Как Англия изгнала евреев и как они туда вернулись
На модерации
Отложенный
Июль 17, 2022 | Раввин Менахем Левин
Раввин, который сыграл важную роль в их возвращении 400 лет спустя.
Небольшое количество евреев жило в Англии с римских и англосаксонских времен, но они стали организованной общиной только при Вильгельме Завоевателе в 1066 году. Он поощрял еврейских купцов и ремесленников переезжать из северной Франции в Англию, и они очень хорошо жили там в финансовом отношении.
Однако, через некоторое время английские евреи начали испытывать жестокий антисемитизм; они подверглись нескольким кровавым наветам и обвинениям якобы они осквернили христианские религиозные символы. Одновременно с коронацией Ричарда I (Львиное Сердце) в 1189 году антиеврейские беспорядки вспыхнули в Лондоне и распространились на другие города. Евреи Йорка были заперты в замке и, зная, что они попали в ловушку, раввин Йом Тов из Джойни призвал их покончить жизнь самоубийством, чтобы не столкнуться с мучительной смертью от рук толпы или принудительным крещением.
Король Генрих третий.
При Генрихе III Английском евреи должны были носить отличительный знак, их подвергали огромным финансовым преследованиям.
Вторая баронская война в 1260-х годах привела к серии нападений на еврейские общины в Англии, только в Лондоне 500 евреев были трагически убиты.
Изгнание
В конечном счете, евреи были изгнаны из Англии Эдуардом I. Его мотивация была отчасти финансовой: как только они были изгнаны, их имущество стало собственностью короны.
Англия стала первой европейской страной, которая изгнала евреев.
18 июля 1290 года был издан Эдикт о высылке. Шерифам всех английских графств были выданы приказы, предписывающие обеспечить выполнение указа, который изгонял евреев из страны к 1 ноября. Евреям разрешалось увозить с собой только движимое имущество.
К сожалению, Эдикт об изгнании встретил только небольшое сопротивление со стороны нееврейского населения. Англия была фактически первой европейской страной, которая изгнала евреев. Большинство изгнанных английских евреев поселились во Франции и Германии. Процесс их возвращения начался почти 400 лет спустя, отчасти благодаря раввину Менаше Бен Исраэлю.
Ранняя жизнь раввина Менаше Бен Исраэля
Раввин Менаше родился на португальском острове Мадейра в 1604 году с марранским /конверсо именем Маноэль Диаш Соейро. Его семья переехала в Нидерланды в 1610 году.
Амстердам в то время был важным центром еврейской жизни в Европе. Именно здесь семья раввина Менаше открыто вернулась в иудаизм. Раввин Менаше получил наилучшее образование в сефардской традиции. Он преуспел в изучении Талмуда и обладал глубоким знанием Танаха. Он свободно владел спектром еврейской мысли от рационалистической школы Рамбама до сочинений более поздних каббалистов.
Портрет того, что считается раввином Менаше бен Исраэлем
Раввин Менаше также получил всестороннее светское образование. Он свободно владел 10 языками и имел широкие знания в области медицины, математики и астрономии. Он был начитан в классической литературе и трудах раннехристианских богословов.
Когда Хачам Узиэль умер в 1620 году, раввин Менаше был провозглашен раввином сефардской общины в удивительно молодом возрасте 18 лет и вскоре стал одним из самых известных проповедников в новом центре сефардского еврейства.
Раввин Менаше, свободно владеющий 10 языками, был провозглашен раввином сефардской общины в возрасте 18 лет.
Вскоре после вступления в эту должность раввин Менаше женился на Рахель Соейро, прямом потомке раввина дона Ицхока Абарбанеля, с которой у него родилось трое детей.
Раввин Менаше возвысился не только как раввин и писатель, но и как печатник. В 1626 году он основал первую еврейскую типографию в Амстердаме (на самом деле, во всей Голландии), названную Emes Me'Eretz Titzmach (истина прорастет из земли). Его печатный станок использовал новый шрифт, который позже был скопирован многими европейскими типографиями. Хотя в конечном итоге это стало процветающим бизнесом, оно не могло содержать его семью, и раввин Менаше страдал от бедности большую часть своей жизни.
Одна из самых ранних работ раввина Менаше, El Conciliador, опубликованная в 1632 году, получила немедленное признание. Написанная на испанском языке, работа опровергает аргументы самопровозглашенных критиков Библии. Книга была одной из первых, написанных евреем на современном языке, который также представлял интерес для христианских читателей. Соответственно, это принесло раввину Менаше репутацию в ученом нееврейском мире.
Со временем его слава ученого и эксперта по всем вопросам обучения и науки распространилась далеко за пределы Голландии. Некоторые из самых выдающихся ученых и деятелей мира искали его дружбы и совета. Королева Швеции Кристина, художник Рембрандт и государственный деятель и философ Гуго Гроций были среди его нееврейских корреспондентов и друзей.
Тем не менее, несмотря на все свои светские знания и славу, раввин Менаше бен Исраэль посвящал большую часть своего времени изучению Торы. В дополнение к защите Торы от многих критиков, раввин Менаше написал много других меморандумов в защиту идей Торы, включая воскресение, реинкарнацию и божественное происхождение души.
Его глубокое знание каббалы побудило ускорению пришествия Мессии, что в конечном итоге привело к возвращению евреев в Англию.
Новая идея привести Мессию
В 1644 году раввин Менаше встретил Антонио де Монтезиноса, португальского марранского еврея, который был в Новом Свете. Монтезинос убедил его, что южноамериканские индейцы Анд были потомками 10 потерянных колен Израиля. Это предполагаемое открытие дало новый импульс мессианским надеждам рабби Менаше, поскольку расселение евреев по всему миру понималось как признак того, что Мессия приближается.
Изображение избитых евреев, из 13Й-английской рукописи века. Фигуры синего и желтого цвета имеют на себе значок в форме двух табличек, идентифицирующих их как евреев.
Воодушевленный этой идеей, раввин Менаше обратил свое внимание на Англию, откуда евреи были изгнаны с 1290 года, и работал над тем, чтобы получить разрешение на их возвращение туда, надеясь таким образом ускорить прибытие Мессии.
В 1650 году он написал «Надежду Израиля», которая была впервые опубликована в Амстердаме на латыни и испанском языке, в ответ на письмо шотландского теолога Джона Дюри, в котором в 1648 году говорилось о притязаниях Монтезиноса.
В ней он выразил надежду, что евреи вернутся в Англию, чтобы ускорить окончательное искупление. Раввин Менаше также подчеркнул свою дружбу с парламентом и объяснил, что им движет дружба с Англией, а не финансовая выгода.
В том же духе в 1651 году раввин Менаше предложил королеве Швеции Кристине быть ее агентом в получении ею еврейских книг. В беседах с ней он попросил ее рассмотреть возможность сделать Скандинавию убежищем для еврейских беженцев. Он описал, как евреев вынуждали кочевать из одной страны в другую. Он почти преуспел в своем обращении, но Кристина отреклась от престола, и план не осуществился.
Тем не менее, Кристина продолжала иметь позитивные отношения с иудаизмом и защищала еврейскую общину Рима, когда она переехала туда, используя свою власть бывшего регента.
Раввин Менаше привлек внимание многих протестантских богословов, которые, как и он, были убеждены в скором появлении Мессии и, естественно, желали узнать взгляды еврейских богословов по этому вопросу.
С наступлением Пуританского Содружества вопрос о реадмиссии евреев находил все большую пуританскую поддержку. Поэтому раввин Менаше написал вступительное послание к английской версии своей «Надежды Израиля» в 1650 году, адресованное парламенту Англии, надеясь завоевать его благосклонность и добрую волю, чтобы евреи могли быть вновь приняты в страну.
Ответ — «Послание к ученому R' Menashe ben Israel» (1650), написанный сэром Эдвардом Спенсером, членом парламента от Мидлсекса, — настаивал на обращении в христианство до того, как мессианские пророчества об Израиле смогут исполниться. Очевидно, что это не обсуждалось, и вполне понятно, что вопрос по этой причине был снят на некоторое время.
Тем не менее, усилия раввина Менаше привлекли интерес лорда-протектора Англии Оливера Кромвеля. Кромвель особенно симпатизировал еврейскому делу из-за своих пуританских взглядов, более терпимых склонностей и прагматичного взгляда на то, что еврейский купец принесет пользу английской торговле.
Раввин Менаше указал на преимущества, которые Англия может извлечь из предоставления евреям разрешения на переселение в Англию и разрешения евреям соблюдать еврейские законы.
Представитель Кромвеля в Амстердаме контактировал с раввином Менаше, и выдал ему пропуск для поездки в Англию.
Прибытие в Лондон
В ноябре 1655 года раввин Менаше прибыл в Лондон, где опубликовал свои «Скромные обращения к лорду-протектору», меморандум, в котором он опроверг предрассудки против евреев. Он также указал на преимущества, которые Англия может получить, предоставив евреям разрешение на переселение в Англию и позволив евреям соблюдать еврейские законы.
Кромвель созвал Уайтхоллскую конференцию в декабре 1655 года. (Не похоже, чтобы Р' Менаше выступал на этой конференции, хотя его брошюра была представлена там.) Присутствовавшие на встрече юристы сделали официальное заявление о том, что ничто в английском праве не препятствует расселению евреев в Англии. Однако вопрос о его желательности был гениально обойден Кромвелем, так как общественное мнение было против принятия евреев, и Кромвель хотел избежать поражения по этому вопросу в парламенте.
Но дверь уже была открыта для постепенного возвращения евреев. Джон Эвелин даже записал в своем дневнике под датой 14 декабря 1655 года: «Теперь евреи приняты».
Тем не менее, процесс был медленным несмотря на поддержку Кромвеля и защиту раввина Менаше, поскольку британское духовенство и богатые торговцы делали все, что в их силах, чтобы предотвратить его реализацию.
Дело Роблеса
Первый крупный положительный результат усилий Р' Менаше был замечен в «деле Роблеса». Антонио Родригес Роблес (1620-1690) был марранским купцом, родившимся в Фундау, Португалия. Его семья пострадала от рук инквизиции, и он поселился в Лондоне в качестве торговца в середине 17 века и не имел никакого отношения к крипто-еврейской общине.
Когда его собственность была конфискована как собственность вражеского иностранца после начала войны с Испанией в 1656 году, он успешно получил освобождение на том основании, что, хотя он и не обрезан, он был не испанцем, а португальцем «еврейской нации». Он выиграл дело, и земля ему была возвращена.
Несмотря на то, что он не смог получить официального разрешения на переселение евреев в Англию, Р' Менаше выдвинул эту тему на видное место перед правящими умами Англии. Он также добился признания того факта, что ничто в английском праве не препятствовало реадмиссии евреев, и в 1656 году устное обещание Кромвеля, поддержанное Государственным советом в деле Роблеса, разрешить евреям вернуться в Англию и свободно исповедовать свою веру.
Со временем результаты его адвокатуры окажутся еще более далеко идущими.
Теоретически, успешный исход «дела Роблеса» установил право исповедующих иудаизм евреев жить в Англии.
В результате евреи из Голландии, Испании и Португалии попали в Великобританию и со временем все больше интегрировались в британское общество. В 1753 году английским евреям было официально предоставлено гражданство, а в 1858 году — формальная эмансипация.
Открытие Америки для евреев
Раз ни один закон не запрещал возвращение евреев в Англию, это означало, что ни один закон не запрещал евреям переезжать в Новый Свет и жить на контролируемых Великобританией территориях и колониях.
Работа раввина Менаше заложила основу для того, чтобы евреи смогли селиться в будущих Соединенных Штатах и Канаде.
Точно так же, как британские североамериканские колонии заселялись английскими поселенцами в конце 17 века В этом столетии работа раввина Менаше заложила основу того, что евреи стали частью поселений в будущих Соединенных Штатах и Канаде.
Таким образом, в дополнение к открытию Англии для евреев, действия Р' Менаше также, возможно, открыли дверь для образования крупнейшей общины евреев в диаспоре в будущих Соединенных Штатах Америки и Канаде.
Последние дни и наследие
К сожалению, несмотря на исторические достижения, раввин Менаше покинул Англию сломленным, без гроша в кармане, чувствуя, что он не достиг своей цели. Он также пережил личную трагедию, когда его сын Шмуэль, который сопровождал его, скончался на второй день Рош ха-Шана в 1657 году.
Раввин Менаше отплыл в Мидделбург, в Голландии, где жил его шурин, чтобы похоронить своего сына. Через некоторое время сам раввин Менаше скончался 14 -го числа месяца Кислев. Он был похоронен в Бейс Хаим Аудеркерк-ан-де-Амстел.
Версия этой статьи первоначально появилась на иврите
<hr/>
Об авторе
Раввин Менахем Левин является генеральным директором JDBY-YTT, крупнейшей еврейской школы на Среднем Западе. Он служил раввином конгрегации Am Echad в Сан-Хосе, штат Калифорния, с 2007 по 2020 год. Он является популярным оратором и писал для многочисленных публикаций.
Комментарии
Впечатляющий жизненный путь, многое осуществил из задуманного
книги Михаила Бруштейна "Антисемитизм как Закон Природы" приводится подробная статистика по годам, как изгонялись, уничтожались еврейские общины в течение тысячелетия
И объясняется самое важное, как уменьшить, полностью избавиться от антисемитских фобий, приобретающих разные формы, виды
Что зависит от сегодняшнего поколения народа, какую задачу он должен выполнить
Вся книга здесь : http://antisemitizm.kabbalah.info/book1/contents/