатора Новгородской области Михаила Прусака. Со стороны положение Прусака казалось прочным: губернатор - "старожил", при этом достаточно молод, да и срок полномочий истекает только через год. Тем не менее его уход выглядит закономерным В стране идет работа по обновлению кадрового состава глав регионов. "Известия" попытались выяснить, кого еще из губернаторов можно считать кандидатами в отставники.

Формально губернатор Прусак попросился в отставку сам. Неожиданно положил перед президентом прошение об отставке, а глава государства взял да и подписал его. Местная политэлита утверждает: причиной тому стали "небывалые масштабы коррупции" в регионе. Так ли это? "Масштабы коррупции в регионах везде примерно одинаковы", - говорит источник в администрации президента.
Губернатор Прусак никак не объясняет причину своего решения. В пятницу он разъезжал по Новгороду за рулем автомобиля и отклонял все попытки прессы получить у него комментарий.

Скорее всего, он, оценив политическую обстановку, решил добровольно покинуть насиженное кресло. Замена Прусаку явно готовилась заранее - кандидатура Сергея Митина, бывшего до этого замминистра сельского хозяйства, будет рассматриваться Новгородской облдумой уже во вторник. Видимо, Прусак решил не ставить вопроса о доверии, чтобы не оказаться в положении "недоверяемого", а уйти как бы сам. Таким образом, он покинул ряды тех своих коллег, над которыми нависла угроза. А таких немало. Все они делятся на две группы.
Первая — те, кто не может дождаться переназначения или же намеренно затягивает с обращением к президенту.
Например, глава Архангельской области Николай Киселев уже поставил вопрос о доверии, но ответа не получил. Повод для волнений есть — президент может внести в местный парламент вовсе не ту кандидатуру, которая просила о доверии. Усугубляется положение Киселева и тем, что он показал плохой результат на "праймериз" (внутрипартийном отборе кандидатов в предвыборные списки), устроенных "Единой Россией". Масла в огонь подлила запущенная в интернет пленка, на которой "человек, похожий на губернатора" сгребает со стола принесенные ему пачки денег. Видимо, судьба "паровоза" Киселеву не грозит, а как известно, плох тот губернатор, который не может стать "паровозом". В схожем положении сахалинский губернатор Иван Малахов — вопрос о доверии есть, ответа нет.

"В зоне риска" губернаторы, которые не прошли процедуру переназначения. Но ставить вопрос о доверии они не спешат — возможно, потому, что шансов у них не так уж и много. Молчит глава Карачаево-Черкесии Мустафа Батдыев, срок полномочий его истекает в марте 2008 года. Непростая ситуация у Николая Шаклеина, губернатора Кировской области, чей срок истекает в декабре этого года. При этом "Единая Россия", сторонником которой является Шаклеин, не включила его в свой региональный список. А это, как правило, ясно читаемый сигнал о перспективах назначения в губернаторы. Тот же сигнал от партии власти получил и глава Карелии Сергей Катанандов.

Избранными, а не назначенными остаются президент Марий Эл Леонид Маркелов и глава Удмуртии Александр Волков. Недавно их судьбу обрисовал полпред в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов: "Не думаю, что они будут форсировать события, — заявил он и при этом подчеркнул: — Не секрет, что в некоторых регионах Поволжья губернаторы имеют отрицательный рейтинг доверия граждан, предложить такого лидера для переназначения — прямая демонстрация неуважения к общественному мнению".

Вторая группа — те главы регионов, на которых сейчас свалились "33 несчастья" в виде сотрудников прокуратуры или депутатов. Боевые действия на поле губернатора Пермского края Олега Чиркунова ведет Генпрокуратура. Полторы недели назад чуть ли не каждый день сообщалось о возбуждении очередного уголовного дела на министров здешнего правительства. Все они — преданные Чиркунову люди. Проверка показала, что и сам Чиркунов незаконно выезжал за границу, представляя свои поездки как командировки в Москву. Но пока в отношении губернатора нет ни одного уголовного дела.

В парализованном состоянии находится глава Ставрополья Александр Черногоров. Он не может назначить министров и вице-губернатора без согласования с депутатами облдумы.
— Если Александр Леонидович захочет выпить кофе за счет бюджета, об этом ему тоже придется спрашивать депутатов, — говорит источник в крае. — У нас открыта вакансия при живом губернаторе.
Приморскому главе Сергею Дарькину перекрыли доступ к федеральным деньгам. Члены правительства России подчеркивают, что все средства, направляемые на развитие Дальнего Востока, будут контролироваться ФСБ и перечисляться, минуя краевой бюджет.

— Можно ли это расценивать как утрату доверия? Наверное, — говорит высокопоставленный сотрудник дальневосточного полпредства.
За полеты в США и Австралию может быть наказан и глава Хакасии Алексей Лебедь. Следствие по делу о его поездках за счет Хакасского технического университета продлено до 24 сентября.
В чем причина такой кадровой усушки-утруски? Новому президенту должен достаться целиком сформированный по путинской схеме губернаторский корпус.

Сумеют ли "проблемные" главы регионов удержаться на своих постах? Ждать ответа на этот вопрос осталось недолго.

Михаил Прусак выбирает Путина, Ленина и Пугачеву

Карьеру Михаил Прусак начинал... учителем начальных классов в средней школе в Ивано-Франковской области. Через год в Новгороде занял пост второго секретаря райкома города Холм.
Прусак — один из немногих губернаторов-старожилов. Борис Ельцин назначил его главой региона одним из первых — 24 октября 1991 года. До этого в области о директоре совхоза "Трудовик" Прусаке мало кто знал. Он учился управлять, что называется, на ходу.
Прусак запомнился экономическими экспериментами. Например, в конце 90-х в регионе была спланирована политика по привлечению инвесторов.

О Михаиле Прусаке говорили как о человеке, который не делает движений, расходившихся бы с линией главы государства. Он был одним из тех губернаторов, которые просили Путина отказаться от выборов глав регионов.
— Эти эксперименты президент запретил. Потому что если человек ничего не делает первый год, не надо ждать четыре, — говорил Прусак.
О том, что за человек губернатор Прусак, говорят его пристрастия. Он коллекционирует значки и бюсты Ленина и любит песни Аллы Пугачевой.

Кто уже под следствием?
Отставки губернаторов, как правило, связаны с уголовными делами, возбужденными либо против них лично, либо против их ближайшего окружения. Это теорема, но не аксиома — есть главы регионов, которые и под следствием продолжают исполнять обязанности. "Известия" проследили хронологию уголовно-политической активности вокруг региональных лидеров.

4 августа. После внеплановой проверки деятельности администрации Пермского края Генпрокуратура возбудила 9 уголовных дел на высших региональных чиновников.
3 августа. Из-за возбужденных против него уголовных дел подал в отставку вице-губернатор Сахалинской области Виктор Нагорный. Одно из обвинений — незаконная предпринимательская деятельность.
30 июля. Возбуждено уголовное дело по статье "Превышение должностных полномочий" против вице-губернатора Новосибирской области Виктора Гергерта.

25 июля. При получении взятки арестован вице-губернатор Приморья Александр Шишкин.
10 мая. Отстранен от должности глава Амурской области Леонид Коротков. Ему было предъявлено обвинение по четырем уголовным делам. Одно из обвинений — включение затрат на содержание футбольного клуба "Амур" в плату за электричество.
Июль 2006 года. Возбуждено уголовное дело по статье "Превышение должностных полномочий" против главы Хакасии Алексея Лебедя.

Май 2006 года. Заключен под стражу, а впоследствии освобожден от должности губернатор Ненецкого автономного округа Алексей Баринов. Он обвиняется в хищениях и превышении полномочий.

Сенатор не смог подкупить следователя ФСБ
Вынесен приговор трем бывшим сотрудникам правоохранительных органов, обвиняемым в попытке подкупа сотрудника ФСБ Ольги Нужденовой. Организатором преступления оказался бывший сенатор от Башкирии Игорь Изместьев.

В начале прошлого года старший оперуполномоченный ФСБ подполковник Ольга Нужденова расследовала уголовное дело по факту неуплаты налогов. В материалах фигурировали несколько фирм, подконтрольных бывшему тогда членом Совфеда Игорю Изместьеву.

Как установил суд, сенатор обратился к соседу по даче, замначальника следственного управления ГУВД Москвы Александру Папахину, и просил проинформировать о планах следователей в отношении его компаний.
— Он даже не заикнулся об уголовном деле, — рассказал "Известиям" уже после приговора Александр Папахин. — Объяснил, что конкуренты хотят наслать на него налоговиков. Что ж, пару раз в месяц я носил ему информацию, потом познакомил его с Дмитрием Кривенко, сотрудником ФСБ. Изместьев спросил у него, знает ли он Нужденову.
Ольга Львовна лично допрашивала Изместьева в здании Совета федерации. К ней-то и попросил найти подход Изместьев нового знакомого, рассчитывая, что за крупную взятку она будет информировать его о ходе следствия. Для подхода к Нужденовой решили использовать ее хорошего знакомого, бывшего чекиста Михаила Тимофеева.
— Он сказал мне, что есть человек, готовый ежемесячно платить большие деньги, — рассказала "Известиям" Ольга Нужденова. — Я отрезала: "Миша, не лезь!" И доложила руководству. Согласие принять деньги я не давала, но Изместьеву, оказывается, докладывали, что я готова на сотрудничество. Однажды Михаил мне позвонил, и я поняла, что уже везут какие-то деньги.

Тимофеева взяли с поличным при передаче Ольге Львовне $10 тыс. Затем задержали и Папахина с Кривенко. Все трое признали свою вину, и суд не счел нужным лишать их свободы. Дмитрия Кривенко приговорили к штрафу в 250 тысяч рублей, Александру Папахину и Михаилу Тимофееву предстоит выплатить по 200 тыс. рублей.
Между тем сам Игорь Изместьев сейчас находится под стражей. Его обвиняют в организации нескольких убийств, непосредственными исполнителями которых были члены кингисеппской группировки, в которую входил бывший подводник Александр Пуманэ. Кроме того, Изместьев обвиняется в преступлениях экономического характера.