Трехлинейкой по мозгам

На модерации Отложенный

Марина Виноградская

Едва прошел первый месяц учительского отпуска, а в образовании к новому учебному году напланировали уже столько всякого, что в школу неохота даже возвращаться. В ней так усиливают «воспитательный компонент», что на все остальное, кажется, времени уже не останется.

Недовоспитанные дети

Усиливать «воспитательную работу» среди молодежи начали еще несколько лет назад, когда стало понятно, что молодые люди активно участвуют в протестных митингах. Военно-патриотическое воспитание, «Юнармия», советники по воспитанию, кадетские классы в огромных количествах появились в школах задолго до февраля этого года. Но именно этой весной детей окончательно взяли в идеологический оборот: в школу потек поток методичек с объяснением кремлевской идеологии и целей «специальной военной операции». 

При этом статистика показывает, что спецоперацию на территории Украины меньше всего поддерживает молодежь. Опрос «Левада-центра» (признан иноагентом) в конце июня показывает, что 36% жителей России в возрасте 18-24 лет против нее; при этом в целом среди всех взрослых жителей страны противников боевых действий только 20%). Какие выводы должны сделать из этого власти? 

Что молодежь-то мы упустили. Не занимались достаточно ее воспитанием. Не внушали ей гордость за страну и готовность умереть по первому приказу. Вырастили обывателей, озабоченных только своим комфортом. 

Вот, например, коллега моя, Инна Кабыш, хороший поэт, между прочим («Кто варит варенье в июле, тот знает, что выхода нет») недавно разразилась в «Литгазете» гневной статьей о своих учениках: мол, попросила их написать сочинение про самый яркий день их детства — хороший или плохой. А они написали о загранпоездках! Хороший день — когда «плотно пообедали со множеством десертиков и пошли купаться», а плохой — «когда летели на Мальдивы, заложило уши и не прошло до вечера». Надо написать сатирический рассказ в духе Зощенко — издеваются над лагерем, в котором были обшарпанные стены и невкусная еда. Обыватели, сокрушается Инна Кабыш. «Такими ли были мы, принимавшие ветеранов в почетные пионеры, игравшие в тимуровцев, собиравшие макулатуру и металлолом?».

По мне, так пусть лучше ребенок не знает ничего страшнее заложенных ушей и невкусной каши. И пусть его лучшим днем станет счастливый день с мамой и папой на пляже, с морем и солнцем, чем сбор макулатуры (ну собирала я ее в детстве, в чем счастье-то?).

Нынешние взрослые почему-то уверены, что детство современных детей, лишенное отрядных сборов, комсомольских собраний, смотров строя и песни, линеек и прочего металлолома, — это детство обокраденное, недостойное, обывательское. А лечение прописывают привычное: читать «Тимура и его команду» и, конечно, вступать в пионеры. 

Под наблюдением президента

Главная новость этого лета в области образования — появление аналога пионерии, нового всероссийского движения детей и молодежи, закон о котором президент Путин подписал 14 июля, а 20-го согласился возглавить его наблюдательный совет. Организация будет добровольной и самоуправляемой, а в качестве своих целей заявляет «содействие воспитанию детей, их профориентации, организации досуга». 

Особенно, конечно, воспитанию, «включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей». (список ценностей, если кто забыл, содержится в утвержденной в прошлом году Стратегии национальной безопасности, пункт 91).

Сначала движение решили назвать «Большая перемена» (это, в общем, понятно: как только задумывают что-нибудь на школьную тему, будь то журнал, раздел в газете, федеральный конкурс или телеграм-канал Минпроса, самым креативным вариантом оказывается «Большая перемена»: с ума сойти, тут ведь есть второе значение!). Но оказалось, что уже есть такой федеральный конкурс, так что движение осталось без названия.

А как же Российское движение школьников и «Юнармия»? А новое движение станет зонтичным и объединит их все: по закону, они могут в него влиться. Чего же не хватало РДШ и «Юнармии»? 

Всеохватности и административного ресурса. Все это у них теперь есть: в пункт 19 части 3 статьи 28 Закона об образовании внесена новация, обязывающая образовательные учреждения оказывать «содействие деятельности российского движения детей и молодежи»; закон о движении позволяет создавать его первичные ячейки в школах и колледжах.

Движение, пока безымянное, получает государственные субсидии и недвижимость, ранее бывшую в федеральной собственности — в частности, может претендовать на бывшие дворцы и дома пионеров, пионерские лагеря, и начинает заведовать детским отдыхом в лагерях. Замруководителя Росмолодежи Дамир Фаттахов рассказал РБК, что движение может стать «ключевым оператором детского отдыха» и у его участников может быть приоритет при распределении путевок в детские лагеря.

Означает ли это, что пиво… то есть путевки в лагеря — только членам движения, история еще покажет. Но руководство движения точно бедствовать не будет: финансовые перспективы открываются колоссальные. Пилите, Шура, пилите! 

В измененном сознании

Взрослые (не сказать старые), управляющие страной, кажется, решили открутить колесо истории лет на 50 назад и вернуть детей в собственное детство — даже не детство их родителей (нынешние сорокалетние уже практически не застали пионерии), а в детство бабушек и дедушек. Глава комитета Думы по просвещению Ольга Казакова так прямо и сказала Газете.ру: «Это несправедливо, когда у родителей возможностей больше, чем у следующего поколения. У нас такое движение было. Давайте дадим детям такую возможность. А потом будем рассуждать — плохо это или хорошо (…) После того, как развалилась советская система образования, последующим поколениям был нанесен ущерб. Это плохо сказалось на всех процессах, которые сопровождают рост ребенка. Значит, мы обязаны вернуть это детям». 

Нынешние чиновники откровенно считают поколения, выросшие без государственной идеологии, потерянными. Например, начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков, представляя учительской аудитории новый проект «Разговоры о важном» (речь о нем впереди), сказал, что в результате отмены государственной идеологии «мы получили целое поколение — деидеологизированное, которое черпало эти идеологические установки из других частей света. Как результат, мы имеем потерявшихся в идеологическом плане людей». Для того, чтобы это исправить, считает он, учителя должны не только уметь отвечать на трудные вопросы молодых людей, но и «уметь заразить их своей идеологией».

Его совершенно не смущает, что единая идеология в стране запрещена Конституцией РФ (статья 13), а Закон об образовании гарантирует учащимся «свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений» (ст. 34, п. 10). 

Говоря об идеологии, Новиков честно сказал: «Я не хотел бы стесняться этого слова — потому что если мы посмотрим на приоритеты воспитания, мы увидим много направлений, которых мы раньше стеснялись: подъем флага, классные часы, патриотическое воспитание, идеология, вообще ценности». Он даже подчеркнул: «Наша работа — идеологическая — направлена на изменение сознания».

Может ли ученик при этом придерживаться других убеждений? Ольга Казакова на вопрос «что, если взгляды ребенка на жизнь противоречат государственным», отвечает: «Если противоречат, значит, где-то недоработали. Не разъяснили ребенку».

Впрочем, Козьма Прутков давно уже догадался, как благодетельно будет введение единомыслия в России: «Можно даже ручаться, что каждый, желая спокойствия своим детям и родственникам, будет и им внушать уважение к «господствующему» мнению; и, таким образом, благодетельные последствия предлагаемой меры отразятся не только на современниках, но даже на самом отдаленном потомстве».

Значит ли это, что чиновникам, чьи высказывания так явно противоречат Конституции и Закону об образовании, придется как-то за это ответить? Очень маловероятно. Меня тут скорее тревожит будущее Конституции и Закона об образовании. Кстати, не беспочвенно. Министр просвещения Сергей Кравцов уже предложил внести в закон поправки: добавить целую главу о воспитательной работе: «Важно, чтобы воспитание стало частью школьного образовательного процесса. Педагоги и родители с малых лет должны заниматься воспитанием своих детей, в которое входит изучение истории страны, ее символики».

Поправками в Закон об образовании были озабочены и участники встречи родителей, учителей и чиновников, которая прошла 27 июня на площадке МИА «Россия сегодня». 

Речь в основном шла о том, чтобы устранить всякую вольницу в образовании и ввести единый для всей страны «золотой стандарт». 

Поправки уже подготовлены и одобрены Минпросом, их представила все та же Ольга Казакова, которая сказала: «Мы, депутаты, предлагаем принять основные образовательные программы, «золотой стандарт» знаний для всех школ страны, закрепить его юридически, подкрепить организационными моментами и закрепить эту зону ответственности за государством в лице Минпросвещения России. Это также снимет нагрузку с наших учителей, потому что вариативность создает излишний документооборот». Учебники тоже станут едиными. Все это называется «единым образовательными пространством». 

Деукраинизация школ

В «единое образовательное пространство» с этого учебного года Россия собирается включить также самопровозглашенные и ныне признанные Россией «ЛНР» и «ДНР», а также Запорожскую и Херсонскую области, которые принято именовать «освобожденными территориями». Министр просвещения Сергей Кравцов подписал договор о сотрудничестве с главами «ЛНР» и «ДНР», сам привез в Херсонскую область первую партию российских учебников и вручил аттестаты российского образца выпускникам херсонской школы, которая первой получила российскую аккредитацию. 

Не менее 250 учителей из России уже выразили желание поехать на эти территории, чтобы наладить преподавание в новом учебном году. Им пообещали платить по 7-8 тысяч рублей в день (с учетом суточных и денег на жилье; впрочем, это все равно значительно выше средних учительских зарплат по стране, которые в некоторых регионах составляют 24-26 тысяч рублей в месяц, то есть практически в десять раз меньше оплаты, предлагаемой командированным на «освобожденные территории»). 

Запустить образовательный процесс, построить детей на линейку, поднять российский флаг, сыграть гимн, посадить за парты и показать репортаж по Первому каналу — это обязательная часть образовательной программы России на востоке Украины. Сергей Кравцов говорит: «Школьникам, занимавшимся по украинским учебникам, которые несли идеологию нацизма, говорили об агрессии в отношении России. Мы проанализировали более 300 украинских учебников, обнаружили, что это была целенаправленная система. 

Когда школьники уже давно мыслят в этом направлении, сложно поменять их мнение. Но мы над этим будем работать». 

Украинские педагоги, для которых сейчас организуют «методические семинары» на местах, рассказывают, что основной упор делается на «историю России» и «гражданско-патриотическое воспитание». 

Союз нерушимый

Подъем флага и гимн по понедельникам ожидается на всем «едином образовательном пространстве». В нашем климате красивые линейки на плацу у школы и взлет знамени по флагштоку, вымечтанные чиновниками, возможны только в сентябре и мае, так что пришлось придумать специальный церемониал для «внутреннего употребления»: как поднимать знамя в вестибюле, актовом зале или спортзале.

Сгонять всю школу на подъем флага не будут, школа может выбирать группы учеников. Но остальным все равно придется прослушать «краткую версию гимна» — один куплет и припев. Далеко не все учителя радуются еженедельному советскому гимну: у многих он вызывает не лучшие ассоциации, да и помнят его все по-разному: одни на автомате поют про Сталина, другие — про Ленина. А «Священная наша держава», сколько ни учи текст, никак не перешибет слова «Союз нерушимый республик свободных…» — усвоено навеки.  

И даже самым лояльным учителям иногда кажется, что еженедельный флаг и гимн — это перебор. Даже в нашем советском детстве линейки с подъемом флага регулярно бывали только в летних лагерях. 

В школах гимн и внос знамени полагались лишь по большим праздникам; тогда, пожалуйста, и знаменную группу собирали — сама в такой ходила, в красной пилотке, белых перчатках, с лентой через плечо, под барабанный бой.

По новому церемониалу знаменные группы, куда выбирают лучших школьников, должны носить знамя каждую неделю и еще специально тренироваться: «Важно выдержать «шаг в ногу» знаменной группы, что предусматривает определенные тренировки для знаменной группы перед осуществлением церемонии». В тех школах, где церемониал ввели в конце прошедшего учебного года, он пока не особенно впечатляет: наверное, тренировались мало.

Те, кто на церемонии не присутствует, не останутся без воспитательных мероприятий: на первом уроке в понедельник учитель должен проинформировать о составе знаменной группы и огласить «календарь памятных дат общегосударственного и локального значения на неделю». Ну и гимн с учениками спеть, да. 

Разговоры государственной важности

Следующее нововведение — те самые «Разговоры о важном», которые представлял учителям чиновник АП Сергей Новиков. Это разработанный сотрудниками Института стратегии развития образования РАО курс из 34 занятий — по сути, классных часов, посвященных историческим и памятным датам. К учебному году его собираются разместить на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Внеурочная деятельность». Некоторое время назад программа курса была размещена на сайте, но на момент подготовки материала снята с него; впрочем, есть уже подробные разработки курсов. В основу предлагаемых материалов, по-видимому, лег Календарь образовательных событий, который каждый год готовило Министерство просвещения в помощь классному руководителю и завучу по воспитательной работе.

Ничего особенно идеологического по сравнению с Календарем образовательных событий в «Разговорах о важном» не появилось: так же отмечаются 8 марта и 23 февраля, День снятия блокады, День космонавтики и День победы; из писательских юбилеев отмечен, кажется, только юбилей Сергея Михалкова — скрепно. 

Но раньше Календарь носил рекомендательный характер, а теперь «Разговоры о важном» становятся обязательными; раньше школы сами разрабатывали материалы классных часов (некоторые вообще игнорировали Календарь и сочиняли свои программы воспитательной работы), а теперь единые материалы для всей страны готовят централизованно. 

Конечно, учителям говорят, что это для их же пользы — чтобы они просто получали готовые разработки уроков, видеоматериалы и методички. Но и с них ответственность не снимается. Генеральный директор общества «Знание» Максим Древаль на презентации «Разговоров о важном» сказал им: «Вы помогаете ему [ученику] сформировать фундамент, на котором он будет строить свое будущее и будущее нашей страны. Очень важно заложить в этот фундамент ключевые ценности, в том числе любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм. Особенно важно говорить об этом именно сейчас, когда против России развернута информационная война и осуществляются попытки переписать историю и культуру нашей страны». 

А контролировать эту деятельность в школе будут специальные люди — советники по воспитанию. Не то вожатые, не то политруки. В минувшем году они работали в десяти регионах страны, с нового учебного года появятся, по словам Сергея Новикова, еще в 35 субъектах Федерации. И, конечно, в школах на востоке Украины.

Истории много не бывает

Главный идеологический предмет — конечно, история. Ее преподаванием государство займется вплотную: сократит число учебников, оставив только самые правильные, и внедрит повсеместный истпросвет. 

Еще весной министр Кравцов пообещал начать комплексную работу по историческому просвещению, которая включает в себя преподавание истории с 1 класса, но потом уточнил: ««История изучается, она будет изучаться с пятого класса, но уже с начальной школы можно обсуждать в рамках предмета «Окружающий мир» историю своей семьи, своего края, своего региона, малой родины. Посещать музеи, выставки — это можно делать будет в рамках внеурочной, внеклассной деятельности».

В 9 классе планируется ввести дополнительный модуль «Введение в новейшую историю России» из 14 уроков (правда, пока неясно, откуда они возьмутся в расписании) и преподавать его параллельно с историей XIX века, которая изучается в этом классе. Модуль этот разработан все в том же Институте стратегий развития образования РАО, который придумал и «Разговоры о важном», и как минимум часть весенних уроков, посвященных обоснованию спецоперации. 

Вероятно, смысл внедрения этого модуля в том, чтобы дети, уходящие после 9 класса, тоже получили свою порцию историко-идеологического воспитания и правильной трактовки событий ХХ и ХХI веков. 

В модуле освещаются только основные темы: революция, Великая Отечественная война, распад СССР и «возрождение страны» с приходом В. В. Путина. В последнюю тему модуля включены достижения современной России; кроме того, планируется осветить включение Крыма в состав России и признание «ЛНР» и «ДНР». 

В 10-11 классах планируется ввести курс «Россия — моя история». Сергей Кравцов обещает, что это нужно, чтобы старшеклассники еще раз могли «пройти всю историю нашей страны»; кроме того, как сказал министр, «сегодняшние события, связанные с прекращением восьмилетней войны, которую вел киевский режим в отношении Луганской и Донецкой народных республик, также займет достойное место в этом курсе» (так в тексте). 

В общем, в новом учебном году у нас будет еще больше истории в ее правильной трактовке, еще больше военного патриотизма, еще больше идеологии.

Как сказал Сергей Новиков, не надейтесь пересидеть время перемен: «как прежде уже не будет».

Вы уже соскучились по школе?