Путинская Россия: контуры грядущей политики-2

На модерации Отложенный

Продолжение. Начало статьи здесь.

В чем причины  противостояния между либерал-демократом Путиным и либерал-демократами от оппозиции?

Российские либерал-демократы все мастей, когда-то находившиеся у власти при Ельцине и позже, либо рядом с этой властью и имеющие от нее преференции, ведут буквально войну с ненавистным им Владимиром Путиным. Они реально добились многого и прежде всего - десакрализации, политического режима, используя растущее недовольство властью, прежде всего, в области низкого уровня жизни, а также произволом местных чиновников, растаскиванием  казенных денег, миллиардерами- кровососами, произволом милиции-полиции. В результате, став снова президентом, Путин  перестал восприниматься как некая харизматическая личность, как национальный лидер. Это – несомненно. Но с другой стороны, эти же нападки на Путина – и справедливые, и не справедливые – со стороны либералов, олицетворяющихся в обществе с именем ненавистных Ельциных, Гайдаров, Чубайсов, Черномырдиных, Кудриных и пр.,- способствуют устойчивой общественной поддержке Путина. Такая специфически противоречивая ситуация,  свидетельствующая о «бардаке в головах»,  уводит в тень самое существенное, а именно: Владимир Путин является воплощением сути право- либеральной идеологии, наиболее последовательным продолжателей  «курса» тех же самых Ельцина, Гайдара, Черномырдина, Кудрина и пр. Его противоречие с так называемыми либерал-демократами, точнее их «вождями» (Немцов,  Касьянов, Пономарев, Рыжков и присоединившимся  к ним Кудрина и др.), вызвано не идейно-политическими расхождениями, а тем, что последние оказались вытеснены из системы власти, и они борются за возвращение в неё. Вот и все их «противоречия». И если Путин предложил бы им какие-нибудь должности в правительстве, они охотно стали бы его сторонниками (как это произошло, к примеру, с  губернатором Пермского края Никиты Белых, одного из лидеров «правых неоконов» в недалеком прошлом).

Или другой вероятный сюжет: стоит Путину снять ненавистного в России Чубайса с должности руководителя крупнейшей госкорпорации, как он, Чубайс, немедленно окажется в ряду «либерально-демократической оппозиции» (которую, кстати, он и создавал вместе с Гайдаром). 

Таким образом, речь идет не об идейной социальной оппозиции, когда политике правящей страты противопоставляются качественно другая, альтернативная политика, исходящая из общественных интересов других социальных страт. Речь идет о попытках расшатать позиции  Путинской власти, используя очевидные ошибки, просчеты и даже преступления, совершенные властью, и на этом фоне предложить обществу этих «оппозиционеров».  Расшатав  эти позиции, добившись нужных изменений, в том числе тех, в которых общество действительно нуждается, можно рассчитывать на «плавное» вхождение в правящий класс - так рассуждает праволиберальная оппозиция.  

Разумеется, при этом важно еще раз подчеркнуть  следующее: никаких «родовых»  признаков, разделяющих право-радикальную (уличную) оппозицию от право-радикального правящего меньшинства (команда Путина), не существует. Но это не значит, что данное обстоятельство способствует альянсу этих двух подразделений российских неоконов – на этом пути мощным  заслоном выступает субъективный фактор: сильнейшая взаимная личная неприязнь, а также вопросы кадровой политики. Это – очень серьезное препятствие в любой политике, поскольку  личные интересы (как и неприязнь) в ней  часто превалируют над государственными, общественными. 

Продолжение следует