Балтийский блиц. Часть 1

На модерации Отложенный

-  На море оттягивался?

-  Ага.

-  На Средиземном? Чёрном?

-  На Балтике.

Я уже давно привык к внешним симптомам священного озноба, пробирающего собеседника после подобного ответа, и, тем не менее, всегда с ехидной радостью жду этих проявлений. Мои славные соотечественники, по крайней мере, те, что помоложе, за последнюю четверть века открыв для себя Гоа, Кемер, Хургаду, Паттайи и Косту-чего-то-там, в большинстве своём ужасаются перспективе морских процедур на широте Новосибирска и Алеутских островов. Помимо Юрмалы и Сопота, названия балтийских морских курортов – Колобжег (Кольберг), Эланд, Хайлигендамм, - мало что скажут ценителям изнуряющей жары и арабско-турецкого сервиса. Но поскольку мне никогда не хватало задора для критики чужих предрассудков, я рискну предложить свой собственный небольшой, дней на пять, маршрут по российскому северо-западному анклаву, который для туриста, если повезёт с погодой, помимо морских ништяков, предоставит возможность насладиться уникальной природой и приобщиться к своеобразной истории региона.

Будем двигаться по берегу Земландского полуострова против часовой стрелки, и начнём с Куршской косы.

Куршская коса, по-немецки Kurische Nehrung, – узкий длинный песчаный "язык"-полуостров, протянувшийся на сотню километров между морем и заливом, и получивший своё имя от названия племени куршей, проживавших на нём до колонизации Пруссии Тевтонским орденом в середине XIII века. Через косу проходил стратегический тракт, соединявший крепости в Восточной Пруссии с Мемелем (сегодня – Клайпеда), владением Ливонского ордена.

Вид с высоты полёта боинга:

Как только орден крестоносцев, поддерживавший безукоризненный орднунг на косе, пришёл в упадок, начатая в XVI веке хищническая вырубка лесов обернулась песчаной катастрофой: тракт практически исчез и приобрёл дурную славу. 14 посёлков были погребены под толщей песка, одно время даже двери в жилых домах делали из двух половин, чтобы утром через верхнюю можно было выбраться наружу.

Людям ничего другого не оставалось, кроме как прокладывать себе путь у самой воды. Историки утверждают, что самая известная прусская королева, красавица Луиза Мекленбургская, супруга Фридриха Вильгельма III (и по совместительству бабушка российского императора Александра II), заявив "Ich will lieber in die Hände Gottes fallen, als dieses Menschen - Я лучше отдам себя в руки Божьи, чем этого человека", бежала из Кенигсберга от войск Наполеона по льду залива, по практически непроходимой в зимнее время дороге.

В начале XVIII века, когда возник реальный риск превращения залива в озеро и исчезновения мемельской гавани, в прусской печати был опубликован призыв к спасению Kurische Nehrung известного исследователя косы геолога Берендта, а в конкурсе на лучшую идею избавления природы и людей от опасности кочующих дюн победил проект профессора Виттенбергского университета, который предложил разделить полуостров на две зоны: защитную и жилую.

Защитная зона косы по замыслу учёного должна была состоять из пляжевых валов вдоль Балтийского моря, полосы преддюнной низменности и остановленной песчаной гряды. Чтобы дюны не двигались, предлагалось засадить их различными растениями, так чтобы они создавали ступенчатую преграду дующим с моря западным ветрам. А узкая преддюнная зона со стороны залива могла бы стать жилой зоной косы. Защитный вал-авандюна возводился посредством сооружения невысоких хворостяных заборов, которые осаждали летящий с пляжа песок. После того, как они заносились песком, на вновь образовавшемся валу ставили новые ряды заборов и таким образом, после четырех-пятикратных повторений этой операции наращивали проектную высоту вала. Потом для закрепления вала на нём производили посадку трав песколюбов: песчаного овса и колосняка. При закреплении высоких дюн традиционно вначале сажали песколюбивые злаки, а потом синеголовник. Когда пески затягивались мхами, производилась высадка саженцев сосны.

В 1870 году королевским дюнным инспектором по лесовосстановлению был назначен Франц Эфа, (Wilhelm Franz Epha) выдающийся организатор, который также выполнял обязанности начальника службы спасения, главного инспектора рыбнадзора и старшего смотрителя морских купален.

Процесс восстановления грозил затянуться на десятилетия, и потому для энергичного Эфы был совершенно неприемлем, и тогда инспектор разработал новый способ посадки. Впервые для укрепления дюн Эфа стал использовать невысокие прямоугольные клетки из хвороста или тростника, в которые высаживал саженцы сосны с комом земли. Позже на наветренных склонах вместо обыкновенной сосны он стал широко использовать саженцы сосны горной, которая хорошо себя зарекомендовала при закреплении дюн в Дании.

В 1877-1885 году были укреплены высокие дюны близ Росситтена (сегодня – посёлок Рыбачий) и дюны к западу от Ниды, а в 1891 году, окончание масштабных изнурительных работ нескольких сот человек на дюне Петш (Ореховая), грозившей в очередной раз засыпать Пилькоппен (сегодня – посёлок Морское), принесло их организатору почётный титул "Победителя кочующих дюн", и прозвище "Папаша дюнный король", а благодарные жители посёлка назвали вершину этой дюны (61 м) "Высотой Эфа" (Ephas Höhe) и установили памятный гранитный блок. В 1896 году за свои заслуги Франц Эфа получил от имперского правительства орден Красного Орла 4-й степени.

Сегодня въезд на Куршскую косу – платный, 300 рублей с автомашины, очередей на КПП нет, две барышни с миниатюрными кассовыми аппаратами очень оперативно выдают чеки. Движение большегрузов по двухполоске национального парка запрещено, и, возможно, этот запрет невольно несёт помимо природоохранных функций также и асфальтосберегающую: покрытие качественное, без признаков ямочного ремонта.

Чтобы сохранить тонкий и нежный травяной слой косы от бестолковых туристов, к самым интересным местам проложены деревянные настилы-дорожки, сходить с которых под угрозой расстрела запрещается, а к пляжам от "карманов"-паркингов трассы ведут песчаные тропинки, покидать которые также не рекомендуется.

Совдеповский сервис турбаз (в основном – ведомственных) и непредсказуемые условия частного сектора потихоньку разбавляют новенькие гостевые дома, которые предлагают трансфер, комфортные номера, ресторан, велопрокат и экскурсионные услуги. Так, например, выглядит территория гостиницы в Рыбачьем – посёлок расположен на заливе в бухте Чёрной горы, в самом широком месте косы; от него далековато до моря (около 3 км), зато дорога к пляжу идёт через роскошный хвойный лес.

Итальянские пельмени стоило бы написать с одной "л", но и так хорошо.

Ресторанная версия ухи "по-царски", со свежевыловленным в заливе балтийским угрём (Аnguilla anguilla) – визитной карточкой калининградских пунктов приёма питания, сопровождается 50 г и расстегаем:

Среди всех достопримечательностей Куршской косы, несомненно, самым загадочным и мистическим является "Танцующий лес", именуемый в народе также "Пьяным".

Сосновый лес на дюне Круглая (нем. Runderberg) был высажен в 1961 году в рамках очередной программы по укреплению песков косы.

Это - вход в него

Поначалу на саженцы одного из участков площадью примерно один квадратный километр лесники не обращали внимания, и лишь через годы была замечена странная аномалия: оказалось, что стволы сосен изгибаются в самых фантастических и не поддающихся простому логическому объяснению формах, в то время как растущие вне периметра участка деревья имеют самый обыкновенный вид.

Над внятным объяснением этого феномена британские ученые бьются не один десяток лет. Наиболее абсурдными можно считать экстрасенсорную гипотезу о какой-то особой "космической энергетике" данного места, конспирологическое предположение о тайных нацистских экспериментах Аненербе (неподалёку с 1922 по 1945 год находилась Росситтенская планерная школа, останки её зданий ещё можно обнаружить в лесу) и совсем уж идиотскую версию о существовавшем в этом месте, но захлопнувшемся, "портале в мир духов". Наиболее правдоподобными выглядят версия о заражении группы сосновых саженцов личинками бабочек-побеговьюнов из семейства листовёрток (Rhyacionia) и версия, связанная с особенностями геологического строения дюны Круглой.

На Высоте Эфа находится наблюдательная площадка, с которой открывается вид и на море, и на залив.

На фото: виден посёлок Морское и мыс Грабст. На горизонте - Литва.

Бывшая лютеранская кирха Росситтена, построена в 1873 году. Сегодня в ней располагается православный храм Сергия Радонежского:

Улица посёлка Рыбачий:

Кафе "Рыбный двор":

Fish (балтийская корюшка, Osmerus eperlanus) and chips (балтийский картофель, Solanum tuberosum):

Артефакты ушедшей эпохи:

Ангары рыболовецкого колхоза "Труженик моря":

Пляж. Песок и море, полный минимализм.

Песок-то он песок, однако в полосе прибоя - галечник, поэтому в начале заплыва снимите ботинки и свои носки, затем походите вокруг по коврику, сжав пальцы на ногах в кулаки будьте осмотрительнее:

Вышка Лукойла на шельфе и горизонте:

Обитатели косы. Vulpes vulpes: очень быстрая для камеры

...но всё-таки решила попозировать

Всем нам хорошо знакомый, Капитан Очевидность, не преминул бы вслед за Джеймсом Райли блеснуть трюизмом "Если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, утка и есть". Anas platyrhynchos:

Жук из семейства усачей (Cerambycinae):


Окончание дня первого. Продолжение следует.