Кино пообещали широкоформатную поддержку

На модерации Отложенный

В 2010 году государство выделит на съемки кинофильмов 5 млрд рублей. Кино сможет выжить только за счет субсидий и заказов с телевидения

ВАЖНЕЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ

В следующем году государство намерено выделить на поддержку кинематографа 4,9 млрд рублей. Это на 55% больше, чем в 2009-м, постановили на заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии.

«Выход» кинопродукции должен возрасти соответственно: в этом году российскими кинематографистами было снято около 80 художественных фильмов, а в следующем году их, видимо, будет примерно вдвое больше.

Без поддержки столько фильмов создать не получится: до сих пор коммерчески окупаемыми становятся только одна из десяти российских картин, а большинство из них снимается только благодаря государственным деньгам. В 2009 году с «поддержкой» было тяжело, к тому же, на экономический кризис наложились организационные реформы: Федеральное агентство по культуре и кинематографии было упразднено, а его функции были переданы Министерству культуры.

В результате, в 2009 году были приостановлены съемки, как минимум, 70 кинопроектов, а в прокате находилось на 20% меньше картин, чем в аналогичный период 2008 года – причем из 167 фильмов лишь 31 были отечественными.

ВОРЫ ИЗ СЕТИ

У производителей есть железное объяснение того, почему они не могу зарабатывать самостоятельно: их произведения воруют. В этом году индустрия как никогда страдала от DVD- и сетевого пиратства: легальные продажи фильмов на DVD упали на 60–70% .

Россияне стали экономить, а использование торрентов приобрело массовый характер. По оценкам кинокомпаний, недополученный доход равен заработанному в прокате. Так, по подсчетам

«Индустрии Кино», недополученная прибыль нового фильма Карена Шахназарова «Палата №6», выдвинутого Россией на «Оскар», составила 4,1 млн рублей, в то время как в прокате картина собрала лишь чуть больше 3 млн. Вышедшая 3 сентября, она уже 5-го была залита на несколько сайтов, откуда была скачана не менее 8600 раз.

Соответственно и продажа прав на DVD теперь приносит продакшн-студиям в разы меньше дохода: год назад – от $400 000 до $1 млн, сейчас – $300 000 за фильм.

ГОЛУБОЙ ЭКРАН ВМЕСТО БОЛЬШОГО

Сейчас кинорынок начинает медленно восстанавливаться: в производстве находится уже около 300 кинопроектов, примерно столько же, сколько в прошлом году. У RWS, одной из крупнейших отечественных кинокомпаний, в первом квартале в производстве находилось лишь два проекта, сейчас – девять.

На доходы от кинопроката производители по-прежнему не очень рассчитывают – он остается русской рулеткой: может выстрелить, а может и нет. Кинокомпания «Каскад», к примеру, выпустившая недавно фильм «Лопухи. Эпизод первый», в прокате собрала на 20% меньше запланированного.

Так что все новые фильмы создаются, как правило, с прицелом на телевизионный показ. «Амедиа» начала съемки «Спального района» для «Первого канала», ЦПШ уже сдала «России» «Пелагею и белого бульдога» и «Исаева», идут съемки 24-серийной истории про «русского доктора Хауса» – «Доктор Тырса», на этапе разработки сценария – новый «Шерлок Холмс».

У телеканалов, которые остались едва ли не единственными заказчиками, появилась возможность требовать от производителей снижения цен: как говорят в «Амедиа», активно работающей с «Первым каналом», стоимость сериала упала на 30%.



Чтобы оставаться на плаву, уверен руководитель дирекции маркетинга и развития телеканала «Россия» Глеб Алейников, киношникам придется умерить амбиции, – окупить дорогие масштабные проекты теперь будет очень сложно. Кризис сформировал планку окупаемости фильма – бюджет не должен превышать $3 млн, включая расходы на маркетинг. Так что ближайшее будущее – за малобюджетным кино.

Прямая речь «Девяносто из ста кинопроектов не окупаются» Генеральный директор маркетингового агентства «Планета Информ» Дмитрий Литвиново выживании кинобизнеса в кризис:
Те производственные компании, которые снимают сериалы, и те, что снимают художественные фильмы, находятся в разной ситуации: телесериал делается на 90% под заказ канала и гарантированно покупается, 80% таких компаний – «околоканальные».

С большим кино – по-другому, здесь все менее предсказуемо. Интерес к нему со стороны телевидения есть, но покупают меньше и дешевле, чем раньше. В среднем, закупочные цены снизились на 40% от докризисных. И это страшно, несмотря на то, что кинокомпании постарались ужать стоимость производства в два раза – если раньше средний бюджет прокатной картины (не блокбастера) составлял от $2 до 4 млн, то сейчас он где-то $1 – 2 млн. Страшно потому, что очень мало картин реально прибыльные, 90 проектов из 100 не окупаются, если нет невозвратных денег, вроде государственных. А деньги каналов были одним из гарантированных источников дохода, и в докризисные времена давали кинопроизводителям до $1 млн за покупку прав за первые четыре показа.

Рассчитывать на прокат в кинобизнесе особо не приходится, потому что это, как рулетка – может выстрелить, а может, и нет.

И все это на фоне катастрофического снижения DVD-продаж – за год они упали на 60 – 70% за счет DVD- и сетевого пиратства. Если раньше за права на выход DVD кинокомпаниям платили от $400 – 600 тысяч, а на блокбастеы доходило до $1 млн, то сейчас $300 тысяч, поэтому снижение стоимости производства было лишь попыткой компенсировать падение доходов, но оказалось недостаточным для восполнения баланса.

Существует оптимальный бюджет для коммерческого фильма, чтобы он окупился – на мой взгляд, он не должен превышать $3 млн, а желательно $2 – 2,5 млн, потому что еще минимум $1 млн уйдет на рекламу. Чтобы окупить такой проект, нужно собрать минимум $8 млн, тогда рентабельность будет равна 20%, с учетом того, что половина сборов остается кинотеатрам и 15% из доли продюсера забирает дистрибьютор.

В целом, можно сказать, что рынок выравнивается, к тому же произошла его санация: ушли несистемные игроки – те, кто приходил в бизнес за амбициями, снять один проект. Остались профессионалы, поэтому, несмотря на то, что в следующем году картин будет меньше, все они будут качественные – «Утомленные солнцем-2», «Любовь-Морковь-3», «Варвара», «Карантин», «Любовь в большом городе-2».

На какой-то момент было заморожено 70 проектов, но сейчас сказать, как изменилась эта цифра, сложно – кто-то возобновил работу, кто-то совсем закрыл проект, отказавшись от затеи. Подводить итоги будем в декабре.