Что Боно не говорит об Африке

На модерации Отложенный

Казалось бы, западные представления об Африке не могут быть более причудливыми, чем они есть, но специальный выпуск журнала Vanity Fair за июль 2007 г., посвященный Африке, вышел с большой статьей о 'Мадонне в Малави'. В это же самое время вы можете купить в ближайшем кафе Starbucks мемуары африканского малолетнего солдата, а активист и знаменитость Боб Гелдоф (Bob Geldof) снова находится в поездке по Африке, сопровождаемый телевизионными камерами, чтобы документально подтвердить, что 'чума, война, голод и смерть - Четыре Всадника Апокалипсиса - мчатся сегодня во весь опор по проселочным дорогам Африки'.

Эта темная и пугающая картина беспомощного, недоразвитого континента предлагается зрителям ТВ и посетителям кафе. Но на самом деле реальная ситуация в Африке совсем иная. Проблема со всеми этими западными стереотипами в том, что они превращают существующую победу в поражение, подпитывая тем самым покровительственную политику Запада в отношении континента, которая должна спасти якобы беспомощных африканцев, и в то же время часто противодействуя политическим мерам, которые действительно могли бы помочь.

Давайте начнем с тех самых яростных Четырех Всадников. Действительно ли они объясняют сегодняшнюю Африку? Какой процент африканского населения, например, ежегодно погибает в войнах? Какой процент мальчиков в возрасте от 10 до 17 лет являются малолетними солдатами? Сколько африканцев страдали от голода или умерли от СПИДа в прошлом году или являются сегодня беженцами?

В каждом случае ответом будет - 0,5% от всего населения или меньше. В некоторых случаях даже намного меньше; например, ежегодно количество смертей в связи с военными действиями в среднем составляет 1 человек на 10800 африканцев в течение последних 40 лет. Это, конечно, не преуменьшает трагедию тех, кто является такими жертвами, и Запад, возможно, мог бы сделать что-то, чтобы помочь им. Но типичный африканец совсем не умирает от голода и не является больным СПИДом беженцем во власти малолетних солдат. Реальность такова, что многим африканцам нужны туалеты, а не западные миротворцы - но это не слишком хорошо смотрится по телевизору.

Другие искажения информации об Африке исходят от Комиссии по Африке бывшего британского премьер-министра Тони Блэра (Tony Blair), в которой участвует много знаменитостей (и в которую входит вездесущий Гелдоф). Комиссия сокрушается в своем пресс-релизе за 2007 год по поводу того, что Африка все еще 'значительно отстает' в достижения 'существенного прогресса в сокращении бедности'. Однако это не совсем согласуется с действительностью Африки южнее Сахары, которая в 2006-м году показала хороший рост ВВП третий год подряд - около 6%, что выше исторического среднего уровня как для сегодняшних богатых стран, так и для всех развивающихся стран. Рост материального благосостояния в последние пять лет является самым высоким за всю историю Африки.

В реальной Африке также каждый год в два раза увеличивается число пользователей мобильными телефонами и интернетом в течение последних семи лет. Приток иностранного частного капитала в Африку достиг 38 миллиардов долларов в 2006 г. - это больше, чем иностранная помощь. Африканцы делают более высокий процент сбережений от своих доходов, чем американцы (это что касается выражения 'ловушка бедности' - когда люди 'слишком бедны, чтобы делать сбережения', которое бесконечно повторяется в докладах о помощи). Я согласен, что пока еще слишком рано делать вывод о том, что Африка находится на пути к стабильному экономическому росту, но почему бы не превозносить уже существующие достижения африканцев?

Вместо этого международные структуры по развитию занимаются подтасовками, чтобы Африка - которая, конечно, все еще очень бедна - выглядела даже хуже, чем это есть в действительности. Эти организации заявляют, например, что Африка - единственный регион, который не может достичь Целей Развития Тысячелетия (Millennium Development Goals, MDGs на гуманитарном сленге), сформулированных ООН. Что ж, для того, чтобы сократить уровень крайней бедности к 2015 году наполовину (первая цель), требуется необычайный экономический рост притом, что большинство населения является бедным, как в случае с Африкой.

(Для Латинской Америки, напротив, достаточно лишь незначительного роста, чтобы снизить ее уровень крайней бедности наполовину, с 10% до 5%.)

Вот так комиссия Блэра сумела назвать недавние успехи Африки в плане экономического роста провалом. Но на самом деле практически все другие страны, избавившиеся от крайней бедности, сделали это посредством того приличного экономического роста, который есть сегодня у Африки, а не благодаря необычайному росту экономики, который потребовался бы, чтобы достичь произвольных Целей Тысячелетия.

Африке также не удастся достичь второй цели - всеобщего начального образования к 2015 году. Но и эта цель также подтасована против Африки, так как Африка начинала с необычно малого процента детей, зачисленных в начальные школы. Как указывает экономист Майкл Клеменс (Michael Clemens), большинство африканских стран на самом деле намного быстрее увеличивали число зачислений в школы за последние 50 лет, чем это делали западные страны во время своего периода развития, но африканцы все равно не достигнут произвольно установленной цели всеобщего зачисления в школы до 2015 года. Например, Всемирный банк вынес выговор Буркина-Фасо в 2003 году за то, что эта страна 'серьезно отстает' в плане достижения второй цели, однако начальное обучение там было расширено более чем в два раза быстрее по сравнению с западным историческим опытом развития, и Буркина-Фасо делает это даже намного быстрее, чем происходит распространение образования во всех других развивающихся странах за последние десятилетия.

Почему организации развития и поддерживающие их знаменитости хотят, чтобы успехи Африки выглядели как ее неудачи? Здесь можно только предполагать, но это несомненно помогает таким организациям привлекать больше внимания и больше денег, если проблемы кажутся серьезнее, чем это есть на самом деле. Что же касается 'звезд', то, возможно, Африка спасает карьеры знаменитостей больше, чем знаменитости спасают Африку?

На самом деле африканцы избавляются и будут избавляться от бедности так же, как это делали все остальные: благодаря усилиям находчивых предпринимателей, демократических реформаторов и обычных граждан у себя дома, а не посредством пиар-спектаклей плохо осведомленных сторонних наблюдателей.

Реальная Африка нуждается в увеличении торговли с Западом больше, чем в благотворительной раздаче помощи. Авторитетный угандийский журналист Эндрю Муенда (Andrew Mwenda) детально рассмотрел эту ситуацию на недавней африканской конференции, несмотря на то, что самый известный активист-знаменитость мира - Боно - пытался заставить его замолчать криком. Муенда страдает от слишком большого количества реальности, что не по вкусу Боно: 'Какой человек или государство когда-либо стали богатыми, протягивая миску с просьбой о подаянии?' - спросил Муенда.

Боно, вероятно, был недоволен из-за того, что на рекламу его 'Красной' кампании с участием множества знаменитостей по продвижению западных брендов, чтобы профинансировать такие миски для подаяния для Африки, было потрачено 100 миллионов долларов, но продажи собрали только 18 миллионов долларов согласно недавним сообщениям. Однако факт остается фактом: Запад проявляет намного больше интереса к мискам для сбора подаяний, чем, скажем, к тому, чтобы позволить выращивающим хлопок африканским фермерам на равных конкурировать на западных рынках (см. недавний провал переговоров о мировой торговле).

Сегодня, когда я пью руандийский кофе для гурманов и ношу нигерийскую рубашку здесь, в Нью-Йорке, а европейские мужчины едят свежий ананас из Ганы на завтрак и приносят домой своим женам цветы, выращенные в Кении, мне хочется понять, что нужно для того, чтобы западные потребители узнали больше о продуктах, производимых самостоятельными, много работающими и обладающими чувством собственного достоинства африканцами. Возможно, им следует меньше времени проводить с Vanity Fair и перед телевизорами, потребляя стереотипы о бедствиях в Африке.