О спорт! Ты - ?

На модерации Отложенный Тот спорт, которым занимался барон Пьер де Кубертен, возрождая Олимпийские игры, и который мы видели на телеэкранах и вживую в ХХ веке – умирает. Буду рассуждать, как человек, который какое-то время  занимался спортом, а сейчас занимается физкультурой. Мне всегда нравились «конкретные» виды спорта: плавание, борьба, легкая атлетика, штанга, бокс. Пробежал быстрее всех (поднял больше всех, кинул или прыгнул дальше или выше) – и ты – чемпион!

Но есть иные виды спорта: гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание, прыжки в воду…там чемпион определяется составом судей. В этих видах спорта все зыбко, все построено на договоренностях и взаимных обязательствах, подвержено коррупции и взаимным интригам. Все исполняют красиво свою программу, одеты в красивые костюмы, движения их выверены. А судьи отдают предпочтение кому-то одному. И очень злятся, когда их спрашивают: «Почему?»

Потому что объяснить – невозможно. Всегда это будет оправданием. А оправдываешься – значит, виноват. Есть еще один аспект. В преддверии матча века между Карлом Льюисом и Беном Джонсоном (легкая атлетика, бег на 100 метров) мне встретилось где-то в печати такое соображение: «Как это все происходит? Подписываем договор о телетрансляции с несколькими компаниями, договариваемся со спонсорами, арендуем стадион, печатаем билеты и продаем их через распространителей и в кассах, проводим рекламную компанию на телевидении и в прессе о том, что состоится «матч века», объявляем суммы призовых выплат участникам, всеми способами нагнетаем ажиотаж, чтобы публика пришла и заполнила стотысячный стадион, устанавливаем дополнительные софиты, решаем вопрос со звуковым оформлением и развлекательной программой – и что мы имеем в итоге?

Бег двух мужчин наперегонки

Примерно такая же история происходит с боксерскими поединками – но те хотя бы не 9 секунд длятся. Отрешившись от того, что на ринге – боксеры, а на дорожке – спринтеры, в сухом остатке приходит понимание того, что это – развлекательное шоу.  Разницы между победителем и побежденным нет.
И задача такого действа – не определение победителя, а сбор денег (получение прибыли). Кто тут вспоминает о спорте? Кто в этом случае может объяснить мне разницу между поп-певцом и поп-спортсменом? Они даже допинг употребляют одинаково – только его химический состав разный.

Антидопинговая истерия тоже убивает спорт. Мне, как бывшему спортсмену, непонятно, как можно ждать высоких достижений от спортсменов, если не помогать им средствами фармакологии. Вот этот наивный детский вопрос, задаваемый с полуоткрытым ртом: «Неужели чемпионы применяют допинг?! – Да, деточка. Welcome to the real world!»  Антидопинговый комитет все это объявляет вредной «химией» и поступает самым простым образом – запрещает и карает. По большому счету все, что мы едим – это все - химические соединения. Мы едим целлюлозу, клетчатку, белки, жиры, углеводы, альдегиды, кислоты, щелочи… Что из них и в какой пропорции в нас намешано – неведомо никому, в том числе и антидопинговому комитету. И в этом случае объявление любого спортсмена персоной «нон-грата» зависит только от того, как глубоко будут исследованы его анализы.То есть спортивная борьба теряет первоначальный смысл и определенность.

А на пороге – генетически модифицированные продукты и генетически измененные спортсмены. Это люди, которым будут внедрены гены скорости, силы, выносливости… Чем дальше будет развиваться генетика, тем меньше останется нам от традиционного спорта – он плавно перетечет или в развлекательные виды деятельности или в игровые. Так современный цирк родился из гладиаторских боев.

Я думаю, что современный спорт в его нынешнем виде умрет лет через 20-30, появится что-то другое – новое и непривычное. И кто-то другой - надеюсь, что не Леонид Тягачев (бессменный председатель МОК России), скажет:

«Спорт умер – да здравствует Спорт!»