Федеративная Украина – так ли страшен черт, как его малюют?

Победа Януковича на президентских выборах всколыхнула проигравшую сторону. Она забурлила идеями федерализации страны...

Ничего нового. Как правило, пораженцы поднимают на щит, в общем-то, очевидные истины. Своим почти 19-летним существованием в качестве независимого государства украинское общество с периодичностью выборов президента подтверждает факт, лежащий на поверхности – нет единой украинской нации, а существует, как минимум, два различных народа.

90 лет активной украинизации российских территорий не имело сколько-нибудь решительного успеха у населения Юго-Востока республики, которое по-прежнему предпочитает мыслить на русском и читать деткам перед сном Пушкина, а не мазохистскую нудятину назначенных сверху гениев украинской словесности. Это дало повод Кучме на презентации своей книги «Украина – не Россия» констатировать пренеприятный факт: «Украину мы создали. Теперь мы должны решить более трудную задачу – создать украинцев».

Тем и занимаются власти – не обустройством доставшихся им на халяву территорий, а ковкой нового народа из нескольких несовместимых по составу элементов. Ведь ещё Тарас Шевченко отмечал племенную разнородность Украины: «Бог его знает, только эта волыно-польская песня столько же похожа на песню днепровских лыцарей, сколько похож я на китайское божество».

Украинцы не единая нация, а в терминах популярной ныне Теории пассионарности Льва Гумилева «этническая химера» в чистом виде. А химера – это принудительный контакт некомплиментарных народов разных суперэтнических систем, при котором исчезает их своеобразие. «Этнические химеры» возникают в зоне активного противостояния двух несовместимых суперэтносов. В нашем случае – европейско-католического и русско-православного.

Слишком мы разные – жители Запада и Востока. У нас была разная историческая судьба, разные герои. Успешного красного командира Ковпака не усадить на одну лавку с террористом и политическим неудачником Бандерой. Молодогвардейцев из Краснодона не примирить с душегубами из Нахтигаля.

Дмитрий Кублицкий, президент фонда «Европа XXI», активный пропагандист автономизации Западной Украины и введения в правописание латиницы, подводит итог своих многолетних раздумий: «Между нами лежит настолько широкая пропасть, что разойтись каждому в свою сторону – более рационально, чем пытаться строить мост».

Может быть, совсем расходиться по отдельным национальным квартирам сразу и не обязательно, а вот попробовать жить в федеративной «коммуналке» есть смысл. Идея федерализма в Украине вполне может стать национальной идеей, тем более, что на федерализации в последнее время больше настаивают «захидные» интеллектуалы.

Идеология федерализма

Из почти двух сотен государств – членов ООН, добрая треть формируется на федеративных началах. Смысл федеративной идеи заключается в возможности демократической организации крупных и сложных государств, включающих в себя самобытные территориальные образования. Следовательно, федерализм – это определенный порядок согласования экономических и культурных интересов между субъектами союзного объединения.

Однако не существует двух одинаковых моделей федеративного государства (одних толкований термина «федерализм» канадский политолог У. Стюарт насчитал 267), хотя принципы федерализма во многом совпадают.

Любопытен и поучителен федеративный опыт Германии – лидера Евросоюза.

Германия – воплощение федеральных начал

Германия с середины 19 века, когда железная воля Пруссии объединила враждующие немецкие княжества, является федеративным государством. С момента и вступления ГДР в состав ФРГ Федеративная Республика Германии состоит из 16 земель.

Важная деталь – официальным литературным языком и языком делопроизводства является немецкий язык, но в качестве регионального языка признан также нижнесаксонский (нижненемецкий) язык, который считается действительным в ЕС. Т.е. фактически Германия имеет два узаконенных государственных языка.

Федеральными и земельными администрациями руководят соответственно федеральные и земельные правительства, которые стоят во главе исполнительных органов.

Сильным звеном, цементирующим федеративный характер государственного строя, является бюджетный процесс. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней – федерации (центральный бюджет), земель (региональные бюджеты) и общин (местные бюджеты).

Не буду внедряться в дебри бюджетных взаимоотношений «земель» и «центра», отмечу лишь наиболее принципиальные моменты, интересные для нас.

На крепких плечах «земель» и общин лежат почти 100% общегосударственных расходов на коммунальное хозяйство, учреждения образования и здравоохранения, свыше 80% всех расходов на транспорт, дорожное или жилищное хозяйство, почти 3/4 расходов на содержание государственного аппарата и свыше 40% расходов по управлению государственным долгом.

Налоговая система «земель» включает около 25 налогов. Земли получают налоги на имущество, наследство, налог на покупку земельного участка, налог на автомобили, пиво, проведение лотерей, налоги с игорного бизнеса. Бюджеты земель утверждаются ландтагами на один год.

Центр изымает в полном объеме так называемый налог на порок (на крепкие алкогольные напитки, сигареты), все налоги на потребление (кроме налога на пиво) и все таможенные пошлины.

Совместные налоги:

подоходный налог (федерация – 42,5%, земли – 42,5%, общины – 15%);

налог на корпорации (федерация – 50%, земли – 50%);

налог с оборота (федерации – 65%, земли – 35%).

На этом можно остановиться. Главный вывод из германского федерализма – участники федерации функционируют на вполне хозрасчетных принципах. Т.е., «что посеешь, то и пожнёшь». Лично мне сие по душе. Введи аналогичную систему в Украине и сразу всем будет понятно, кто жнец, а кто лишь на дуде игрец. У многих свидомых деятелей из западных областей поубавится гонора. Почему? Поясню.

Украинский хозрасчет

Сможет ли выделившиеся в федеративный анклав Малороссия с Донбассом, Слобожанщина и Новороссия с Крымом успешно существовать в экономическом плане? Без всяких натяжек – да. Каковы экономические предпосылки для нормального развития возможного федеративного субъекта?

Семь Юго-Восточных областей (Днепропетровская, Запорожская, Донецкая, Луганская, Николаевская, Одесская, Харьковская области), включая АР Крым с Севастополем произвели в докризисном 2007 году 48% украинского ВВП – 346,245 млрд. грн.

Научно-экономический потенциал промышленного Юго-Востока может стать решающим фактором в восстановлении экономики региона.

Флагманы ВПК – легендарные «Южмаш» и «Мотор-Сич», Малышевский танковый мастодонт, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП), знаменитые «Хартрон» и «Турбоатом» и другие производители продукции двойного назначения при умелом рациональном руководстве на базе кооперации с российскими профильными предприятиями имеют шанс на восстановление былого величия. А значит консолидировать в казну «Малороссии» (назовем Юго-восточные земли их исконным именем, которым вплоть до Октябрьского переворота большевиков в 1917 года никто не чурался) изрядные средства.

Именно здесь в 2007 году на торговые площадки выкатили более 80% всего объема произведенных и собранных в Украине автомобилей. Тракторостроители произвели 100% тракторов для сельского и лесного хозяйства. Со стапелей черноморских верфей уходят в плавание суда различного класса – от сухогрузов и барж до десантных кораблей.

«Голубое топливо» добывается компанией «Нафтогаз» исключительно на Харьковщине и черноморско-азовском шельфе в объемах 19-20 млрд. куб. м. Это примерно 80% того, что нужно промышленности региона. А если в полной мере освоить черноморский шельф, то можно будет говорить о полной газовой независимости.

Четыре десятка домен Юго-Востока, курящих дымок, являются главными донорами экономики, обеспечивая львиную долю всех поступлений в госбюджет и зарабатывая половину всей валюты от экспорта.

«Тяжелый» уголь Донбасса – стратегический запас, который может быть в полной мере востребован в форс-мажорных обстоятельствах энергетического кризиса.

Южный берег Крыма далек от исчерпания своего туристического потенциала. Из этого источника ещё черпать и черпать.

А что же западные области страны, т.н. будители национального «видродження»? 10 «оранжевых» областей (кроме русинской Закарпатской обл.), которые на выборах подавляющим числом голосовали в 2004 году за Ющенко, а в 2010 году за Тимошенко, в 2007 году выдали на-гора 130,606 млрд. грн. ВВП, т.е. всего 18% от общего объема.

Если сравнивать русскоязычную Донецкую область и оплот свидомости Львовскую, Ивано-Франковскую и Волынские области (по численности населения они несколько превосходят донетчан: 4,97 млн. против 4,54 млн.), то картина будет ещё более удручающей. Донецкая область произвела 92,1 млрд. грн. ВВП, а «Пьемонт» с гонором на три Польши – 30,68 млрд. грн.

Но Бог с ней, с промышленностью. Не повезло в истории: ни поляки, ни австрияки не заморачивались промышленным развитием своих украин. Как не старались Советы, но и им до конца не удалось сформировать из туземного населения индустриально «точных» людей. Они так и остались по мироощущению хуторянами, идеал которых олицетворяет кабанчик, любовно подрощенный к осени, и заробитчанство на все четыре стороны, «воспетое» ещё Михайлом Коцюбинским.

Может, они землю работать умеют лучше слобожан? Ведь существует расхожее мнение, что западные регионы обеспечивают всю Украину сельхозпродукцией. Посмотрим на статистику, любезно предоставленную Госкомстатом.

Сравниваем тех же региональных лидеров. Сразу отмечу очень важную деталь – количество сельских жителей в Донецкой области в 2,36 раза меньше, чем на Львовщине (423 тыс. против 1,001 млн.). К тому же климат Западной Украины более мягкий и обильный. Если кто-то думает, что и пропорции производства основных продуктов Агропрома в областях будут соответствующими, то спешу очень сильно разочаровать. В 2009 году Львовская область засыпала в закрома родины 0,822 млн. тонн зерна. Донетчане оказались гораздо более щедрыми и производительными – их вклад 1,724 млн. тонн.

Донецкие хлеборобы собрали урожай лишь незначительно (на 7,9%) уступающий совокупному урожаю трёх наиболее свидомых областей Украины: Львовской, Волынской и Ивано-Франковской. Сельские «вуйки» числом 2,29 млн. человек (в 5,4 раза больше числом донецких аграриев) намолотили 1,86 млн. тонн зерна.

Может, с поголовьем свиней – главного украинского сельского бренда – у хуторян Запада все в порядке? Однако и здесь «украинцы со знаком качества» скромны. Поголовье кабанчиков во всех категориях хозяйств на начало 2010 года во Львовской области – 298,4 тыс., в Донецкой – 441,8 тыс.

Лидерство в сельском хозяйстве шибко европеизированных галичан далеко не очевидно. По данным за январь 2010 года, Львовская область произвела молока на 9,6% меньше Донецкой области, мяса на 17% меньше, яиц в 3,6 раза меньше. С овощами та же картина. Только картохи «захидняки» традиционно нарывают гораздо больше донецких крестьян.

Спрашивается, как они живут с такими экономическими показателями? Ответ прост – как галушка. Во-первых, на гастарбайтерские переводы – треть трудоспособного населения на чужбине в поте лица своего добывают хлеб насущный и куют ВВП хозяевам и при этом умудряются обеспечивать на выборах явку под 90%. Во-вторых, «захидняки» не стесняются пользоваться средствами госбюджета, перераспределяемых из регионов-доноров в их депрессивные палестины. При этом не таят хамства по отношению к соотечественникам из юго-восточных регионов, нарекая их «совками», «маргиналами», «русскоязычным быдлом».

Может, Пьемонт является инкубатором «мозга нации»? Не слыхать, не видать. Вместо мозгов оттуда поставляют в избытке пустоболов, беснующихся на всяких ток-шоу. Ленин о таковых говорил: «Это не мозг нации – это говно». А мы добавим: визга много, а шерсти нет.

По всем направлениям Юго-Восток представляет собой вполне самодостаточную политическую, экономическую и культурную категорию. Поэтому заявка на федеративность это не вопли и сопли, а рациональный подход к делу.

«Западной Украине НАДО отделяться, иначе мы никогда не вылезем из этого «восточного совка» с их национальным геноцидом» – заклинают в интернете галичане. Господи, услышь крик души захребетников и сделай Галичину самой незалежной частью Европы. А нам будет: визгливая баба с возу – кобыле легче.

Всецело поддерживаю идею федерализации Украины, как первый шаг каждой части страны жить в соответствии со своими возможностями. И чтобы меня, жителя Востока, не учили патентованные дуры вроде пани Фарион, как правильно произносить имена моих детей и внуков. Нравится ей вместо Никиты мыкать Мыкыта, или вместо Николай мычать Мыколай – жовто-блакытный стяг в руки. Пущай своих чад обзывает хоть Гапками, хоть Полынарками, это уже будет её личное дело.

Источник: http://www.imperiya.by/club4-7270.html

3
204
4