Мода-2007: «нано» пьют, мажут и носят

На модерации Отложенный

На развитие нанотехнологий, этого перспективного направления фундаментальной и прикладной науки, в России выделены беспрецедентные средства — до 130 млрд рублей. Однако первый вице-премьер Сергей Иванов на Правительственном совете по нанотехнологиям заявил, что выпускаемая в настоящее время продукция с приставкой «нано» представляет собой всего лишь рекламный трюк производителей. Разберемся, на что будут потрачены и уже тратятся эти огромные бюджетные деньги.

Приставка «нано» (от греческого «карлик») означает одну миллиардную часть чего-нибудь. Наносекунда — одна миллиардная секунды (за это время процессор компьютера выполняет одну команду), нанометр — одна миллиардная часть метра. Это величина, сравнимая с размерами атомов и простых молекул. Можно было бы сказать, что нанотехнология оперирует с объектами такого размера, и это было бы верное утверждение — однако крайне неполное.

На самом деле суть нанотехнологии не в размере объекта, а в способе его получения. Будущий нанотехнолог возьмет пару атомов железа, две-три штуки атомов кислорода, добавит к ним атом кремния или чего-нибудь еще и получит сверхмалый аппаратик или приборчик, который станет сверхминиатюрной ячейкой памяти компьютера. Или будет работать в качестве микрохирурга, который «отшкурит» вашу артерию от холестериновых бляшек, самостоятельно продвигаясь внутри артерии. Нанотехнолог не измельчает вещество до ничтожного размера с целью получить нечто очень маленькое, а работает «наоборот» — из ничтожного размера частиц собирает нужную ему конструкцию. Важно, что эта конструкция будет обладать совершенно другими свойствами, чем изготовленная путем измельчения.

И свойства эти задаст нанотехнолог.

Объекты наноразмера появились вовсе не в момент утверждения 130-миллиардного бюджета. Они были и существуют рядом с нами от самых первых дней Творения — или Большого взрыва неверующих. Мы вдыхаем молекулы азота и кислорода, имеющие размер долей «нано», наша пища переваривается ферментами и нас атакуют вирусы наноразмера, да и вообще все вещества (и существа!) построены из молекул этих же величин. Поэтому раскритикованные Сергеем Ивановым «нанокрем», «наноцинк», «нанокефир» и даже «наностиральная машина» являются действительно лишь рекламными ухищрениями, паразитирующими на модной приставке. Да, в нанокреме, наноцинке, нанокефире, как и в креме фирмы «Киви» для обуви, есть наночастицы — но они всегда там были! А что, если завтра станет модной приставка «пико» (одна триллионная метра, это уже порядок размера элементарных частиц) — рекламщики придумают «пикокефир»?

В настоящее время существует лишь несколько примеров использования нанотехнологий, да и то в основном они носят экспериментальный характер. Однако несомненно, что уже в ближайшие год-два нас ожидает бум открытий и изобретений в этой области. Рынок нанотехнологических разработок оценивается в 1 триллион долларов — Россия при огромном бюджете исследований вполне может претендовать на значительную долю этого рынка. Кажется, на этот раз мы не пропустим очередную научно-техническую революцию.