Кто родился 8 сентября

На модерации Отложенный

Я не стану утверждать, что российская оппозиция появилась именно в день прошедших выборов. Здесь Алексей Навальный и себя не забывает. Впрочем, серьезный политик и не должен отличаться избыточной скромностью. Поэтому, говоря о рождении на московских выборах настоящей оппозиции, Навальный прежде всего имеет ввиду собственное рождение в качестве политика федерального значения.

Действительно, у нас до сих пор не было популярного политика, который мог бы, выступая как самостоятельный персонаж, противопоставлять себя крупным фигурам со стороны власти - прежде всего, конечно же, Путину. Больше там из публичных персон реально никого и нет. Разве что популярный Шойгу. О Медведеве можно говорить уже довольно относительно – он подорвал свою популярность рокировкой с Путиным в сентябре 2011 года, отказавшись от участия в президентских выборах. И на этом все. В последние годы публичная политическая поляна планомерно вытаптывалась для присутствия на ней только одного человека – Владимира Владимировича Путина.

Но и в оппозиции никого не было. Я не беру сейчас в расчет так называемую «системную оппозицию». Нельзя же всерьез называть оппозиционерами Геннадия Зюганова, Сергея Миронова или Владимира Жириновского. И, к сожалению, давно нельзя назвать оппозиционером Григория Явлинского, который уже долгие годы не проявляет себя в публичной политике. Митрохин более активен, но все равно отцом и духовным наставником «Яблока» остается Явлинский. Так или иначе, в системной оппозиции у нас нет ни сильных фигур, ни собственно оппозиционеров. Это партии, которые действуют по открытой или подковерной договоренности с Кремлем. Они даже власть получить не желают.

Популярных деятелей давно нет и среди несистемной оппозиции. Лимонов постарел и, судя по его текстам, поет под официальную дудку, сознательно или бессознательно, дико ревнуя своих коллег-оппозиционеров к их успехам. Ту популярность, которая у него была, он потерял. На Борисе Немцове гирями висят во многом искусственные и навязанные официальной пропагандой ассоциации с 90х годов. Каспаров и вовсе уехал, но он никогда не располагал большой популярностью как политик. Никого нет. Разве что Михаил Прохоров, у которого тоже довольно интересные перспективы. Красивый, яркий, богатый. Вроде бы и занимающий независимую позицию, но в то же время умеющий договариваться с Кремлем. Пожалуй, до последнего времени был только он. Пока не появился Навальный, блестяще выступивший на московских выборах.

Отсутствие Прохорова на этих выборах сыграло против власти. Думаю, он забрал бы у Навального значительную часть голосов среднего класса. Но власть вообще наделала к этому времени кучу ошибок, начиная с того, что сама раскачала ситуацию своей рокировкой тандема в сентябре 2011го. На ровном месте и при полном штиле решила поменять Медведева на Путина, чем уже вызвала раздражение активной части гражданского общества. После она взяла курс на агрессивное морализаторство, прежде всего на сексуальную тематику. Потом объявила странные и не вполне мотивированные выборы московского мэра. И к этим выборам сама же раскрутила Навального, сначала отправив его под суд по непонятному поводу, влепив ему неадекватный приговор и тут же освободив его из под стражи.

Цепочка этих неадекватных и противоречивых действий привела власть к чрезвычайно слабому выступлению на выборах в Москве, опровергнув все социологические опросы и ожидания. Сергей Семенович Собянин, который сам по себе не вызывает плохого отношения со стороны общества, еле-еле преодолел 50%-ную планку. А если учитывать плохую кредитную историю российских выборов и испорченную репутацию выборных институтов, то вполне естественно, когда представитель власти преодолевает порог второго тура всего на полтора процента, у всех возникает обоснованное подозрение, что эти полтора процента высосаны из пальца. Даже если они реальные. Тем более административный ресурс еще никто не отменял. И когда администраторы власти твердят, что это самые честные московские выборы, значит, они подписываются под тем, что все предыдущие выборы были нечестными. Но если те выборы были нечестными, то есть ли основания считать, что эти – честные? Ведь тогда тоже говорили, что все прозрачно и гладко.

Единожды совравши, кто тебе поверит?

Во всей этой истории очевидно одно – власть выступила очень слабо, Навальный выступил очень сильно. Можно говорить о личном успехе Навального. Да, действительно, власть сделала не мало для его раскрутки, но Алексей и сам по себе яркий человек. Он по-современному, по- западному провел предвыборную кампанию, начиная с активного личного общения с людьми. И кончая тем, что выступал вместе с женой. Это тоже в новинку. Наши политики привыкли скрывать своих жен. Тем более, сейчас, когда Путин остался один, все вообще своих жен стесняются – странно, что еще не поразводились в массовом порядке. А Навальный не стесняется. Он умеет выходить с женой на публику, где они вдвоем производят очень позитивное впечатление.

А главное, что Навальный подобрал все протестные голоса избирателей. Его результаты с одной стороны и пассивная явка с другой показывают, насколько эта власть всем надоела. Пока еще не настолько, чтобы запахло баррикадами, к счастью. Но голосовать за нее просто так уже никому не хочется. Инерционно, да - за начальство привычно проголосуют пенсионеры, бюджетники и большая часть людей, зависимых от помощи государства (эту ситуацию несамостоятельности, кстати, именно само государство и создало). Но это уже не любовь. Все пляски с упоминанием первых лиц, будь то Путин или Собянин, все эти девушки в кокошниках, выступления музыкальных ансамблей – уже административный ресурс. И люди, которые приходят на торжественные мероприятия – это тоже административный ресурс. Их ведет туда не собственная страсть или убеждения. В этом серьезное отличие.

Поэтому у Навального имеются определенные основания, чтобы говорить о рождении новой оппозиции. Навальный – политик внесистемный, не связанный ни с какой партией. Партии вообще сели в лужу во время этих выборов. Было продемонстрировано, что сама по себе партия у нас ничего не стоит, как бы она не называлась. Не знаю, какова в дальнейшем будет роль Прохорова, но Навальный однозначно будет концентрировать вокруг себя протестный электорат. Причем, сегодня он включает в себя и либеральную общественность, и значительную часть националистов – мировоззренческие группы, которые обычно очень сложно промеж собою договариваются. Их собрал не столько сам Навальный, сколько само желание выразить свое несогласие с властью. Общего «за» еще не выработано, но общее «против» уже существует. Люди устали от этого застойного вороватого стиля. Серьезный звонок для власти.

Будем надеяться, что обойдется без революций. Однако уже сейчас власть поставлена перед выбором. Либо она ослабляет гайки, дает возможность выйти пару и вступает в переговоры с оппозицией, с тем же Навальным, сглаживая ситуацию. Это было бы разумно. Второй вариант менее разумен, но, увы, куда более вероятен – наоборот, закрутить гайки еще жестче. По той логике, что нанюхались мы тут вашей демократии. Сейчас представителям партии «ястребов» от власти найдется, что предъявить представителям партии «голубей» от власти.

Ну что, хотели чистые выборы? Получили? Чуть было второго тура не дождались? Хватит либеральничать, ребята. Время запускать административный ресурс и фальсификации на полную мощность и спокойно всех давить. Будут возмущаться - есть ОМОН. А для самых несговорчивых и пенитенциарная система. Проверенные временем методы.

В перспективе это гибельная тактика. Потому что она должна сопровождаться массированной пропагандой, которая теряет свою эффективность в эпоху интернета. Телевидения уже не хватает. Кроме того, потребуются масштабные вливания в социалку. С этим тоже могут возникнуть трудности - страна вступает в рецессию. И тогда эта силовая методика, которая в другой ситуации могла бы оказаться продуктивной, завершится серьезной катастрофой.

Однако в настоящий момент закручивание гаек выглядит как наиболее простое, а самое главное, наиболее привычное решение проблемы для тех людей, кто сегодня находится у власти. Поэтому, боюсь, что именно оно и возобладает.