Предшествующие части "мемуаров" о своей жизни в СССР описывали учебу в школе, процесс поступления в ВУЗ, участие в стройотрядовском движении, чисто житейские проблемы, сопутствовавшие учебе иногороднего студента в большом городе. Пришла пора поговорить немного собственно и об учебе в СССР, опять же на основе собственного опыта.
Дабы не затягивать разговор возьму сразу, как говорят, "быка за рога".
Перед Вами Выписка из Зачетной ведомости, приложенная к моему диплому (регистрационные номера я за ненадобностью стер), тут можно ознакомиться с перечнем "наук", что тогда преподавали по специальности № 0624 "САУ" Факультета Электрификации и Автоматизации (ФЭА) в ЛЭТИ:
К сожалению, Выписка не дает представления об объеме преподававшихся наук. Все-таки Выписка - это не программа. Нам, к примеру, в те времена казалось избыточным число часов занимаемых, как тогда говорили, общественными науками. Хотя, если посмотреть на эту выписку, то вроде бы и не так уж их было и много. Можно по-разному относиться ко всем тогдашним общественным наукам. Кто-то предает их ныне анафеме, а я думаю, что хоть и в искаженном виде, а науки эти дали некую схему, скелет, на который каждый на свой вкус и в соответствии с собственными воззрениями мог наращивать оболочку, а если уж кому-то было совсем невтерпеж, то он мог и сам "скелет" перекраивать. Ведь, чтобы прийти куда-то или к чему-то, важно иметь отправную точку, начало координат, так сказать. Другое дело, что дорога могла оказаться более извилистой и не близкой, если начало этих координат от истинного их положения было дальше, чем нам бы хотелось. Как минимум, в моем понимании, науки эти хоть немного, но способствовали развитию у нас, студентов, способности к риторике, ораторскому искусству. Может быть, кому-то это и покажется лишним для технических работников, но такие навыки улучшают общительность человека, его способность к коммуникации с другими членами общества, а значит и к лучшему взаимопониманию. Не исключаю, поэтому, и того, что господа, заседающие ныне в правительстве, не могут найти общего языка с большей частью общества в своей собственной стране, отчасти, и потому, что в свое время плохо учили или вовсе прогуливали эти самые "общественные науки", чем теперь иногда ещё и похваляются. Не возьмусь говорить за всех, но мне они явно помогли в повышении личной общительности. Моя любовь к чтению, привитая, наверное, тем, что среди моих знакомых было много литераторов плюс курс общественных наук позволили мне даже государственный экзамен по научному коммунизму (был в то время обязательным даже в техническом ВУЗе) сдать на отличную оценку, одному из четырех человек на потоке, несмотря на то, что я к нему практически не готовился….
До сих пор вспоминаю одного деятеля, преподававшего нам исторический материализм. Саму науку не помню, может быть, потому, что в среднем на лекции он посвящал ей минут пятнадцать, занимая большую часть времени пространными философскими рассуждениями и полу - юмористическими высказываниями о жизни вообще и окружавшей нас действительности, в частности. Этакий В.Мельниченко советских времен (если кто не знает кто это - на Youtube послушайте его афоризмы). Надо сказать, что сам он был заядлым "моржом". И прямо на лекции как-то пообещал, что студенты, регулярно посещающие лекции и семинары по его дисциплине, написавшие, к тому же, реферат, вместо его экзамена во время сессии смогут насладиться балетом или оперой, к примеру, в Мариинском театре (так он и называл в ту пору ещё Кировский театр). А нерадивые студенты будут "хвосты" свои ему сдавать у Петропавловской крепости, в проруби…. По сей день в ушах стоит его жизнеутверждающий призыв к нерадивым слушателям: "В прорубь! В прорубь! Сукины дети!" Надо сказать, что народ на его "лекциях" заполнял аудиторию почти полностью. При этом из-за хохота, который не раз возникал в аудитории в ответ на реплики нашего философа, сторонний наблюдатель, проходивший мимо по коридору, мог подумать, что в аудитории кто-то дает юмористическое представление. Кстати, он выполнил обещание и мы, не поленившиеся написать реферат по его предмету (когда ещё такое "счастье" могло в нашем техническом-то ВУЗе выпасть?), получили от него в зачетку положительную оценку "автоматом", что в то время было уникальным, единственным в своем роде, случаем. Делая запись в мою зачетку, он все-таки задал мне "дополнительный" вопрос: "Как думаешь исторический материализм в жизни защищать?" На что я бодро, не моргнув глазом, сразу же ответил: "Делом!". "Правильно!"- заключил он, - Словами ничего никому не докажешь!". Если же говорить серьезно, то в первой половине обучения особенно запомнился курс ТОЭ (Теоретические Основы Электротехники). Читал его нам замечательный человек. Блестящий лектор, знаток предмета и преподаватель, как говориться, "от бога" - Эдуард Павлович Чернышев.
Уже одно то, что я помню до сих пор его по имени-отчеству, говорит о том, какое большое впечатление он на меня произвел, да и не только на меня. Не знаю как у кого нынче, но в те далекие времена, в нашем учебном заведении существовало правило - студенты выпускного курса после "последнего звонка" писали на листочках три фамилии преподавателей (в порядке приоритета), лучших с их точки зрения. Листки собирали и объявляли результаты подсчета голосов. Так вот Э.П.Чернышев занял первое место в этом опросе с большим отрывом. И, судя по всему, это было мнение не только нашего курса. Предмет его занимал два полных семестра и был настолько объемным, что за один только семестр конспект его лекций занимал три общих тетради в клеточку (по 96 листов) при записи строчек в каждой клеточке! Сказать, что на его лекциях, несмотря на то, что для них выделялись самые большие аудитории, всегда был полный аншлаг, это не сказать ничего. Народ начинал собираться за 15-20 минут до начала, даже если лекция шла первой парой с утра. Это объяснялось стремлением занять лучшие места. Дело в том, что темп чтения лекции у него был очень высок, а акустика не везде была на высоте. Поэтому стоило не расслышать что-то, времени на то, чтобы уточнить у соседа не было. Приходилось оставлять место для последующей правки. Иначе конспектирующий сбивался, и ему уже трудно было следить за смыслом излагаемого лектором материала. Я уже говорил в одной из предыдущих частей, что расписание экзаменов в сессию составлялось у нас с учетом интересов студентов. Так вот, его экзамен мы поставили вторым (первый был запланирован нами, как обычно, на 31 декабря) и выделили на него максимальное число дней подготовки - 6. Помню до сих пор, что однократное прочтение конспекта лекций по ТОЭ, включая разбор всех тонкостей, с привлечением дополнительной литературы занял у меня все эти 6 дней. После столь подробного разбора материала, второй раз я успел прочесть конспект уже во время езды в метро по пути на экзамен (время в пути 35 минут).
Вот сохранившийся снимок тех лет - я за чтением как раз того самого конспекта по ТОЭ, и, если ничего не путаю, он был сделан 1 января, после только что просмотренного новогоднего хоккейного матча "Монреаль Канадиенс" - ЦСКА (3:3).
Запомнилась ещё традиционная для ЛЭТИ олимпиада по ТОЭ, на которой предлагалось решить три достаточно каверзных задачи. В качестве приза Э.П.Чернышев обещал тому, кто решит все три задачи поставить "отлично" за экзамен без его сдачи, тот, кто решит хотя бы одну задачу освобождался от решения задачи на самом экзамене. Олимпиада была организована для двух смен. В первой половине дня - для второй смены, во второй половине дня - для первой.
У нашей группы была первая смена, но мы, парни, пошли в первой половине решать задачи, оставив своих девчонок писать конспекты лекций, которые ради олимпиады решили пропустить. Задачи на олимпиаде оказались достаточно сложными и емкими, поэтому мы разбились на группы и каждая "грызла" свою задачу. В результате, каждый из нас, насколько я помню, по одной задаче успешно одолел в своем варианте. Вернувшись с олимпиады, мы принялись уговаривать своих девиц сходить и тоже попробовать, вооружившись нашими черновиками. Они сильно сомневались в своих способностях, но мы их убедили, что стоит попробовать, т.к. задачи вряд ли изменят для второй смены принципиально, а принцип решения всех трех задач мы им быстро изложили. В результате, одной, самой продвинутой, нашей девице с помощью наших "наработок" удалось решить все три задачи.
Э.П.Чернышев, хитрец этакий ни словом, ни взглядом более со дня проведения олимпиады не обмолвился о том, собирается ли он и в самом деле выполнить свое обещание. Помню эту нашу девицу, которая, по ее собственному признанию, не готовилась, в отличие от всех нас, к экзамену и пришла на него с замиранием сердца, то бледнея, то краснея от сомнений, а вдруг преподаватель уж и забыл про свое обещание. Слову он своему не изменил и пятерку ей поставил, а всех кто решил задачу освободил от решения оной на экзамене. На консультации накануне, единственное, что он просил, чтобы все мы спали в ночь перед экзаменом не менее 7 часов. Если, как он говорил, вы были на лекциях, читали конспект и разбирали материал, мы его из вас вытащим, но при этом вы должны быть в состоянии воспринимать наши вопросы. Практика показывает, что если человек не выспался, он не воспринимает адекватно вопросы экзаменатора и тогда не удается установить контакт с ним. На экзамене я это ощутил в полной мере. Когда он задавал дополнительные вопросы, сразу зачастую было сложно даже сориентироваться, каких разделов данной науки они в первую очередь касаются. Преподаватель переформулировал вопрос и так, и эдак и вдруг совершенно неожиданно для меня самого ответ как бы сам выскакивал из моего рта. Меня вроде бы как "вырвало" им… Начинал анализировать, да нет ничего он мне не подсказывал, просто вопрос другим боком ко мне повернул и тот при таком ракурсе нашел отклик у меня в голове! "Ну, вот видите. Вы же это знаете!" - удовлетворенно подбадривал Э.П.Чернышев. Таким образом экзамен превращался в дополнительную форму занятий, закрепляющую уверенность ученика в своих силах и знаниях. Это, конечно, кардинально отличается от ЕГЭ-шного проставления галочек в квадратиках выбора правильного ответа. Уникальный случай, экзамен ещё не закончился, а мы сдавшие его уже сбросились и послали гонца купить цветов. Цветов для преподавателя - мужчины! Такого никогда не было у нас. Считалось тогда, что цветы мужчинам не дарят. Но и дарить спиртное с конфетами тогда ещё принято не было. В общем недовольных оценкой своих познаний в тот раз не оказалось, как и обещал преподаватель. Даже те, кто получил "трояк", были полностью удовлетворены совпадением преподавательской оценки и их самооценки.
В процессе обучения попадались, конечно, самые разные по своим методам и подходам преподаватели, со своими предпочтениями и "тараканами" в голове. Все как у всех, наверное, нормальных людей. Одна преподавательница на третьем курсе натурально "достала" меня. Она преподавала нам такой предмет как "Электротехнические материалы", или, как мы его называли, - "тряпки". Так я ей зачет сдал только с 5-го раза. Это было нечто! На каждый мой очередной "заход" я приходил все более и более подготовленным и мой "вынос" происходил на все более глубоком уровне проработки материала. Дошло до того, что последние три раза я уже даже не открывал конспект и справочные материалы, хотя это дозволялось. На правах уже "бывалого" раздавал консультации направо и налево в процессе подготовки ответов на вопросы, заданные сидевшим рядом студентам из других групп (а сидели мы за круглым столом). В результате, эти проконсультированные мною студенты получали зачет, а мне преподавательница начинала задавать дополнительные вопросы, требовавшие все более глубоких познаний, до тех пор пора я оказывался не в состоянии дать четкий ответ на очередной из них. Когда на 5-й раз она все-таки поставила мне зачет, я, дождавшись её росписи в зачетке, спросил ее о причине столь "пристального" ко мне внимания. Её ответ меня ошарашил настолько, что я его не забыл до сих пор: "Вы мне просто понравились - заявила она, - И мне захотелось, чтобы вы получше знали мой предмет!" О, женщина! Знала бы она, что в этот промежуток устроенного ею мне суперинтенсивного изучения ее предмета я ещё и стенгазету стройотрядовскую готовил к конкурсу. А поскольку сроки и окончания зачетной недели и начала конкурса стенгазет примерно совпадали, то у меня просто не было времени, чтобы элементарно поспать. Именно этому отрезку моей студенческой жизни соответствует мой личный рекорд - 3-е суток без сна. Получение последнего зачета по "Электротехническим Материалам" и сдача стенгазеты на конкурс пришлись на один день. Газету даже вывешивать у меня уже не было сил, я ее просто отдал командиру отряда, после чего еле доплелся до общаги и, придя к себе, рухнул на кровать, погрузившись в здоровый и крепкий 17-ти часовой непрерывный сон.
Специализация моей группы обучения имела военную направленность. Но, вообще-то, из нас старались сделать специалистов достаточно широкого профиля. За оборонный уклон МО доплачивало нам к стипендии 10 рублей (поэтому у нас она и была 45 рублей, а не 35, как на гражданских специальностях). В чем сказывался этот самый оборонный уклон? Формально у нас у всех была оформлена 2-я группа допуска. На самом деле это только звучит так солидно, а каких-то серьезных секретов нам в соответствии с этим допуском доверять было не положено. Были отдельные лабораторные работы, по которым отчеты мы составляли в пределах тех помещений, в которых их проводили. При этом преподаватели говорили нам: "Смотрите и запоминайте. Когда институт закончите, мы вас сюда уже не пустим". Наша институтская кафедра САУ вела научно-техническую деятельность в соответствие с подрядными договорами со специализированными проектными организациями. Выполнение этих работ давало достаточно материала для аспирантов и научных сотрудников для их диссертационной деятельности, а нам, студентам, для дипломных работ и даже курсовых проектов. Бывало, что в качестве курсовой работы мы, студенты, фактически занимались обсчетом тех или иных процессов, которые составляли, как я понимаю, какую-то маленькую часть общей кафедральной изыскательской работы по указанным выше договорам. Нам руководители курсовых работ так и говорили, что сами не знают, что может в результате получиться, потому советовали дело это не затягивать. Кстати, так оно и однажды и вышло. В самом разгаре сдачи курсовых проектов, вдруг выяснилось, определяемый всеми нами методами математического анализа минимум кривой чувствительности фотоэлемента следящего устройства, на самом деле таковым не является. Нашлась такая студентка среди нас, которая взяла и тупо подставила значение аргумента меньшего по значению определенного ею минимума, и это значение вполне себе удовлетворило исходному выражению! Мы, помнится, даже ходили на кафедру математики и с их помощью убедились, что в случае нашего довольно сложного для анализа выражения происходит так называемая потеря производной. Потому расчетным путем выйти на истинный минимум нам и не удавалось. Это натолкнуло меня на мысль построить номограмму по точкам, тупо вычисляя их в районе прогнозируемого минимума, и тем самым определить конкретную характеристику фотоэлемента в графическом виде. Это мое решение очень понравилось руководителю курсовой работы, и он, помню, особо меня за это выделил. Я так понял, что вольно или невольно подал нашим научным работникам какую-то хорошую идею. Не буду, наверное, далее утомлять рассказами о длительном процессе собственного обучения в ЛЭТИ. Все-таки учеба, как и работа, будучи вещью полезной, не всегда может оказаться интересной для не вовлеченных в процесс ее осуществления граждан. Скажу только, что после возвращения из последнего своего стройотряда я узнал имя своего руководителя по дипломной работе. В процессе знакомства с ним получил и тему для своей работы. Но об этом в следующий раз…
Возможность оставлять комментарии временно отключена
Михаил Рекус
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
2013-09-21
# 29524646
Пожаловаться
Привет коллега!
С интересом прочитал Ваши воспоминания.
Я оканчивал Дзержинку, электрофак в 1970, и тоже был удостоен по ТОЭ пятёрки без экзаменов, то ли за курсовую работу, то ли за ещё за что то, не помню точно, однако об этом я узнал в день экзамена.
0
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Волжанин
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
ответил Михаил Рекус
2013-11-02
# 30761110
Пожаловаться
Да Вы старожил! Я в 1971-м только поступал...Не ржавеют душой ветераны! Удачи Вам...!
1
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Комментарии
С интересом прочитал Ваши воспоминания.
Я оканчивал Дзержинку, электрофак в 1970, и тоже был удостоен по ТОЭ пятёрки без экзаменов, то ли за курсовую работу, то ли за ещё за что то, не помню точно, однако об этом я узнал в день экзамена.